Педагогіка. Паўсядзённасць. Школа
Школьные проблемы глазами
сегодняшней Надежды

«Женя Лукашин: А я представитель самой консервативной профессии.
Надя: Да? Мы можем с вами посоревноваться.
Женя Лукашин: Нет, я серьезно. У нас иметь собственное мнение особенно трудно: а вдруг оно ошибочно? Ошибки врачей дорого обходятся людям.
Надя: Да. Ошибки учителей менее заметны, но, в конечном счете, они обходятся людям не менее дорого.

(«Ирония судьбы, или С легким паром!», 1975 год. Реж. Э. Рязанов).

Поступая на филфак, я думала, что работа в школе – это преподавание любимого предмета людям, которые с удовольствием или хотя бы без откровенных зевков слушают преподавателя. Наивная! На практике оказалось, что на уроке учителю приходится из кожи вон лезть, чтобы почувствовать хоть какую-то отдачу. Про факультативы даже вспоминать страшно. И тут на помощь приходит знаменитый метод кнута и пряника. Правда, больше получается кнута, про пряник можно только мечтать. Но и этот испытанный метод часто дает осечку. Дети не подают дневники для записи замечаний, отказываются подчиняться учителю. Чтобы хоть как-то привлечь внимание учеников, приходится отвлекаться, рассказывать им что-нибудь постороннее, хоть отдаленно касающееся предмета. Однако это тоже не всегда действует. Ибо, как ответила мне одна восьмиклассница на вопрос, почему она не ходит на факультатив по русскому языку: «Зачем? Я писать и так умею, а если меня кто-то не понимает, это его проблемы». И это при том, что знаний у нее в лучшем случае на пять баллов. Но что поделаешь, если при таких знаниях процент поступаемости в вуз равен ста процентам. Да-да, не удивляйтесь. Просто все эти дети поступили на платное отделение.

Поэтому мои ученики уверены, что «корочка» будет, были бы деньги. Их не волнует, что часть из них будет отчислена после первой же сессии, а остальные, получившие диплом, будут отвратительными специалистами.

Конечно, не нужно обобщать. И среди сегодняшних школьников много умных ребят, которые готовы учиться и стремятся взять от школы максимум. Однако их так мало!

Я не против прагматизма, наоборот, понимание требований современного рынка полезно. Но цинизм?! Дети, хотя они и считают себя взрослыми, слышат рассуждения взрослых о несправедливости, с которой те сталкиваются на работе, о бюрократии и «блате» и, сообразно своему возрасту, реагируют на это. Поэтому, мне кажется, прежде чем ругать ребят, нужно посмотреть на себя. Почему молодой учитель часто слышит от более опытных коллег фразы типа «не старайся, не поймут» или «у них нет мозгов, так зачем взывать к тому, что напрочь отсутствует?».

Если учителя рассуждают на различных конкурсах и методических круглых столах о личностном подходе к образованию, а на урок приходят только для того, чтобы «отсидеть» положенное время, если родители ругают детей за курение, а сами смолят так, что в квартире хоть топор вешай, то что можно говорить о школьниках, об уровне их культуры?

Как ни банально это звучит, но, повторяю, нужно начинать с себя. Деньги, конечно, важны, но они лишь средство, а не цель. И когда мы поймем это, улучшится и ситуация в сфере образования, повысится уровень самосознания наших детей, а родители смогут с гордостью говорить, что их ребенок поступил в вуз без репетиторов.

Надежда Конобеева


Назад || Змест

Сайт создан в системе uCoz