Дзённік фальклорнай практыкі
Скрыган Хрысціны
1.07.2011 г. «День борьбы».
Я так озаглавила свою первую запись неспроста. Когда в середине учебного года узнаёшь, что будешь отрабатывать практику в университетском архиве, становится не по себе. Просто слово «архив» внушает некоторый трепет, а в голове тем временем рисуются длинные коридоры со стенами, на которых стоят книги, папки и т. п. и везде полумрак, в углу много паутины, а лампочки – это такие, самые обычные вкрученные лампочки, свисающие с потолка на длинных шнурах :) Я, признаюсь, очень непоседлива и потому слово «архив» вызывает во мне дополнительный страх долгого сидения за столом.
Короче, первый день был не столько днём обучения – «что» и «как», сколько днём борьбы со своими страхами.
В целом, оказалось довольно интересно. В процессе работы с фольклором, пытаясь определить жанр, разрабатывается усидчивость, а время летит быстрее.
5.07.2011 г. «Песня».
Почему человек поёт? Вот этим вопросом, если честно, я задавалась не раз. Полностью не ответила, но осознаю, что эта потребность – петь – живёт вместе с человеком, вероятно, от его возникновения :)
Рассматривая карточки с фольклорной практикой, заметила: с одной стороны, большинство песен не обладают идеальной организацией, но (!) с другой стороны, они ведь такие естественные, немного наивные, бесхитростные. Потому что «здесь и сейчас».
Пели, когда рождались, когда женились, когда умирали, когда смеялись и когда плакали. Эти песни были предназначены для чего-то, но точно (изначально) не было предназначено для самолюбования. Может, поэтому они такие простые? Я ещё заметила, что вот даже если на сцене или по просьбе товарищей петь песню, то народная как-то искренней получается, сочнее даже, и кайф :) от неё испытываешь гораздо больше. И стесняешься меньше.
6.07.2011 г.
Информанты – разные люди, разных возрастных категорий. Но больше всего почему-то уже бабушек и дедушек, которым за 60 лет.
Наткнулась на папку, где информанту было около 85 лет, а родился он где-то в 80-х гг. ХІХ в. Фольклор собирался в 74-х годах, но сам факт!.. Эти люди жили при царях, революциях, войнах… а у многих в карточках стояло – «местный»… Это же столько времени прожить в одной деревни!
7.07.2011 г.
Кстати, информанты действительно бывают разные. Иногда случается, что в стопочке найдёшь имена-фамилии десятков информантов, а бывает, что один и тот же человек весь требуемый университетом объём фольклора вот так и выдал. Мужчины, я заметила, больше предпочитают прозу (не исключительно, но много), а женщины – песню. Я находила среди всех информантов и других специалистов :) Одна женщина, например, поведала студентке уйму песен. И все они были свадебно-венчальные. А мужчина один – всё сказки, повести рассказывал. Вот так вот.
12.07.2011 г. Всё символично «завёрнуто».
Частушки особенно забавные. Хотя, между прочим, с частушками белорусскими я знакомилась и раньше, и многие из них были более фривольными... Эти, что стденты привозят (и привозили), поскролмнее как-то. <...>
13.07.2011 г.
Обнаружила папку с «Городским фольклором». И хотя это (как мне показалось) довольно не трудно насобирать фольклор в городе, городской фольклор – редкость ещё та. Студенты упорно ездят по деревням. Но город не дремлет :)
Особенно в этом плане стараются школьники и студенты. Им всегда есть что сказать :)
14.07.2011 г.
Странно, почему в разных местностях можно встретить похожие песни? Ну ладно, если они по форме похожи, значит, кто-то путешествовал и перевёз песню из одного места в другое. Но ведь есть песни, которые похожи своим сюжетом. Возможно, есть какая-то закономерность. И читая, обнаруживаешь связь и находишь логику – там есть чему поучиться.
Жизнь на чужбине (у свекрови) для девушки всегда печальна, ну, или часто печальна. А с девушками-сиротами парни поступали (иногда, но не всегда) не совсем честно. Многие казаки в любви – разбойники. А матушки выдавали дочерей замуж слишком рано. Делать выводы!!!