Дзьмухавец 15
МЭМ *
Мастерская экспериментальной мифопоэтики

Рико Маолеш
СКАНДИНАВСКИЕ ЗАМЕТКИ


Рико Маолеш,
доктор всех и кандидат прочих наук

Напомню о себе

Первый раз я посетил Скандинавию в связи с изучением культа облаков в Норвегии. Тогда я собрал интересный материал и даже увидел «игру облаков» - явление столь редкое, что его считают выдумкой. Но это не миф. Правда, оно доступно наблюдению в очень узкой полосе страны (метров на 10) , да и то почему-то не всем. Мне посчастливилось, о чем я имел честь поведать читателям альманаха «Дзьмухавец».

Цель нынешней поездки

Теперь я ехал за легендами о заселении Скандинавии. Хотелось верить, что они дошли до наших дней. На их поиски меня вдохновил исторический прецедент. В 1434 году епископ Рагвальдсон на совете в Болонье в связи с вопросом о месте появления человеческого рода высказался о Скандинавии как первоначальной колыбели человечества. При этом он ссылался на хронику У1 века Джорданиса: «Hac igitur Scandza insula uasi officina gentium aut certe velut vagina nationum […] Gothi uondam memorantur egressi» (De origine actibus ue в Monumenta Germaniae Historica, Auctorum anti uissimorum tomi V, pars 1, Berolini 1882 p. 53 — 138, citation p. 60).
После открытия текста Тацита «De origine et situ Germaniae», изданного в 1472 году, по этому вопросу развернулись широкие дебаты.
Теперь я понимаю, что уважаемые авторы имели все основания говорить об исключительной роли Скандинавии в истории человечества. С одной оговоркой. Речь должна идти не о «колыбели». Она действительно была, но находилась совсем в другом месте: недалеко от Скандинавского полуострова, но все же не рядом, а севернее. Речь о спасении жителей древнейшей арктической цивилизации с тонущего материка на синхронно поднимающейся из моря Скандинавии. Так гласят записанные мной норвежские легенды. В свое время, после расшифровки, я их опубликую. Разумеется, как и всякие легенды, они очень пестрые, противоречивые, отрывочные. Сейчас я остановлюсь только на некоторых ключевых моментах, представляющих несомненный интерес.

Северная Атлантида

Согласно легендам, прародина норвежцев находилась в Арктике, на древнем материке с постоянно действующими вулканами. Климат там был на редкость мягкий и благоприятный. В силу этого на материке развилась своеобразная цивилизация мореплавателей и даже воздухоплавателей. К несчастью, по мере выгорания вулканов земная кора стала оседать и уходить под воду. Сейчас от прежнего материка остались только Исландия, Шпицберген и, возможно, Новая земля, но в последнем я не уверен. Скорее Новая земля поднималась из воды по мере того, как материк «тонул». Он «выдавливал» ее, как, кстати, и Скандинавский полуостров тоже. В прежние времена он представлял собой всего лишь узкую косу, отделявшую Балтийское море от Норвежского.

Гиперборея и тайна Аполлона

В европейских легендах, как засвидетельствовал в одном из своих «Диалогов» Платон, утонувший континент известен под именем Атлантида. Греки называли его Гипербореей, то есть страной, которая находится за Бореем — северным ветром. Они были уверены, что их бог Аполлон на полгода улетал к гиперборейцам. С чего бы?
На самом деле все было наоборот: это гипербореец Апол, выполняя миссию по развитию цивилизации на дремучих Балканах, на полгода прилетал к древним протогрекам, учил их наукам и искусствам, а потом возвращался на родину. Вот в чем разгадка внезапного расцвета античной цивилизации и чрезвычайно развитого чувства прекрасного у древних греков! Они оказались хорошими учениками, прилежно усвоившими уроки предков, которым посчастливилось удостоиться внимания гиперборейских миссионеров.
Кем были прапрапредки греков? Бедными собирателями скудных плодов земли и моря. Они не знали скотоводства, земледелия, мореплавания, не имели прочных торговых связей, жили без искусств и ремесел. На примере Апола отчетливо видна миссионерская деятельность атлантов-гипербореев. Предполагаю, что она коснулась автохтонного населения Европы, до прихода сюда индоевропейцев. От него-то пришлые племена заимствовали идею арктической прародины ариев, имеющую сторонников среди ученых разных стран и сейчас. Кстати, коллегу Апола по длительной командировке, длиннокудрого красавца Артема,организовавшего на Балканах охотничье-звероводческое хозяйство, древние греки превратили в богиню-охотницу Артемиду, посчитав его сестрой Апола. Именно за этими балканскими фантазиями отчетливо виден скандинавский след.

