КОД ПУШКИНА
ПТИЧКА
Мила Патологова,
доктор философских и других наук.
В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.
Я стал доступен утешенью;
За что на бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать!
Это стихотворение великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина известно всем, однако далеко не каждый понимает его во всей глубине скрытых в нем смыслов. В стихотворении описывается обычай выпускать на волю птиц. Но когда, где и зачем это происходит? Ученые спорят: это Благовещение или Пасха? Это русский, монгольский, ненецкий или анатолийский обычай? Куда летит птичка? Возможно, к самому Богу, чтобы поведать о добром поступке человека и отпустить ему грехи.
Однако не все так просто.
Пушкин любил иносказания, тайны, и часто кодировал свои стихотворные произведения. Так тщательно, что сейчас требуются целые тома, посвященные дешифровке его многозначительных посланий потомкам. Так и в этом случае. Начнем с первых слов: «В чужбине». Казалось бы, стихотворение написано в Бессарабии, чужом для Пушкина краю, где непонятные ему люди выпускают птиц с неизвестной целью. Но вдумаемся: чужбина – чужой край, чужое место вообще. Это метафора инобытия – иного места. Если мы так посмотрим на весь текст, то он сразу приобретет другое, инфернальное значение. Герой находится в мире мертвых, причем он не участвует в обряде, а только наблюдает его со стороны, испытывая трепет («свято наблюдаю»). Следующие строки написаны уже от другого лица: кто-то, о ком говорится «я», выпускает птичку, а не наблюдает за этим со стороны. Что произошло? Куда делся первоначальный субъект? Видимо, он умер. И теперь участвует наравне с другими жителями иного мира в их обычае.
Странными и непонятными выглядят слова: «Я стал доступен утешенью…». То есть прежде был недоступен, будучи чужим, а теперь, после смерти, может быть утешен. Птичка в таком понимании становится не просто посредником между человеком и богом, а хтоническим существом, связующим миры. Но и герой, поскольку может производить над птичкой такие манипуляции, тоже не лыком шит. Он волен даровать свободу птичке, а может и отнять ее. Таким образом, мы видим в этом тексте ясную позицию богозамещения: герой, умерев, сам становится богом. «Роптать» на бога теперь действительно нет смысла. Так из простых восьми стихотворных строк мы можем судить о том, что Пушкин, будучи в ссылке, очевидно, был посвящен в некие тайны, прошел сложный обряд (возможно, умерщвление и оживление), стал богом и оставил об этом свидетельство в стихах.
* * *
Сакральный юбилей Янки Купалы
Янка Купала — эзотерик ХХ века
Код Пушкина
* * *