Аўторак, 19.03.2024, 09:12
Прывітанне, Госць

Загадкавы госць пад маскай, які адшукаў у пыльных архівах надзвычайна цікавы допіс.

І нават прыклаў фотаздымак з асабістага архіва:

Нелегальный съезд учителей 1906 г. Сидят (слева направо) в нижнем ряду: Семен Маткович, Иван Голос, Якуб Колас; в верхнем ряду: Язэп Пощицкий, Андрей Дуб, Янка Яхимович, на плечо Якуба Коласа опирается Тарас Гуща.

 

Тишина.

Якуб Колас. Ну что, братки, начнем наш нелегальный съезд? Надо работать быстро и тихо. (Заглядывает в бумагу.) Решаем первые два вопроса – это важнейшие вопросы, без определения которых ни один учитель просто не может существовать. Мы должны определить цели и задачи образования формирование высокообразованной духовно-нравственной личности гражданина Республики Беларусь носителя ценностей национальной и мировой культуры формирование у учащихся систематизированного представления о мире обществе и человеке ценностного отношения к биосфере научно-техническим нововведениям и культурным инновациям готовности к рациональному природопользованию и потреблению, здоровому образу жизни и безопасному поведению овладение учащимися основами наук формирование у них готовности к непрерывному образованию трудовой деятельности самостоятельному жизненному выбору и адаптации в социуме созидательному и ответственному участию в жизнедеятельности семьи общества и государства создание условий для духовно-нравственного и физического развития учащихся овладения ими ценностями национальной и общечеловеческой культуры воспитания гражданина Республики Беларусь обеспечение условий для овладения учащимися основами наук Республики Беларусь и одним из каких-нибудь языков навыками умственного и физического труда различными видами развития у них научного мировоззрения и опыта межкультурного взаимодействия сохранение и укрепление физического и психического здоровья учащихся воспитание бережного и ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью других граждан формирование гигиенических навыков опыта здорового образа жизни и безопасного поведения подготовка молодого поколения к полноценной жизни в обществе самоопределению и самореализации в том числе к продолжению образования производительному труду семейной жизни созидательной деятельности на благо семьи общества и социально-экономического процветания государства…

Т а р а с Г у щ а (толкает Якуба Коласа в бок) …и в последнее время стал особенно актуален…

Якуб Колас …компетентностный подход спасибо коллега мы должны подготовить молодых людей к жизни в условиях демократического общества и вооружить их гражданской компетентностью…

Язэп Пощицкий (удивленно). Вооружить? Простите коллега, что перебиваю

Якуб Колас. Ну, тут так написано. Проблема развития компетентностей личности…

Язэп Пощицкий. Компетентностей? А, ну и сколько их?

Якуб Колас. Я еще не дочитал до этого места.

Андрей Дуб (горячась). Давайте вооружим компетентностями для демократического общества, да и дело с концом.

Иван Голос. А если выстрелит?

Янка Яхимович. Кто?

Иван Голос. Не «кто», а «что»?

Янка Яхимович (монотонно). Что?

Якуб Колас (расстроенно). Подождите! Я ведь еще не дочитал.

Андрей Дуб. И так ясно! Что тут дочитывать? Это провокация! Ты что – продался, Якуб?

Тарас Гуща (шепчет Якубу Коласу) Не бойся, всё будет хорошо.

Якуб Колас (неестественно и испуганно) Ха-ха-ха. Продался? Да кто ж меня купит?

Андрей Дуб. Не надо «ля-ля», продажный учитель года!

 

Все зашумели.

 

Тарас Гуща. Ну-ну, Андрюша, ты у нас всегда горяч, как майский снег. Успокойся. Я знаю Якуба, как себя, он кристальной души учитель года…

Янка Яхимович. Кто?

Иван Голос. Расстрелять.

 

Все зашумели еще больше. Якуб Колас не на шутку испуган.

 

Тарас Гуща. Братки!

 

Все смолкли вмиг.

 

Тарас Гуща. Вы забыли, зачем вы здесь! Вы забыли свой долг сформулировать цели и задачи образования, без которых…

Язэп Пощицкий. …мы все как без рук, братки! Давай, Якуб, про компете… комптен… Ну, ты знаешь всё сам.

