Альманах "Дзьмухавец"

Свадебная обрядность в прошлом и настоящем


Каравай

На свадьбу пекут два каравая: один у невесты, другой у жениха. Обряд один и тот же. Каравайниц приглашает мать невесты (жениха). Каравай обычно пекут в субботу, а украшают в воскресенье.

Каравайниц должно быть только три. Так, у Николая Бобича каравай месили Мария Алексеевна Быр, 42 года, Фекла Григорьевна Ямщикова, 37 лет, и Раиса Леонтьевна Сергейчик, 32 года. Каравайщицами могут быть как девушки, так и женщины. Но женщины только те, которые счастливы в семейной жизни, не вдовы и которые вторично не выходили замуж. Названные каравайницы счастливы в семейной жизни. У всех есть дети, мужья. Каравайницами могут быть и не родственники.

Каравай его невесты месили Полина Никифоровна Селейкович, 42 года, Надежда Новик, 47 лет, и Полона Шпак, 25 лет. В деревне Переспа каравайницами не могут быть девушки старше 28 лет. Обычно каравайницы знают каравайные песни.

Когда начинают месить каравай, каравайницы перекрестятся, чтобы каравай удался, и старшая каравайщица говорит:

Пэршым разом
Божым рассказом.
У гэтых молодых
Е батько и маты,
Госты званы,
Сусиды проханы,
Чы вылять благословлять
Каравай замысять.

Каравайницы берут муку. В нее вливают молоко, добавляют маргарин, ванилін, дрожжи, яйца, сахар. Соль в тесто не сыплют, чтобы жизнь молодых не была солной.

Сначала каравай ложками замешивают две каравайщицы, третья подсыпает муку. Когда тесто станет крутым, тогда все три месят руками. При этом поют:

Ярая пшанычка,
Що з тэбэ добра много!
Посиють, куры грэбуть,
А зыйдэш – гускы щыплють,
Поспиеш – каравай гыблють (делают).

Каравай пекут в тазу или в обруче из-под решета. Он получается большим, в диаметре примерно 50 см и высотой 20 см. Потом, когда в него воткнут шишки, он будет красивым, большим.

Шишки вырезают из веток дерева. Они очищаются от коры и сушатся. Для каравая нужно две шишки двойчатые и одна тройчатая (два двойчана и один тройчан). У невесты и у жениха шишки одинаковые. Во время свадьбы шишками не обмениваются.

Шишки пекут вместе с караваем, т. е. в одно время. Украшения для каравая и шишки пекут из того же теста, что и каравай. Тесто делят на две части. Одну часть ставят в темное место, чтобы оно подошло, а из другой части делают шишки и украшения.

Каравай обводят плетенкой. Затем такими же плетенками делят сверху каравай на четыре части. На вопрос, почему делят именно на четыре части, Мысливчук Лидия Григорьевна ответила так: «Это пожелание молодым выбирать себе дорогу в жизни, так как все четыре стороны открыты». Она же обьяснила, с какой целью делают и другие украшения. Другие женщины, даже старше ее, затруднялись объяснить.

«Уточки» делают, чтобы молодые легко ходили, булочки – чтобы у молодых хлеб не сходил со стола, цветы – чтобы жизнь молодых была светлой, радостной, бочечки – чтобы молодым было что есть и пить.

Из этого же теста делают булочки, каравайцы. Их потом раздают детям. Делают кренделики, которые потом нанизывают на шерстяную нитку. Из этого же теста делают длинные полосы. Ими окручивают шишки, приготовленные заранее.

Перед тем, как каравай поставить в печь, все украшения кладут на каравай наверх, и он выпекается уже украшенным. Делают это еще и для того, чтобы каравай был как можно красивее. Сверху каравай смазывают желтком куриного яйца.

Когда все сделают, каравай ставят в печку. Каравайщицы держат шишки перед открытой печью, чтобы тесто подсохло. Затем их ставят на печь, чтобы тесто хорошо засохло.

Когда каравай испечется, его вынимают из печи и кладут на веко от дежи. Сначала на это веко кладут сено. Его закрывают вышитым полотенцем или небольшой скатертью, салфеточкой так, чтобы сена не было видно, а углы салфетки свисали с века.

Брат невесты (жениха) берет это веко с караваем в руки, поднимает на руках как можно выше и выносит в комору. По пути он должен три раза повернуться с этим караваем по часовой стрелке. С ним идет старшая каравайница, чтобы помочь поставить каравай. По пути они поют:

В саду калына цвитэ,
Дар Божы до коморы идэ.

