Альманах "Дзьмухавец"

Свадебная обрядность в прошлом и настоящем


Сватовство (пэрэпыты)

Преддверием свадьбы является сватовство. Парень говорит родителям о своем намерении жениться на такой-то девушке. Родители должны удостовериться в согласии девушки выйти замуж за их сына, поэтому они со своим сыном в пятницу идут сватать девушку. С собой берут бутылку водки, хлеб. Заходят в дом. Их приглашают к столу. Родители жениха ставят на стол свою водку, кладут хлеб. Невеста не показывается. Потом и ее приглашают к столу. Но за стол девушка не садится. Отец жениха наливает ей рюмку водки. Если невеста согласна выйти замуж за этого парня, то обращается к жениху, желает ему здоровья и выпивает водку. За ней пьет жених. После этого угощение продолжается. Обычно за вечер выпивали бутылку водки, а закусывали хлебом и солью. Больше на стол никакой закуски не ставили. Если же девушка не соглашалась стать женой этого парня, она водку из рюмки не пила, но должна была заплатить за водку, которую принесли сваты. Поэтому иногда говорили: «Заплатила за водку», т. е. отказала сватам. Для девушки являлось особой честью, если к ней часто ходили свататься.

На второй день, т. е. в субботу, молодые шли к священнику и давали на «оглашение». Священник должен был три раза (три воскресенья) оглашать в церкви, что такие-то молодые люди решили пожениться. Делалось это за определенную плату. Священник спрашивал во время службы у своих прихожан о претензиях к молодым. Бывали случаи, что молодых и не венчали.


Запоины (сваты)

Запоины проводились в четверг перед свадьбой в доме невесты. Жених с родителями и самыми близкими родственниками (обычно человек 10-15) ехал к невесте. Они несли с собой водку (литров десять) и хлеб. Невеста приглашала своих родственников. Во время запоин договаривались, как проводить свадьбу, сколько человек посылать в сваты, сколько будет «перезва», сколько подарков должна дать невеста. Гости гуляли обычно вечер. Ночью молодой со своими родственниками уезжал домой.

Сейчас это происходит по-иному. Если молодые решили пожениться, то жених сам приходит к родителям невесты и в присутствии девушки говорит о своем желании. Родители всегда согласны выдать дочь замуж за того, кто ей нравится, а сына женить на той девушке, которую он полюбил. Они приговаривают так: «Хороша она тебе, сынок, а нам будет дважды хороша». Затем они договариваются, когда нести заявление в сельсовет. В понедельник заявления не носят («тяжелый день»). Через месяц после подачи заявления молодые вместе со свидетелями со стороны жениха и невесты едут расписываться. В сельсовете их поздравляют. Молодые угощают председателя и секретаря сельсовета, всех присутствующих. Если же сельсовет находится в той деревне, где живут молодые или хотя бы один из них, то брак регистрируют во время свадьбы.

После регистрации брака в воскресенье или ближайший праздник молодой собирает свою родню (человек 15-20) и едет к невесте в сваты (или в запоины). Невеста приглашает свою родню, подруг, знакомых. В деревне Гошево в запоины приглашают тех, кто будет приглашен на свадьбу.

В сваты молодой едет со своим хлебом. Этот хлеб кладут на стол. На столе хлеб лежит до конца сватов. Когда молодой будет уезжать домой, этот хлеб оставит, а невеста дает ему свой хлеб взамен (обряд обмена хлебом).

Все гости садятся за столы, а молодой с молодою должны в это время находиться в другой комнате. Когда все сядут за стол, приглашают и молодых. Они подходят к столу. Отец и мать молодого наливают в рюмки вино молодым и себе. Сначала пьет невеста, за ней молодой, родители. За родителями пьют все гости. К сватам родители невесты готовятся. Они покупают водку, готовят разнообразную закуску. Сваты продолжаются один-два дня. Гости танцуют, поют разные песни, но не свадебные.

В сватах родители договариваются, когда будет свадьба. Ее назначают через две-три недели после сватов. Смотрят обычно так, чтобы успеть подготовиться к свадьбе. Договариваются, сколько подарков нужно приготовить невесте для гостей жениха, сколько сватов приедет к невесте в первый день свадьбы, сколько человек приедет в перезве к жениху. На одного свата в перезво посылают два человека от молодой.

В конце сватов отец невесты дает молодой пустую бутылку. Она должна в нее насыпать зерна, обычно ржи. С этой бутылкой гости жениха едут домой. Мать жениха, заехав к себе во двор, рассыпает это зерно по двору и вокруг дома. После заходит в дом и остальное зерно рассыпает по комнатам. Это она делает с той целью, чтобы с невесткой была добрая жизнь. Если же после свадьбы молодой будет жить в доме невесты (идет в примы), то мать зерно не берет, чтобы все доброе, все богатство, вся жизнь оставались в доме невесты. Но так делают немногие. Большинство этот старый обычай уже забыли.


Венки

В субботу перед свадьбой невеста приглашает к себе на венки всех подруг. Они вечером шьют фату, делают цветы для гостей жениха, для молодых, для украшения каравая. При этом поют такие песни:

Вэсэлый вэчор суббота.
Збырала Лидочка дивочок,
Садыла дивочок рад у рад,
А сама сила коло их.
Згадала загадку липшу всих,
Хто в моим садочку рано був?
Хто мою рутоньку отрахнув?
Одозвався Колечка:
-Я в твоем садочку рано був,
Я твою рутоньку отрахнув.

