Дзьмухавец 15
БАЦЬКОЎСКІ КЛУБ

Роля казкі ў повязі пакаленняў

Римма Модестовна Ковалёва

Кстати

Сейчас общество неожиданно столкнулось с новой бедой – с захлестнувшей мир детской, подростковой, юношеской игроманией, которой заражаются и взрослые. Это тоже своего рода интоксикация, болезнь, проблема. Как правило, родители не знают, как с ней справиться. Иные не видят опасности в игровой зависимости, полагая, что тем самым ребенок избежит дурного влияния улицы. Многие уже сталкивались с ненавистью детей, которым родители ограничивали доступ к компьютеру. Вы не понимаете, кричит ребенок взрослым, ударяясь в истерику. Он готов разметать всех, кто стоит на пути к игре.

Что делать? Этого я не знаю. Но то, что время упущено, мне понятно. Когда упущено? В самом раннем детстве. Вы вправе не верить моим призывам рассказывать детям сказки, которые выполняют роль соединительной нити между поколениями. Дескать, как каждый куликсвое болото хвалит, так и каждый фольклорист ничего вокруг не видит, воспевая замечательные воспитательные возможности сказок.

Что же, давно известно, что нет пророка в своем отечестве. Тогда поищем в других. Вот Умберто Эко, итальянский писатель, автор сверхкультового романа «Имя розы». Каково его мнение? Отвечая на вопрос искусствоведа Ники Андрос, он сказал то же самое, что говорят фольклористы: «Я убежден: главным персонажем в жизни для ребенка должен быть родитель, который рассказывает ему сказки. Остальное – вещи вспомогательные. Они могут что-то подсказать, уточнить, но не могут заменить личностного повествования». Живое общение учителя с учеником, родителя с детьми видится Умберто Эко основой истинного образования и воспитания. Идеальная ситуация, закладывающая модель нормального общения, когда телевизор и интернет находятся на втором плане, в изложении Умберто Эко выглядит следующим образом: «Родители и дети, вся семья собирается вокруг костра, и они рассказывают друг другу истории. Реальные или выдуманные – неважно. Важно, что они делятся друг с другом».

Я не могу сказать, в силах ли сказка предотвратить болезнь, появление гебефренного и гебоидного синдромов. Скорее всего, не в силах. Однако через сказку, через то, как ребенок воспринимает сказочные ситуации и сказочных героев, можно понять его характер, наклонности, симпатии и антипатии.

Кроме того, я твердо убеждена: если компьютерные игры (не все, конечно) могут воспитать, как считают психологи, привычку к насилию, к враждебной конкуренции, то сказки воспитывают привычку к справедливости. Что получает сказочный герой за спасение царевны от Змея? Достойную награду: руку царской дочери и полцарства в придачу, а не пустые бонусы в виртуальном мире. Вы ничего не понимаете в смысле игры, скажет мне игрок. Не буду спорить. Но хочу обратить внимание на еще один сказочный бонус, многими не замечаемый: груз ответственности за процветание доставшегося герою царства, за продолжение царского рода. «Стали жить-поживать и добра наживать» – не пустая сказочная формула, а знак достойного исполнения долга, знак созидания, знак творческого отношения к жизни, знак нормального взросления молодого человека, которому выпало на долю стать царем.

Сказки соединяют поколения. Так стоит ли игнорировать эту вековечную нить? Самое интересное, что они всегда под рукой, уместны в любых обстоятельствах.

Тесты для взрослых

Дорогие товарищи взрослые, мамы и папы, бабушки и дедушки, старшие братья и сестры, наконец!
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ: сможете ли Вы сразу, «с лету», ответить на «детские» вопросы, касающиеся сказок?

ВСПОМНИТЕ ТАКЖЕ: обращался ли к Вам ребенок с вопросом, сколько ног у Бабы Яги, какого размера была знаменитая репка, почему Змей не поджаривается от собственного огненного дыхания и под.?
И особенно: кто такой Бабай? Оказалось, современные родители именно им пугают детей. Куда он забирает детей и что с ними делает? Как он выглядит? Почему он, когда придет, обязательно должен меня съесть? Где живет Бабай?