Земля Санникова — Буян — Райгород

Я был поражен, когда узнал, что древние легенды о благодатной северной земле получили литературное воплощение в романе Обручева «Земля Санникова». Его сюжет очень печальный.
Землю, когда-то случайно обнаруженную Санниковым, герои романа находят, но она, вместе с остатками жителей, на глазах путешественников погибает в результате природного катаклизма. Кажется, то ли землетрясения, то ли извержения вулкана. При всей фантастичности сюжета роман русского писателя провидческий. И Земля Санникова — некий чрезвычайно трансформированный отзвук Атлантиды-Гипербореи. Как, кстати, и мифологический остров Буян (вулкан). Эти морские вулканы так поражали воображение древних людей, что память о них донесли сказки и заговоры. На мой взгляд, совершенно безосновательно связывать этот фольклорный остров с балтийским Руяном (Рюгеном), на котором в прошлом находился храм Святовита, руководствуясь только фонетическим созвучием названий. Если уж восточные славяне не позаимствовали у балтийских Святовита, то с какой стати им заимствовать Руян-Рюген и превращать его в Буян? Не вижу здесь никакой логики. Однако пусть разбираются сами ученые.
Меня удивляет другое. Почему никто не обращает внимания на широкое распространение в прибалтийском культурном регионе, и даже далеко за его пределами, легенд о затонувших городах? Не отголосок ли это истории Атлантиды-Гипербореи? Мне указали на интереснейшую белорусскую легенду о провалившемся сквозь землю городе с красноречивым названием Райгород. У любого образованного человека оно вызывает ассоциации с библейским раем, то есть с чем-то прекрасным и совершенным. Но с таким же успехом здесь можно увидеть гиперборейско-скандинавский след.
Дополнительным аргументом в пользу скандинавско-славянских связей служит странное совпадение биографий асов и белорусских асилков. Конечно, я дилетант, но если подумать, то асы в своем пути на север, видимо, проходили через белорусскую территорию и оставили в памяти местного населения (конечно, добелорусского) след, который впоследствии каким-то непостижимым образом отозвался в имени «асилки» и в белорусских легендах о том, как они исчезли в неизвестном направлении. Но мы-то знаем из норвежской мифологии, кто такие асы, куда они направлялись и чем прославились, особенно Один и Тор — прямо-таки брат-близнец балто-славянского Перкунаса-Перуна.

Скандинавия и Норвегия

Не хочу показаться нескромным, но, кажется, мне удалось прояснить вопрос о происхождении этих географических названий благодаря легендам, записанным мной от Бьёрна из Трольхейма.
В его семье всегда говорили, что их род восходит к скандам.
Сами же сканды приплыли с севера, когда мировой змей Ёрмунганд стал пожирать их страну.
Скандами они называли себя по имени прародительницы Сканди. И всем старшим девочкам в семье в память о прародительнице давали имя Сканди. И все они считались живым воплощением Прародительницы.
Тут к Бьёрну зашел его сосед Тур, послушал наш разговор и предложил: «А расскажи-ка ты, Бьёрн, о Голосе прародительниц». Я навострил уши и услышал такое, во что трудно было поверить. Не буду задерживать ваше внимание — в свое время я познакомлю вас с легендой об удивительном природном даре всех Сканди, их удивительном Голосе, состоящем из трех регистров: обычного, инфразвукового и ультразвукового. Уточню, что даже обычный голос мог звучать не просто громко, а сверхгромко — как Иерихонская труба. Сохранилась немного смешная легенда о том, как «Сканди» потеряли свой необыкновенный голос. Вот, дескать, потому современные норвежские женщины разговаривают удивительно нежными голосами, так не похожими на голоса южанок. Но об этом я расскажу в другой раз.