Якуб Колас (откашливаясь, собирается продолжать). Э-э…

Тарас Гуща. Тсссс! Тихо! (поднимает палец) Слушайте!

 

Тишина. Все с тревогой смотрят на дверь.

 

Янка Яхимович (шепотом). За-са-да…

 

Тарас Гуща злобно смотрит на него.

В полной тишине всё громче слышатся шаги. Грозные, четкие, они приближаются к двери. Затем за дверью с грохотом падает таз. Все вздрагивают. Язэп Пощицкий крадется к окну, но Тарас жестом останавливает его и прикладывает палец к губам. Семен Маткович медленно достает револьвер и направляет его на дверь. Якуб Колас со страхом смотрит на оружие.

Дверь немного приоткрывается. Маткович готов стрелять. В комнату с топотом входит маленький ёжик. Маткович стреляет. Все бросаются к выходу, Язэп Пощицкий разбивает окно.

Тарас Гуща (кричит). Браты! Братья! Тьфу, братки, братки!

 

Все останавливаются.

 

 Тарас Гуща. Смотрите, братки, это… Этот, как его?

Якуб Колас. Компетентностный подход?

Андрей Дуб. Провокация!

Тарас Гуща (подмигивает Коласу). Вы вообще слышали что-нибудь о принципе наглядности?

 

Все молчат и замирают на своих местах.

 

Т а р а с Г у щ а. Семен, расскажи им.

 

Маткович прячет револьвер и молча смотрит на Гущу.

 

Янка Яхимович. Принцип наглядности? Почему вы скрывали от нас, Якуб! Мы ведь были с вами на нелегальном летнем семинаре и курсах повышения тайной квалификации в прошлом учебном году. И вы ничего нам не расска…

Якуб Колас. Я вас умоляю, Ясик!

Янка Яхимович. Но позвольте…

Андрей Дуб. Это еще прошлогодним декретом утверждено министерством…

Тарас Гуща. Ах, какой вы компетентный, Дуб!

 

Маткович медленно вынимает револьвер.

 

Тарас Гуща. Ах, да, братки, принцип наглядности означает, что в обучении необходимо, следуя логике процесса усвоения знаний, на каждом отрезке обучения найти его исходное начало.

 

Все облегченно вздыхают. И готовы слушать дальше. За дверью падает тазик.

 

В с е  х о р о м. Ёжик, твою мать!

 

Маткович стреляет. Слышится вой сирены.

 

Андрей Дуб. Живьем не возьмете, сволочи!

 

Язэп Пощицкий пытается пролезть в узкое окно. Иван Голос и Янка Яхимович вдвоем пытаются протолкаться в дверь, и поэтому не может выйти никто.

Тарас Гуща (подмигивает Якубу Коласу). Ну как же так! Мы же гимн Лобановича не спели! Давайте, братки, хоть напоследок дадим этим контрам жару!

Запевает.

 

Што за дзяўчына!

Што за натура!

Яна любіць мяне!

 

Все подхватывают.

 

Яна любіць мяне!

 

Т а р а с Г у щ а.

 

Ці можна не любіць яе,

Гэтую лепшую, найпрыгажэйшую

казку Палесся!

 

В с е х о р о м.

Ядвісечка! Мілая, любая!

 

Одновременно в дверь и в окно, вталкивая Пощицкого внутрь, врывается ОМОН начала ХХ века.

 

ОМОН (скандируя, хором). Заўтра ўжо кніг не прыносьце! Вазьміце колькі рыдлёвак!

 

Всех, кроме Якуба Коласа, выводят. За окном мелькает голубой свет тревожного сигнала.

 

Якуб Колас (один. Тихонько напевает). Ядвісечка… (вздыхает) мілая, любая… Ёпт, правовые компетенции в демократическом… Нет, гражданские компетенции в Полесской глуши… Братки…

 

Входит бодрый Тарас Гуща.

 

Тарас Гуща. Я говорил, что организация поможет и литературой, и деньгами, и живым советом? А ты сомневался!

 

Якуб Колас встает и медленно идет к выходу.

 

Тарас Гуща. Якуб, ты что? А подписать отчет?

 

Якуб Колас оборачивается. Он весел и счастлив.

Занавес.

Яўхім Лянок