Вот вещи, о которых, по словам студентов филфака БГУ, они в детстве хотели узнать:

Алеся Гурская

1. Мама, а чаму ў мяне няма мачахі?
2. Чаму я ніколі не бачыла Бабу Ягу?
      І чаму ў яе ў яе касцяная нага?
3. У якой частцы нашай кватэры жыве дамавік?
4. Дзе мой прынц, які мяне пацалуе і я ператваруся ў дарослую дзяўчыну?
5. Адкуль зязюля ведае, колькі каму гадоў жыць?

Анастасія Буйко

1. А лес выпусціць мяне дадому?
Я ж у яго грыбы забірала…
2. Якім чынам размаўляюць між сабою дрэвы зімой, калі ў іх няма лісця?
3. А Дзед Мароз зусім не любіць лета?
4. Снег — слёзы зорачак?



Кацярына Дошчачка

1. Чаму я ніколі не магу ўбачыць, як ажываюць мае цацкі?
2. Чаму Дзед Мароз заўсёды прыходзіць ноччу?
3. Чаму нараджаецца Пан Езус кожны год?

Кацярына Бушук

1. Чаму ў казках заўсёды шанцуе малодшаму сыну або малодшай дачцы?
2. Чаму менавіта мышла здолела разбіць залатое яечка?
3. Дзе знаходзіцца трыдзевятае царства?

Ірына Агеева

1. Чаму дзед, так пакутаваўшы ад бабы, не папрасіў Залатую рыбку пазбавіць яго бабы?
2. Чаму воўк паслухаў лісу і паснедаў сваімі мазгамі?
Хіба ён ня ведаў, што гэта балюча?

Вераніка Бугай

1. А чаму у Бабы Ягі няма бацькоў?
2. Чаму Калабок уцёк ад бабулі і дзядулі?
3. Чаго не памірацца журавель з чапляй?

Таццяна Запатылак

1. З дапамогаю чго лётае мятла Бабы Ягі?
2. Што такое сусекі? Дзе яны знаходзяцца?
3. Адкуль у Бабы Ягі з'явілася хатка на курыных ножках?
Ці жывая яна?

Аляксей Зімнеў

1. Ці існуюць на самой справе казачныя персанажы?
2. Чаму я ніколі не сустракаў лесавіка ў лесе і вадзяніка на возеры?
3. Як выглядаў воўк пасля таго, як з'еў Чырвоную шапачку і яе бабулю?
4. Хто такі, як выглядае і чаму мяне заўсёды пужаюць нейкім там бабайкам?


Дорогие читатели!
Открывая новую рубрику, мы надеемся на Ваш энтузиазм и ждем сообщений о Вашем семейном фольклоре и его авторах — реальных или вымышленных, в данном случае это не имеет значения.
Интересно, случай Анны исключение или правило?
Пишите: almanah-dzmuhavec@yandex.ru
Ваши материалы будут сразу же публиковаться в «Приложении» к данному выпуску альманаха. Не забудьте прислать фото и рассказать о себе.

Слово Анне...


Сямейны фальклор

Анекдоты ад Ганны Альшэўскай

Сложно ответить на вопрос: «Как я докатилась до такой жизни, что стала писать анекдоты?» Сначала я их вовсе не писала, а, точнее, просто не записывала. Иронические замечания относительно той или иной ситуации рождались у меня спонтанно и «уходили в народ», не отставляя в моей памяти и следа: сказала – и забыла. Записывать я стала их только тогда, когда поступила на филфак, а, вернее, первые записи были сделаны не мной, а моим знакомым, который, как оказалось, законспектировал себе на память несколько моих комментариев и через некоторое время процитировал их мне.

А если отвечать на вопрос: «В кого я такая уродилась?», то, однозначно, в дедушку. Он у меня еще тот кадр! А от осинки, как говорится, не родятся апельсинки, поэтому, что выросло, то выросло…

Анекдоты

***
- Я от бабушки ушел и от дедушки ушел, от медведя ушел, от волка ушел – и от тебя, лиса, уйду!
- Видишь ли, колобок, мучное, как правило, долго не хранится, – сказала лиса, доедая последний кусочек.

***
«Ёшкин кот» - это кот Бабы Яги.

***
Реклама:
«Карлсон» – лучшее чистящее средство для вашей посуды! Чистота – чисто «Карлсон»! Не оставит ни крошки, ни капли на дне ваших кастрюлек с супом, тарелок с пирожками и особенно банок с вареньем!

