МАСТЕРСКАЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ МИФОПОЭТИКИ
МЭМ - единица измерения научной новизны
Открываем новую рубрику и приглашаем в Мастерскую всех, интересующихся мифопоэтическими исследованиями. Какой простор дает мифопоэтика пытливому уму! Всмотревшись под этим углом в любое произведение искусства, можно увидеть бездну смысла, скрытого – но не от нас! – в словах, звуках, их сочетаниях. А если вглядеться в картины и скульптуры, то боже мой, что же там за поле для мифопоэтического анализа! В каждом изгибе, в сочетании красок – код, в каждом сюжете – миф или как минимум сказка.
Мы предлагаем новую единицу измерения новизны мифопоэтических работ – МЭМ. Один МЭМ – это если, например, в поэме Пушкина «Медный всадник» увидеть миф о строительной жертве или граде Китеже. Кто ж его не увидит? Два МЭМа – это если подойти к этой поэме как воплощению сюжета об Илье Муромце. Тут уже трудновато придется, чтобы связать образ Петра на «звонко скачущем коне» с богатырем, который проспал 33 года на печи, а потом пошел совершать подвиги. Трудно не означает невозможно! Вот наш девиз.
Ну а три МЭМа или МЭМ третьей степени можно дать работе, находящей тончайшие нюансы в тексте и далекие, но убедительные параллели в мифологических сюжетах. К примеру, если анализ будет строиться на извлечении созвучий «ад», «сад», «еда», «мед», скрытых в названии той же пушкинской поэмы. Совсем другими глазами взглянет читатель на этот шедевр, если показать ему, что перед нами – литературный вариант апокрифа о хождении во ад. Спускается во ад медведь за медом, а попутно съедает змия в райском саду и спасает человечество от греха. Помните змею на памятнике Петру? Вот оно как.
Одним словом, вперед МЭМотехника! Смелей!
Сакральный юбилей Янки Купалы
Янка Купала — эзотерик ХХ века
Код Пушкина