Воспитательная функция загадки
Зададим ребенку мудреный вопрос, к примеру, один из самых распространенных: «Зимой и летом одним цветом» или «Сто одежек и все без застежек». Для взрослого, или для того, кто слышит такой вопрос не в первый раз, он кажется банально прозрачным и неинтересным – нет той интриги, которая присутствует при первичном ознакомлении с загадкой. А для ребенка 4-6 лет такого рода вопрос является весьма актуальным, поскольку он еще не знаком с таким описанием предмета, который лежит в основе загадки и является ответом на поставленный вопрос. Поэтому, для разгадки дошкольнику придется разобраться в тонкостях метафорического переноса, положенного в основу загадки. Ребенку необходимо будет провести аналогии, выявить все ассоциации, которые возникают в его сознании. Посредством этих процессов ребенок имеет возможность развивать свое логическое мышление, сообразительность – те компоненты, которые окажут ему большую помощь в его дальнейшем обучении и ознакомлении с окружающей действительностью.
Ни для кого не является секретом, что зачастую дети не очень любят подолгу сидеть за книгами, учась читать, писать и считать. Следовательно, учителям младшей школы и воспитателям старших групп дошкольных учреждений образования необходимо постоянно находить интересные факты, придумывать различные игры, которые помогали бы привлечь интерес детей к процессу обучения. Ребенку более увлекательно и интересно приобретать знания об окружающем его мире и предметах, которые, безусловно, пригодятся ему в будущем через игру, чем через сухие правила.
Представим себе занятие в детском саду. Тема: овощи. Цель занятия: ознакомление детей с овощами, которые они смогут увидеть на грядке у бабушки в деревне. Если в начале занятия перед детьми будут расставлены карточки с изображением овощей, а воспитатель задаст вопросы, ответами на которые будут те самые овощи, то время, отведенное на занятие, пролетит незаметно, т.к. ребенок с увлечением будет искать ответы.
Но, немаловажным фактором в образовательной функции загадки является и то, что с помощью загадки ребенок может воспитывать своих родителей. Задав своему младшему брату вопрос: «Зимой и летом одним цветом», я не получила правильный ответ. Мой пятилетний братишка приводил самые невероятные варианты, типа: снег, цветок, солнце. Услышав последний ответ, я опешила, поскольку он не может являться неверным – солнце действительно не меняет цвет в зависимости от времени года. Следовательно, загадывая загадку подобного рода, необходимо уточнять область отгадки. Услышав от меня правильный ответ, мой ободрившийся брат побежал задавать этот вопрос всем жителям нашей квартиры. Нужно было видеть его восхищенное выражение лица, когда он сам говорил всем правильный ответ, поскольку, естественно, никто из опрошенных не знал правильного ответа. Малыш чувствовал себя способным научить чему – либо своих родных, и это, безусловно, его радовало. Он учил, учась при этом сам. И это все посредством загадки.
Жизнь ставит перед человеком много загадок. На большую их часть мы так и не находим верного ответа. Но, независимо от того, найдем мы правильный ответ, или же нет, мы пытаемся разобраться в смысле загадки, дойти до ее корня. Это ли не означает, что мы учимся? Учимся на протяжении всей жизни, пытаясь найти правильные ответы на поставленные перед нами вопросы.
Эссе студентки 1 курса 5 группы отделения «Русская филология» Исаковой Татьяны
1. Прыклады эсэ.
     - Ольга Кирлик. Символика числа 3 в сказках
     - Елизавета Вишевская.
     Актуален ли жанр колыбельной песни сегодня?
     - Александр Логойко.Фольклор и кич
     - Вольга Плешэвеня. Фальклор ва ўмовах сучаснага горада
     - Татьяна Исакова. Воспитательная функция загадки
2. Партфолiо Куксанавай Палiны
3. Справаздача па фальклорнай практыцы Русланы Карахоевай