Дзьмухавец 16
Дыскусія:
праблемы навукі і адукацыі

Преподаватель - студент: перспективы диалога и реальность

Вячеслав Самохвал, выпускник филологического факультета БГУ по специальности "Романо-германская филология", преподаватель кафедры романского языкознания (2002-2010), специалист в области бизнес-коммуникации.

Наши студенты–филологи - уже личности, многие из них креативны и талантливы: не зря филфак БГУ считается кузницей поэтов и прозаиков. Однако все первокурсники подобны тем алмазам, над которыми надо поработать, чтобы превратить в бриллианты. И так на протяжении всего учебного процесса вплоть до выпуска. Чья это задача и легко ли она выполнима? Эти вопросы ИМЕЕТ СМЫСЛ ставить только тогда, когда у студентов есть встречный вопрос «ЗАЧЕМ И РАДИ ЧЕГО?». Например, зачем заниматься заданиями, которые не предусмотрены учебными планами, программами, методическими пособиями? Ради чего стараться? Зачем и ради чего выходить из зоны комфорта, к которой так быстро привыкаешь? Именно здесь и скрывается та самая «ловушка», омрачающая учебный процесс для преподавателей и студентов, в которой мы находимся на сегодняшний день.

Проблема мотивации студентов-филологов, если учитывать реальное положение выпускников на рынке труда, на первый взгляд может показаться не только сложной, но где-то даже почти невыполнимой, хотя на самом деле выход есть. Как выпускник филфака, имеющий опыт в области преподавательской работы и бизнес-коммуникаций, позволю себе высказать некоторые соображения.

Демографические изменения в мире в целом уже сейчас демонстрируют так называемое «старение населения», под которым понимается снижение доли трудоспособной части. Следствие закономерно, хорошо известно и квалифицированно описано. В мировом масштабе наблюдается тенденция привлечения квалифицированных кадров из других стран. И то межкультурное взаимодействие, которое на сегодняшний день даже для Беларуси уже не является исключением, в будущем и для нас станет нормой. Отсюда вывод: получение конкурентно способных знаний, умений и навыков для наших студентов станет как никогда важным.

Процесс подготовки я сам, мы все вместе можем и должны начать здесь и сейчас. Я имею в виду взаимодействие на внутреннем, а не на межкультурном уровне, то есть на уровне взаимодействия двух контрагентов – преподавателя и студента, где студент имеет более значимую и весомую позицию, нежели преподаватель. Нам, преподавателям, надо в первую очередь научиться видеть, слышать, слушать и чувствовать студентов, а не только самих себя.

Вы скажете, что я стучусь в открытую дверь, что все отмеченное давным-давно присутствует в системе нашего образования. Не спорю, кое-что присутствует, но не как система и не как стратегическая концепция. Скорее наблюдается достаточно консервативная традиция в формировании взаимоотношений преподавателя и студента. В чем это заключается? В однонаправленности диалога: от преподавателя к студенту. В его академичности, когда преподаватель просто не готов к осознанию того, с какими вызовами эпохи столкнется завтрашний выпускник филфака и как он может достойно на них ответить. В вынужденной пассивности студента, не имеющего возможности повлиять на содержание своего образования.

Мы должны исходить из того, что глобальные перемены ведут к активному межкультурному взаимодействию. Это означает кардинальную перестройку существующих планов и программ, их нацеленность на столь необходимую для выпускника эффективную межкультурную коммуникацию, иначе он останется за бортом своей профессии. Тогда какой смысл в филологическом образовании? Только ли в красивом дипломе?

Филфаку стоит позаботиться о том, чтобы его выпускники были хорошо подготовлены к новым условиям. И здесь, после модернизации планов, все зависит именно от преподавателей, точнее, от того, в какие условия они будут поставлены, — в условия прежней зависимости от чиновника-бюрократа, радеющего о мифической дисциплине и форме, или в условия креативного поиска новых дисциплин, курсов и подходов, динамично, своевременно отвечающих на запросы времени. И, разумеется, от модели взаимодействия со студентами, согласимся, с самыми важными людьми, в чьих руках успешное будущее страны в целом. Или провальное, если в школу придут косные, консервативные, неспособные к интеллектуальному поиску педагоги. И только когда мы, преподаватели, осознаем «ЗАЧЕМ?» и «РАДИ ЧЕГО?», когда мы позволим себе донести до общества значимость и ценность нашей миссии в этом мире, которая состоит вовсе не в предоставлении образовательных услуг, тогда и «Белгазета» будет писать совсем о других экономических и правовых проблемах.

