Дзьмухавец 16
Жодинские и минские граффити

Репортаж студентки-практикантки 1-го курса специальности «Русская филология» Ксении Голуб

Август 2018 года

Искусство – удивительнейшая вещь. Именно это слово возникло в моей голове, когда в закоулках библиотеки моей памяти оказалась новая книга под названием «Фольклорная практика».

По моему скромному разумению, фольклор действительно является уникальным и восхитительным искусством при полной своей анонимности. Сложность в том, что носителей устного народного творчества становится все меньше, и, пожалуй, все, что они знали, уже рассказали, и это заняло свое место на полках фольклорных архивов нашей страны.

Мне же в силу личных качеств интереснее собирать и анализировать то, что в силу определенных обстоятельств изучено в малой степени. Именно поэтому, узнав, а позднее уточнив факт принадлежности граффити к городскому фольклору, я буквально загорелась идеей собрать как можно больше материала и информации об этом отчасти табуированном искусстве.

Граффити стало темой моей работы.В нем проявляются и острые социальные мотивы, а художники, как правило, не раскрывают своих имен, поскольку нелегальное размещение рисунков на стенах городов считается вандализмом и карается законом. Мне удалось поговорить с некоторыми представителями этой культуры, однако, несмотря на все мои уговоры, они решили остаться абсолютно анонимными. Я могу разместить только лишь их «теги» - творческие имена, которые рисуются на стенах.

Итак, первый день прошел за обсуждением плана городских экспедиций и обозначения фронта работ.

3 августа

Самым сложным этапом в фольклорной практике оказался сбор хоть какой-нибудь информации о художниках-граффитистах. Главенствующее место среди отличительных черт граффити занимает максимальная (насколько это возможно) анонимность. В нашей стране граффити входит в категорию вандализма и наказывается законом. В среде граффитистов такие рисунки носят название «бомбинг» и противопоставляются понятию «легал».

В Жодино, где собиралась часть материалов, главенствует бомбинг.

Вот заброшенный растворно-бетонный узел города Жодино.


Надпись «Чорна-белы гонар. Тарпеда», скорее всего, оставили фанаты Жодинского футбольного клуба «Тарпеда».


Это фото сделано с остовов разрушенного железнодорожного моста. «49» – предположительно символическое фанатское граффити, отсылающее к ФК Металлург, поскольку сделано в расцветке клуба.


ЛюТа – российско-белорусское объединение граффитистов, расшифровка - «Люблю Табе».


«Ка4е» – неизвестный автор, чей тег встретится мне на улицах Жодино еще не раз.


 

Следующая часть фото была со стен гаражного кооператива по ул. Рокоссовского города Жодино.


Видимо, в такой изящной манере автор хотел выразить любовь к городу.


Это фото и три следующих представляют собой подборку тегов.




 

Далее представлены нелегальные художественные картинки.




Уникального художественное изображение шамана.



Думаю, владельцу этого гаража вдвойне приятно оставлять машину под такой надписью.


Изображение наводит на мысль о заинтересованности художника индейской культурой.



Невероятного стиля цветы.


МИНСК

Часто граффити воспринимают как что-то неприятное, некрасивое, и такое действительно можно увидеть. Постжодинский день практики я посвятила самой яркой улице города Минска – Октябрьской. В рамках фестиваля VulicaBrazil осенью 2017 года там были созданы захватывающие дух картины – иначе не назовешь.


Сюрреалистическое (как и часть картин великой художницы) изображение Фриды Кало и неизвестной русалки.


Изображения под номерами 42-45 представляют собой подробную съемку стены в тематике славянского творчества. Тут можно встретить и дубы-колдуны, и Бояна.





Оригинальное изображение ярких представителей белорусской фауны – зубра и оленя в обрамлении цветочных орнаментов.


Следующая серия картин в окнах здания, в котором расположены кафе «ENZO», «Депо» и кофейня «Лаўка». Милый в своей суровости мужчина с котятами.




Оригинальная интерпретация мотива избушки на курьих ножках.




Картина под моим кодовым названием «Я накосячил».


Рисунок на историческую тематику.





Сюрреализм отдыхает! Самое замечательное, что в этой картине можно увидеть всё, что пожелаешь.



Это мое самое любимое граффити на Октябрьской улице. Рассматривать его можно бесконечно, каждый раз замечая новые детали, например, ребенка во чреве, грустное яблоко и зайце-луковку.


А это напомнило мне о существовании стиля рисунков под названием Зенарт (также медитативное рисование).







Часть картины с оленем и зубром – журавль.


В завершение хотелось бы отметить полнейшую анонимность авторов. Слухи о них настолько же расплывчаты, насколько прекрасны некоторые работы. К сожалению, мне ничего не удалось узнать, как я ни старалась, но одно можно сказать точно: эти люди в массе своей прекрасные и тонкие художники, скрывающиеся за лаконичными формами граффити.

В результате даже краткого знакомства с жодинскими и минскими граффити могу отметить следующее:

1. Культура граффити как художественного направления в Беларуси достаточно хорошо развита.

2. Если закрыть глаза на откровенно вандальные надписи, то граффити значительно оживляют вид города, а некоторым районам дарит атмосферу свободы и бунта, так необходимого молодежи.

3. Кроме того, мне удалось познакомиться с большим количеством талантливых ребят, которые действительно желают роста культуры в пределах родной страны, равняясь на заданные иностранными художниками стандарты, но при этом придают своим рисункам национальную самобытность.

4. За время сбора материалов мне удалось посетить много неизведанных мест Жодино и Минска, в очередной раз убедиться в упорстве некоторых художников, так как несколько рисунков расположено на объектах, доступ к которым закрыт, поскольку они находятся в аварийном состоянии, да и расположены достаточно высоко.

5. Сложно деанонимизировать художников, с чем мне, к сожалению, не удалось справиться и качественно оформить собранный материал. В целом я получила незабываемый опыт, с головой окунувшись в мир граффити. Надеюсь, что моя работа будет представлять определенный интерес для новых поколений фольклористов-практикантов.

Материал предоставлен руководителем фольклорной практики Татьяной Анатольевной Морозовой