В коморе каравай стоит до воскресенья. В воскресенье после обеда собирают девушек украшать каравай. Каравай невесты украшают только молодые девушки, а каравай жениха могут украшать и женщины.

Каравай раньше украшали только пять человек. В последнее время этого количества не всегда придерживаются. Каравай украшали теми цветами, которые сделаны в субботу.

Каравай из коморы выносит брат. Снова поворачивается три раза. Ставіт его на стол. Раньше всегда украшали невымолоченным овсом. Сейчас его нет в деревне, поэтому он отсутствует и на каравае. Украшениями обычно служат бумажные и настоящие цветы, ветки ели, барвинок, брусничник, шелковистая трава, веточки комнатного растения аспарагуса. Стараются, чтобы было побольше зелени (символ жизни). Бумага для цветов может быть любого цвета, кроме желтого и темного. Желтый цвет – символ разлуки, а темный – печали, тоски. В деревне женщины затруднялись ответить, почему именно барвинок , брусничник и другую зелень используют для украшения каравая. Невеста Лидия Мысливчук на этот вопрос ответила так: «Барвинок берут для того, чтобы молодые не забывали святых. Когда Иисуса Христа распинали на кресте, у него на терновом венке была ветка барвинка».

В каравай вставляют шишки, украшают зеленью и цветами. Шишки вставляют так: двойчатые ставят на четверть каравая каждая, а тройчан – против плетенки.

После берут кренделики, нанизывают их на шерстяную нитку и обводят этой ниткой все украшение. Ниткой обводят только один раз (почему – никто не знает). Нитка должна быть только шерстяной. Екатерина Степановна Волошко, 78 лет, очень хорошо помнит свадебный обряд. Она говорит так: «Шерстяную нитку брали для того, чтобы «овэчкы шыховалы» (хорошо плодились). После свадьбы эту нитку бросали в овчарню.

Во время украшения каравая каравайницы поют такие песни:

По-над сылом сывый соколок лэтае.
Лидочка кажэ: "То ны соколок лэтае".
Молода кажэ: "То ны сывенькы лэтае".
То мий батэнько коровайночкы збырае.
Збырайтэся коровайночкы, вси пять,
Становитэся каля стола вси в рад.
Собравшися, соби служоньку наэмэмо.
Та до Львова по виноград пошлэмо.
Наш коровай з виноградом зростэцця.
Наша пара та на вик довгы зыйдецця.

Старшая коровайныця
Вси плоты поломала,
Всё барвынку шукала.
Коровая вбырала:
– Убырайся, коровай,
То в рутку, то в мятку,
То в ружовыи квиты,
Щоб любылыся диты.

Ой, у поли да шырокая долына,
Позъезжалася вся Лидочкина родына.
Вона, молода, миж родыныю ходыла,
Свого батынька низким поклоном просыла:
– Подэржы мэнэ, та мий батэнька з рочок,
Щэ з рочок.
Покы я зношу гэты хорошы выночок.
– З богом, з богом, мое дитятко, од мэнэ,
Есть у мэнэ мэнчая дочка за тэбэ,
Вона зносыть гэты вэночак бэз тэбэ.

Когда каравай украсят, его сверху покрывают белой салфеточкой. На ней не должно быть никаких цветов. В таком виде он будет стоять до конца свадьбы.

Начинается выкуп каравая у каравайниц. Каравайницы садятся за стол. Они поют песню

Дэ ж гэтой господар
домовый?
Чы ны выкупыть гэтой Божы дар
Дорогый?
Як ны выкупыть,
То покраемо и зъемо.
Господаровы покуштаты
Ны дамо.
Поставымо в коморы
На жыты,
Позволь, боже, гэты божы дар
Спожыты.

Приходит отец молодой с молодою. Невеста кланяется, целуется с каравайницами, благодарит за каравай. Отец приносит каравайницам один литр водки, закуску (по договору с каравайницами). Тогда каравайницы отдают каравай. Брат молодой берет каравай, снова поднимает как можно выше, три раза поворачивается и выносит его в комору. Каравайницы поют и идут за братом.

Чыи ж гэто сыстрынкы
Под караваем скакалы
С косамы, с косыцямы,
С чорнымы гочыцямы.

После этого каравайниц угощают. Они пьют, танцуют разные песни, но каравайных уже не поют.


Далей