***
Остановил Иван-царевич коня на перепутье у большого камня. А на камне надпись: «Направо пойдешь - сам пропадешь, налево – коня потеряешь, а прямо – и себя и коня погубишь». «Своей головы-то жалко», – подумал Иван-царевич и повернул налево. «И куда только сморит общество по защите животных», – печально подумал конь.

***
Возвращается Кощей домой, а там Марья Моревна рукодельничает: подарок Кощею готовит.
- Смотри, - говорит, - Кощеюшка, какую мне хорошую иголочку Иван-царевич подарил.
- Что-то какая-то подозрительно знакомая иголка…
- Представляешь, милый, эта иголочка была в яйце, а яйцо - в утке, утка - в зайце, а заяц в железном сундуке сидел. Очень кстати мне эта иголочка пришлась – другие-то я все уже изломала, пока шила…

***
Золотая рыбка жалуется:
-Только стоит мне заснуть на дне моря – опять старик со своим неводом прется!

***
Добился-таки своего царь Гвидон! Так уморил свою царевну-лебедь, что она вынуждена была согласиться стать его женой! Тяжело все-таки грести двумя лапками каждый день из-за моря! Туда и обратно…

***
Осерчал Кощей Бессмертный на дочь свою, Василису Премудрую. И в наказание за сие отправил ее на целых 3 года … квакать на болото! Вот как сказка на практике решает конфликт отцов и детей: чуть, что не так – и квакай на болоте сколько влезет!

***
Раньше верили, что когда человек спит, то его душа, как птица, улетает и путешествует по разным местам и странам. Считалось, что человека нельзя будить, пока… птичка не вернется!
А у меня уже и будильник прозвенел, я уже и встала, и поела, и оделась, и накрасилась… Уже и на занятия пора идти… А птички все нет и нет!!!


Генетические тайны фольклора в истолковании всезнающей редакции «Дзьмухаўца»

Как появляются на свет фольклорные произведения?

Да очень просто, ответим мы: как грибы после дождя, только, по мнению маститых ученых, на особой «грибнице» под названием «народ».

А где тот народ находится, спросят нас?

Да везде, как и грибницы. Однако фольклорные «грибы» растут не везде и не всюду они одинаковые, укажут нам суровые академики.

На крестьянской поляне — сплошь благородные «боровики», «подосиновики» и «рыжики» песен, сказок, былин, загадок, пословиц, поговорок.

На городской «грибы» похуже - «маслята» нескромных частушек, «волнушки» жестоких романсов, «зеленки» сплетен, слухов и прочей ерунды.

А уж на поляне господствующих классов и сословий — одни ядовитые «мухоморы» да «бледные поганки» исключительно вредных для приличного фольклора произведений. Они так и норовят оккупировать остальные поляны и отравить своим зловредным дыханием чистейшие истоки истинно народной поэзии, печалятся идейно озабоченные фольклористы.

В. Г. Белинский, литературный критик и революционный демократ, написавший четыре статьи-рецензии, посвященные сборникам народной поэзии, вдохновенно пропел хвалу народному гению, но посмел подозревать, что «всякое отдельное народное произведение было обязано своим началом одному лицу». Но вот попробуй найди это лицо! Оно совершенно не озаботилось заранее тем, чтобы зафиксировать свое авторство и заверить документ у древнего нотариуса.

Да и стоит ли, с другой стороны, его искать, если, согласно Н. Г. Чернышевскому, «вся масса народа составляет однообразное целое, в которой каждый отдельный член совершенно подобен другим»?

А может, стоит? Выясняется,что в семейных анналах есть давние семейные легенды, байки от папы, анекдоты от троюродного дяди, генеалогические мифы, взявшиеся неизвестно откуда, присловья и крылатые фразы, приписываемые дедушке, песни, якобы сочиненные бабушкой, былички, в правдивости которых клянется собственная мама…

Семейный фольклор, как правило, вращается в кругу семьи, близких, знакомых, причем здесь почти всегда сошлются на автора. Но где гарантия, что этот чрезвычайно локальный фольклор там и остается? Наверно, при стечении ряда обстоятельств он способен пересечь семейные границы.

Собиратели проявляют чудеса изворотливости, чтобы войти в доверие и записать семейные истории.

Однако на ловца и зверь бежит. Таким ловцом оказался наш альманах, в сети которого попалась Анна Альшевская, магистрантка кафедры теории литературы и семейный сочинитель анекдотов.

Всезнающая редакция