Итак, как я понял, первопоселенцы, обосновавшиеся на узкой косе, совершенно закономерно назвали новую родину Скандинавией, что буквально означало «Сканди, приплывшие морем». Я думаю, вряд ли нужно напоминать, что корень нав-, который легко найти в словах латинского и других европейских языков, служил для обозначения всего, связанного с морем.
От всей души поражаюсь прозорливости епископа Рагвальдсона, сумевшего проникнуть взором в глубину тысячелетий и очертить направление поисков затонувшего материка. Однако до их пор телевизионщики, и не только они, создают, с позволения сказать, «шедевры», обещая наконец-то раскрыть тайну Атлантиды. А на деле, когда они с глубокомысленным видом цитируют какие-то анонимные источники, все оборачивается блефом. Выходит, что Атлантида могла быть где угодно — от Камбоджи до Перу, от Северного полюса до Южного по всей линии Атлантического океана, в Средиземном море или на выходе из него.
А почему бы им не обратиться к норвежским легендам, как сделал я?
Одна из легенд (хотя допускаю, что их могло быть больше, просто моя экспедиция была довольно краткой) указывает на вторую волну заселения расширяющейся Скандинавии выходцами из исчезающей Гипербореи-Атлантиды. Теперь к скандам присоединился родственный им народ — норги. Эти прекрасные мореходы и основали Норвегию, назвав ее по имени своего прародителя - Норга.

Зависть и обида данов

Слухи о какой-то чудесной северной земле запоздало дошли до данов. Они мигом снарядили корабли и добрались до теперешней Исландии. Однако потомки атлантов-гиперборейцев не пустили их на порог. Легенды гласят, что с помощью заговора исландцы вынудили Борея послать корабли данов куда подальше, что тот и сделал. Ветром их прибило к какой-то суше, точнее — к ледяной пустыне, теперешней Гренландии, на которой они неизвестно зачем укрепили датский флаг, хотя претендовали на нее только медведи. Когда у Борея прошел магический морок, он устыдился содеянного в беспамятстве и прямехонько отправил корабли данов к родным берегам. По пути они повстречали норгов и по наивности все им рассказали. Те посмеялись над глупостью и географической неосведомленностью данов и выразились в том смысле, что те еще легко отделались. Даны затаили обиду. Как показывает последующая история, они сделали все возможное, чтобы отыграться на скандинавах. В результате датской экспансии шведы и норвежцы до сих пор не могут избавиться от датской языковой агрессии и хоть немного очистить родной язык от данизмов. Хорошо еще, что исландцы худо-бедно сохраняют признаки эталонного праязыка, а так хоть пропадай.

Военные учения

Я уезжал из Норвегии 23 июля. Жара стояла несусветная. В этот день штаб королевских ВВС проводил масштабные военные учения по поиску вражеского «десанта» с использованием трех вертолетов: одного своего - с собственной символикой и двух других - без опознавательных знаков. Один из них, по протекции Йенса Столтенберга, бывшего премьера, а ныне Генерального секретаря НАТО, выделила Латвия, другой — Эстония.
По легенде, просочившийся в королевство «десант» затаился в рощице. Ее вот уже полтора часа старательно утюжил черный вертолет. Латышский пилот ожидал подкрепление и потому демонстративно не замечал среди чахлых деревьев «десантников». А те уже изнывали от жары. Сначала они млели в ожидании вертолета, который никак не прилетал. Где им было знать, что закапризничал первый пилот, которому подали не тот кофе. Его уговаривали два часа. Наконец вертолет поднялся в небо. «Десантники» возликовали. Но рано.