Ох, яра рутонька, яра,
Блызько плота стояла.
Там Лидочка плакала,
Из руткы росу брала.
Росою вмывалася,
Матёнькы пыталася:
– Моя матёнка рыдна,
Ой, пойды до коморы,
Прынысы шлюбны уборы.
– Мое дитятко риднэ,
Я ж тэбэ годовала,
Шлюбны уборы готовала.

Розжалылася калына,
И в лугу круглу стоячы,
На вси деревья глядячы.
– На всих деревьях кленов лист,
На мыни, калыны, нымае.
– Дожды, калына, Пытривкы,
Будуть на тоби квыточкы
Щэй чырвонынькы ягодочкы.

Розжалылася Лидочка,
У свого батынька жывучы,
На всих дивочок глэдячы:
– На всих дивочках выночкы,
На мыни, молодый, немае.
– Дожды, дивонька, ныдилькы,
Прыидэ Колечка на кони,
Прывызэ выночка вин тоби.

Ишла Лидочка с шитром по воду, (с коромыслом)
Кынула шытер на бийный витер,
А сама пошла в новый горыдчык,
В новый горыдчык, в рутку зэлэну.
– Ой рутка моя, дрибна, зэлэна,
Вжэ мыни бильш з тэбэ вэнкив ны выты,
Вынкив нэ выты, в их ны ходыты,
Оно гэту ничку пэрэночуваты.
Завтра ранэнько поклонюсь нызэнько
Своему батэньку за годованне,
Своий матёнцы за хорошэ вбранне,
Своим сэстрынкам за учэсанне,
А браточкам за почытанне.

Витэ, дивочкы, витэ вэночкы,
А я пийду в нову комору,
З батыньком поговору.
– Ты мий батынько,
Ты мий риднэнькый,
За кого отдаетэ?
Як за якого за лайдакого.
Тай папэру ны псуйтэ.
Як за Колечку молодэнького –
Золота ны шкодуйтэ.

Ой, там дивочкы вылы вэночкы,
Хлопчыны в карты гралы.
Воны Лидочку молодэньку
До сэбэ намовлялы.
– Ны йды, Лидочка,
Ны йды, молода,
У чужое сыло замуж.
У чужому сыли гульцэй много,
Ты там будэш блудыты.
Як дознаюцця блызки сусиды,
То будуть судыты.

Чуты, чуты в зэлэный рути
Плакала Лидочка, вэночка вьючы.
Почув Колечка, по коня йдучы.
– Чого, Лидочка, так сыльно плачэш?
– Я того плачу, шо сама бачу:
У тэбэ молодого родыны много.
У мэнэ подарочков, бы в лисы гаечков.
– Пэршу родыну всю обдарыты
А дальнюю родыну пэрэпросыты.

Жених берет водку, приглашает братьев, сестер, друзей (человек пять-шесть) и едет к невесте на венки. Если девушки шили вэлен (фату), наделали цветов, тогда они на стол ставят тарелку. В нее насыпают зерно, сверху покрывают платочком. В эту тарелку кладут фату. Цветы девушки кладут в решето и ставят на стол рядом с тарелкой.

Сами девушки садятся за стол и поют песню, чтобы молодой выкупил фату:

Звылы вэночка з барвинку,
Нэсы, молодый, горилку.
Як ны выкупыш – ны дамо,
То росшыемо, продамо.

Молодой дает выкуп за фату, обычно два литра водки. После этого молодой со своими братьями берет фату, цветы (с тарелкой и решетом) и несут в шкаф (раньше в сундук).

8 февраля 1970 года в деревне была свадьба Николая Бобича. Он женился на девушке из деревни Переспа Дрогичинского района Лидии Мысливчук. Она училась в то время в Брестском пединституте на третьем курсе отделения русского языка и литературы филологического факультета. О своих венках она вспоминает так: «У нас фату выкупает жених со своим братом. Брат подходит к столу и, указывая на фату и цветы, спрашивает: «Это продается?» Ему девушки отвечают: «Да, но за определенную цену». Девушки цену устанавливают сами. Брат предлагает за нее копейки. Девушки ему отвечают: «Если у вашего молодого душа стучит, как эти копейки, то можете предлагать. У нашей молодой душа спокойная. Мы это за копейки не продаем. Нам нужен шелест, а не звон, хотя бы и золотой». Брат жениха дал девушкам пять рублей и бутылку водки. Только тогда он взял фату».

После выкупа фаты жених со своими гостями садится за стол. В некоторых семьях, а их большинство, на венках молодому с невестой не разрешают сидеть рядом. Невеста с матерью обычно носит закуску на столы. Но встречаются и такие случаи, когда молодые сидят рядом в запоинах и на венках.

Первую рюмку пьют молодые, а потом пьют остальные гости.

Посмотреть на венки приходят и пожилые женщины. Хозяева их угощают. Гости танцуют, поют разные песни. Молодежь поет свои любимые песни. «Вишня», «Иванко», «Тэчэ вода в ярок», «Мороз», «Зеленая вишня», «Вэрбычэнька», «С конца гребли», «Ручники», «По бугоркам, по низким косогорам», «Два друга», «Черемуха», «Куда бежишь, тропинка милая?» и другие.

Гулянье длітся до двух-трех часов ночи. После молодой с гостями едут домой. Девушки тоже расходятся.


Далей