Асобы
Вера Анисимовна Захарова

Ольга Воробьёва

О ВЕРЕ АНИСИМОВНЕ…

Вера Анисимовна Захарова читала на нашем потоке лекции по устному народному творчеству. Это был первый курс, первый семестр, когда мы, новоиспечённые студенты, ещё не вполне понимали, что такое учёба в университете, что такое лекция и как правильно себя вести: писать или слушать.

Когда Вера Анисимовна вошла в аудиторию, спокойная, уверенная, строго обвела всех присутствующих взглядом, мы притихли и замолчали. У неё на лекциях всегда было тихо. При этом она никогда не повышала голоса. Говорила негромко и неторопливо, позволяя нам записать основные положения. Иногда останавливалась и обращалась с вопросами к аудитории, активизируя наше внимание и заставляя осмысливать услышанное. Помню, как, читая лекцию о пословицах и поговорках, Вера Анисимовна предложила нам вспомнить пословицы о труде. Вспоминали разные, но все "правильные", о том, что "труд кормит, а лень портит". И тут поднимает руку студент из Конго (они тоже учились с нами) и произносит: "От работы кони дохнут". Это наши ребята подсказали, чтобы развлечься и заодно посмотреть на реакцию преподавателя. По рядам прошёл смешок, всем было интересно, что скажет Захарова. Вера Анисимовна абсолютно спокойно, таким же ровным голосом, как всегда, прокомментировала: "Народное творчества – это живой процесс, в нём отражаются разные жизненные позиции. И такая тоже. Спасибо за пример. Садитесь", – и продолжила лекцию.

Сейчас, когда сама читаю лекции, иногда вспоминаю манеру Веры Анисимовны Захаровой, но спокойно и уверенно держаться, грамотно и красиво говорить, никогда не повышая голоса, заставлять студентов себя слышать удаётся не всегда. Может быть, сегодня другие студенты? Но скорее всего, дело не только в них.

Уравновешенность и внешнее спокойствие всегда были отличительными чертами В. А. Захаровой. Она была строгим педагогом. Помню, на одном из занятий спецсеминара (я тогда была на третьем курсе) выступала с докладом пятикурсница. Интересно, эмоционально, и, как мне тогда казалось, глубоко, содержательно и всесторонне раскрывала студентка образы книги "Гамаюн, птица вещая". Я была в восхищении. Неужели студент может так здорово писать? От преподавателя я ждала самой высокой оценки. Каково же было моё удивление, когда В.А.Захарова после минутной паузы как всегда спокойным голосом произнесла: "Вы меня разочаровали. Это любительское выступление, а не научное. Не ожидала от вас. Очень надеюсь, что к следующему разу вы подготовитесь лучше".

Как-то, уже учась в аспирантуре, мы с подругой говорили о преимуществе стационарного обучения над заочным. Самое главное, считала подруга, это непосредственное общение с умными, образованными, эрудированными людьми, какими и являются преподаватели. Именно общение даёт возможность проследить логику принятия решения, посмотреть на научную проблему с другого ракурса, невидимого для обычного человека, что, безусловно, развивает способности и повышает интеллект студента. Думаю, она права.

Именно таким человеком, грамотным специалистом, умным и требовательным педагогом, была В. А. Захарова.


Вольга Казлова
Людмила Ермакова
Нина Денисюк
Ольга Воробьёва
Ольга Приемко

Сайт создан в системе uCoz