Реакция

В это время некоторые несознательные граждане кинулись названивать в полицию, чтобы убрали гудящий над их домами вертолет. Скучающие в ожидании соратников латыши залетали в дистрикты. Кого они так наделялись увидеть — неизвестно. А перетрухнувшие соотечественники, забыв славное слово «викинг» и кодекс норманнской чести, решили, что началась война, над ними кружит вражеский вертолет, и бестолково заметались между кухней и подвалом, припрятывая припасы. Но тут в небе появился вполне опознаваемый норвежский геликоптер.
Патриоты незамедлительно вывесили норвежские флаги.
Правительство, увидев это, очень обрадовалось и восприняло дружный жест как знак полного одобрения своей внутренней и внешней политики.
Перед ратушей вдруг материализовалась группа демонстрантов с загадочным лозунгом «Знай наших!»
Никто не знал, кто такие «наши», однако народ на всякий случай поддерживал инициаторов одобрительными улыбками, аплодисментами и звуком рожков в виде латинской литеры «V».

Драма

Тем временем условный «противник» млел в рощице. Воздух накалился еще больше. Чайки не вылезали из моря. Рощица чахла на глазах. Тень практически исчезла. «Десантники» роптали. Одни предлагали разложить костер и побыстрее самообнаружиться. Другие — сбегать к озерцу и окунуться в спасительную прохладу, если она там еще осталась, в полной амуниции. Снимать ее ни под каким видом не разрешалось. Иначе трибунал. Никто не знал, что это такое, но на всякий случай боялся.

Надежда на спасение

Тут в небе неожиданно появилось звено санитарных вертолетов. Как оказалось, одному «десантнику» стало плохо, другой получил солнечный удар, трое смотрели на товарищей остекленевшими глазами, но кто-то успел послать родителям SOS. Те — в службу спасения, а служба отреагировала на диво оперативно.
Сначала народ дружно струхнул, а потом столь же дружно изумился, когда над рощицей зависло несколько беспилотников желтой прессы. Страна ринулась к телевизорам. И я тоже.
Интернет взорвался норвежской темой. Йенс кривился. Швеция ехидничала. Дания ликовала. Мировое сообщество жалело «десантников» и требовало прекратить издевательство.
Вертолетчики, к которым наконец-то присоединился эстонец, почувствовали себя в зените славы и картинно отрабатывали разные летные фигуры над рощицей и крышами домов. Граждане горячо поддерживали героев с балконов и террас.
«Десантники» изнемогали и просили у ВВС пощады. Родители отправили петицию лично королю. А народу так полюбилось reality show, что ВВС забросали sms с горячими просьбами «Еще!»
Между тем у вертолетов заканчивалось топливо. Энтузиасты тут же предложили сброситься на дозаправку в воздухе. Народ был готов, только не знал, куда посылать деньги.

Спасение

Вдруг из одного вертолета полетел на землю какой-то пакет. Беспилотник желтой прессы тут же протранслировал ультимативную пакетную надпись, выполненную славянской вязью, - «Здавайтес, сьюки!»
Никто из «десантников» ее, естественно, не понял, но догадался, что их наконец-то (!!!) вроде бы обнаружили и будут брать в плен. Значит, можно сдаваться наземному отряду, тоже изнемогавшему на границе рощицы и дистрикта (по-местному - коммуны), - выходить с поднятыми руками и без постылых меховых шапок с красными звездами.

Эпилог

Кто знает, думал я в самолете, может, и это событие обрастет когда-то семейными легендами, которые со временем отольются в национальный эпос. И будут когда-нибудь колонисты на Марсе и других планетах солнечной системы слушать рассказы величавых старцев и гордиться подвигами своих предков, не посрамивших на земле и в воздухе славы викингов.