Альманах "Дзьмухавец"

Свадебная обрядность в прошлом и настоящем


Третий день свадьбы – «Цыганы»

На третий день собираются родственники отдельно к родителям невесты и жениха, чтобы разделить каравай. Оба каравая делят отдельно, как и пекут. Свадьба длится обычно четыре дня. Но не все гости могут гулять до конца свадьбы, поэтому каравай делят на третий день.

Гости собираются с утра. Их угощают. Они поют, танцуют.

В этот день к обеду гости жениха переодеваются в «цыган», чтобы идти к родителям невесты. Одного наряжают врачом. Надевают белый халат, белую шапочку, дают в руки сумку с медикаментами. Из перца могут наделать порошков. В бутылку наливают водку. Это микстура. Находят шприцы, трубки для прослушивания. Врачом может быть как женщина, так и мужчина. Он ходит по деревне и лечит людей. Сначала прослушивает, потом делает укол, если считает нужным. Некоторым даст выпить порошок (перец), другому – микстуру – 100 граммов водки и т. д.

Наряжается цыганом: женщина надевает брюки, рубашку, шапку. Мужчина же наряжается цыганкой. Обычно подбирают мужчину высокого роста, женщину низкого. Так они смешнее выглядят. Мужчина поверх брюк надевает юбку, лицо ему разукрасят, повяжут платок, дадут в руки «ребенка» (куклу из тряпок). Цыган и цыганка ходят по дворам вместе, просят яиц, денег. Очень смешно выглядит цыганка, когда ей захочется закурить. Она сначала поднимает сбоку широкую юбку и достает из кармана брюк папиросы.

Наряжаются солдатом. Кто что придумает – здесь все сойдет. Обязательно есть «жених» и «невеста». «Цыгане», т. е. все наряженные, с криком, песнями, пугая по пути детей, подлечивая больных, гадая всем, идут к родителям невесты.

Там новоявленные «жених» и «невеста» плачут перед родителями. «Жених» говорит, что «невеста» плохая, что жить с ней не будет, поэтому привел обратно. Та тоже плачет, просится, чтобы «жених» ее не оставлял. «Цыгане» шутят, дурачатся, их приглашают за столы, угощают. После они возвращаются к жениху.

Теперь от родственников невесты наряжают «цыган». Эти уже идут к жениху. Там цыган тоже угощают.


Деление каравая

Вечером, когда все гости в сборе, делят каравай в доме жениха и в доме невесты. Брат вносит каравай, по пути поворачивается три раза. Пока несет, поют:

У саду калына цвитэ,
Дар Божы до столу йдэ.

Каравай ставят на стол. Все гости сидят за столами.

Дружко берет нож и говорит:

Пэршым разом,
Божым росказом.
У гэтых молодых
Есть батько и маты,
Госты зозваны,
Сусиды проханы.

Когда делят каравай, дружко поет:

В чыстому поли
Стояла вэжа.
Ой, у тый вэжы
Батынько лэжытью.
Прыйшла до ёго
Лидочка ёго.
– Устань, батэньку.
Лэжы, ны лэжы,
По тэбэ прыслано
Коровай дэлыты.
Чы вылять благословлять
Каравай подэлыты?

Ему отвечают: «Бог благословыть, и мы благословымо». Он режет каравай на части. Отрезанную часть кладет на тарелочку и приговаривает: «Дэсь тут був молодого батько и маты. Обсылае молоды и молодая Божым даром короваём. Чы приймае, чы ны прыймае, чы за вэсёлого отдае?». Подходит мать. Она отвечает: «Прымаю». Дружко кладет часть каравая из тарелочки в платочек матери.

Так он вызывает всех гостей. Когда каравай поделят, свадьба считается законченной. Многие гости отъезжают домой.

Они поют:

Доброго батька дэтына,
Добра нам була гостына.
Ели калачи в молоци,
Билую рыбоньку в пэрци.

Ой, у полю да шырокая долына,
Розъезжаецця вся Лидочкина родына.
Там Лидочка миж родыною ходыла,
Свого батэнька низким поклоном просыла:
– Ой, дай божэ та нидилёньки дождаты,
Тогды будэм знов родыночку збыраты.

На четвертый день свадьбы собираются те гости, которые живут в одной деревне с молодыми, и те, которые не уехали. Они гуляют целый день. На этом свадьба заканчивается.