Альманах "Дзьмухавец"

Свадебная обрядность в прошлом и настоящем


Я родилась в 1937 году на Пружанщине. Моя девичья фамилия Вашкевич. В 1957 году, закончив Брестское педучилище, по распределению приехала на работу в Дрогичинский район Брестской области, а через два года, в 1959 году, вышла замуж за Василия Сергейчика, парня из деревни Салово. Здесь и живу по настоящее время. У меня три сына, три невестки, три внука, четыре внучки, четыре правнука и три правнучки.

В 1970 году закончила учебу в Белгосуниверситете имени В. И. Ленина и защищала дипломную работу на тему «Свадебная обрядность в современной записи». Руководителем работы была Римма Модестовна Ковалева. Я ей очень благодарна за помощь. Дело в том, что я с детства люблю народные песни, танцы, музыку, обряды, праздники. Моя мама красиво пела. Ее песни я помню до сих пор. Я с мамой ходила на деревенские свадьбы, с большим интересом слушала свадебные песни. Все они, а особенно сиротские, трогали мое сердце. Слушая их, я часто плакала. Поэтому я и выбрала такую тему для дипломной работы.

Пожалуй, ни один другой обряд не сохранил столько народного, национального, как свадьба. А свадьба в деревне – целое событие для ее жителей. Безразличных и равнодушных нет, потому что одна половина деревни является участниками свадьбы, а вторая – зрителями.

Сельские люди дружные, добрые, душевные. Они всегда помогут родителям молодоженов подготовиться к свадьбе и хорошо провести ее.

Над дипломной работой я трудилась два года. Сначала ходила к пожилым женщинам. Они с удовольствием рассказывали, как раньше в деревне проходили свадьбы, пели свадебные песни. Их воспоминания я подробно записывала. Сама не один раз присутствовала на свадьбах. Мой брат, Георгий Георгиевич Вашкевич, помогал мне: фотографировал обряд, записывал на магнитофон музыку, песни. Собранный материал я обрабатывала и систематизировала.

Для написания дипломной работы студентам предоставляли четырехмесячный отпуск. Во время отпуска я в Ленинской библиотеке изучала литературу, посвященную свадебному обряду. Приехав из Минска домой, я вносила правки в записи и конспекты. Весь материал разделила на две папки. В одной подробно описала конкретную свадьбу деревни Салово, а во второй разделила остальной материал на следующие главы:

Введение. Собирание и изучение свадебной поэзии.
Глава 1. Эволюция свадебного обряда
Глава 2. Анализ свадьбы деревни Салово.
Глава 3. Свадебные песни – древнейший вид любовной лирики. Их связь с обрядом. Взаимосвязь с необрядовыми лирическими песнями.
Глава 4. Поэтика свадебных песен.
Заключение.

Мой педагогический стаж 39 лет. Во время работы в школе я старалась приобщить учеников к фольклору. С ними разучивала народные песни, танцы. Проводила вечера, посвященные народным праздникам («Щедрый вечор», «Проводы зимы» и др.). На уроках этики знакомила старшеклассников со свадебным обрядом, его песнями.

В настоящее время не многие саловские женщины знают и умеют петь свадебные песни. Иногда я их знакомлю с эволюцией свадебного обрядах. Им интересуются те женщины, которые готовятся к свадьбе дочери или сына).

Женщины восхищаются талантом простых людей, которые в песнях правдиво отобразили судьбу невесты в доме свекра и свекрови, чувства родителей. А какая житейская мудрость в каждой песне.

Сейчас на свадьбах редко звучат свадебные песни. Мне кажется, что и сам обряд во многом изменился. Всю свадьбу втиснули в один день. За этот день проходит и торжественная регистрация брака и венчание. Молодые могут объехать чуть ли не полгорода, навестить памятные места, возложить цветы и т.д.

Молодоженам вручают подарки. Дружко поделит каравай. Тамада в течение всего дня от души старается развеселить гостей. Но ни инсценировки сказок, ни присутствие Верки Сердючки, ни многие игры, конкурсы, эстафеты, которые тамада проводит, никакого отношения полесской к народной свадьбе не имеют. Мне кажется, что все это тамада проводит на любом молодежном вечере. Да, они развеселят гостей, но не тронут их чувства, не прибавят торжественности. В этом плане современный свадебный обряд обеднел.

Наши свадьбы богатые. Все присутствующие на них прекрасно выглядят. Радует глаз украшение зала. А какая сервировка столов. Изобилие блюд, вин. Шикарные машины. Но нет души народа, нет тех моментов, которые вызывали бы у гостей чувства радости, гордости, восхищения, печали, учили бы жить, уважать друг друга, ценить родителей и прислушиваться к их советам.


А как было раньше? Читайте мои записи далее, узнаете.


Далей