Когда мы убедительно покажем, что глобальной задачей является подготовка кадров не узкой, а широко профильной специализации, тогда мы освободимся от диктата чиновника. Особое положение филологии в том, что она нужна всем — от мала до велика, в той или иной мере она доступна пониманию каждого, сопровождая духовное взращивание личности на всех уровнях ее жизнедеятельности. Она тот стержень, без которого в мире нет взаимодействия: взаимодействия в семье, в команде, в окружении.

Консервативный подход к образованию зацикливает его на самом себе, заставляет студентов и преподавателей держаться в установленных каким-то безвестным министерским чиновником рамках, в то время как весь фокус в том, чтобы выходить за их пределы, сообразуясь не с узкой специализацией, а с ее интегративными возможностями, открывающимися в процессе конструктивного диалога преподавателя и студента.

Мне интересно, кто, когда и как оценивал эффективность деятельности РИВШ? Почему практически прекратились стажировки преподавателей с целью повышения методической и методологической квалификации в ведущих вузах СНГ? Почему студенты филфака не имеют возможности вживую послушать лекции знаменитых ученых? Мир на самом деле огромен, потенциал его безграничен, так почему бы не расширить возможности наших студентов? Тогда они выйдут в мир по окончании высшего учебного заведения уже заряженные творческой энергией, окрыленные новыми идеями и целями. Диалог — путь к осознанию важности, значимости, ценности миссии филолога в сегодняшнем мире, в равной степени преподавателя и студента. Отсутствие диалога - «ловушка», обесценивающая учебный процесс. Как вырваться из этой «ловушки»? Как в полной мере открыться преподавателю, как открывать и развивать таланты студентов, как отшлифовать их способности? Чья это задача? Только ли преподавателей и студентов?

Конечно, можно говорить, что преподаватель должен относиться к студенту, как к своему творению, что он является своего рода Микеланджело, в руках которого «магический» инструмент, которым он создает своего «Давида». И это действительно близко к целям и задачам образования. Но сразу же встает роковая проблема — проблема полноценного диалога. Чтобы добиться успеха, преподаватель должен хотя бы слегка опережать время, уметь раскрываться так, чтобы в полной мере реализовать свой педагогический талант, научный опыт, креативный потенциал. Но для этого он должен иметь мотивированного собеседника, настроенного на диалог, на общую волну. Ценность процесса взаимодействия на уровне преподаватель — студент заключается в динамике живой обратной связи, не заканчивающейся за пределами аудитории или вуза.

Есть такое понятие - «полоса свободы», о котором говорил С. Лем. На мой взгляд, по моему глубокому убеждению, полоса свободы — это место встречи преподавателя и студента, место их полноценного диалога. Возможно, я ошибаюсь, возможно я чего-то не знаю — не знаю, скажем, о тех позитивных изменениях, которыми изобилует современный учебный процесс. Но кто нам объяснит, почему преподаватели сетуют на то, что разрыв между ними и студентами не только не сокращается, а увеличивается, что они вынужденно держат весь фокус на себе, на самом учебном процессе, разрабатывая программу за программой, следуя при этом определенным предписаниям и устаревшим планам? Естественно, что и студенты, не получая нужной им подпитки, также фокусируются не на общем деле, а только на себе, рассматривая учебный процесс как некую монотонную необходимость. Поверьте, выпускники гимназий, колледжей, лицеев приходят в вуз, всей душой открытыми для диалога, но всегда ли они обнаруживают коммуникативное поле?

К сожалению, по окончании университета многие так и не обретают четких целей, неких живых идей, достойных того, чтобы воплотить их в жизнь. А личность, как известно, начинается с действия, с выхода за пределы зоны комфорта! Спросим себя: все ли выпускники филфака способны сделать этот первый шаг?


Дыскусія: праблемы навукі і адукацыі

Олег Федотов. Профессура на обочине, или SCOPUS, оскопление науки и... национальная гордость
Энгельс Дарашэвіч. Адукацыя – не паслуга, а сутнасць і маральная аснова культуры...
Татьяна Шамякина. Проблемное поле филологического образования
Анна Квачек. Интернет: лекарство или яд?
Римма Ковалева. Души прекрасные порывы
Вячеслав Самохвал. Преподаватель - студент: перспективы диалога и реальность
Виола. Защиты дипломных работ: и скучно, и грустно, но и волнительно

P. S. Полина Евграфова. Чудеса во сне и наяву


Далей...