Структура мифологического пространства в «стихах ухода» В. Блаженного
Проблема структуры мифологического пространства разрабатывалась многими известными философами, а также историками и теоретиками литературы на различном материале. Одной из фундаментальных работ, где освещаются вопросы мифологического сознания и мифологического пространства, является работа немецкого философа Э. Кассирера «Философия символических форм» (1923-29). Cопоставляя мифологическое пространство с математическим и психологическим, Кассирер объясняет его природу следующим образом: «мифологическое пространство занимает среднюю позицию между чувственным пространством восприятия и пространством чистого познания». Кассирером обозначаются особенности мифологического сознания, которое воспринимает мир особым образом, через бинарные оппозиции: они способствуют формированию «единства универсального чувства пространства и универсального чувства бога, в котором растворяются все частные противоположности». В структуре мифологического пространства есть некий особый акцент, который «восходит к мифологическому акценту, разделению профанного и священного».
Мифологическое пространство, с точки зрения ученого, разнородно и вещно, что соответствует архаическим представлениям. Тем не менее, оно имеет особую иерархию как «соподчиненных целому смыслов». В структуре мифологического пространства выделяются центр и периферия, а значимость приобретает движение героя от одной зоны к другой: «Движение по пути в мифопоэтическом пространстве превращает потенциальность пути в актуальную реальность и подтверждает действительность-истинность самого пространства». При этом целью этого движения может быть «сам центр пространства (в таком случае предполагается прогрессивно-восходящее движение) или, наоборот, некая предельно отдаленная, самая опасная и плохая точка пространства, например, нижний мир, царство смерти…».
Структура мифологического пространства в лирических произведениях Вениамина Блаженного коррелирует с концепцией мифологического пространства, описанной в своих работах В. Н. Топоровым. Она имеет четкую организацию, так как любое «художественное пространство текста организовано иерархически, как система с подчинением низших уровней высшим». Заметим, что структура художественного пространства в поэзии В. Блаженного гораздо шире предложенной модели – мы фокусируем внимание лишь на основных ее компонентах. Это позволяет наиболее точно охарактеризовать особенности конструирования поэтом мифологического пространства в своих лирических произведениях как пространства, имеющего определенные аксиологические акценты.
Мифологическому плану пространственной картины мира в поэзии Вениамина Блаженного свойственны константные аксиологические акценты, которые то утрачивают, то обретают первоначальные функции. Так, небо то обретает, то утрачивает свою сакральную функцию в связи с трансформацией отношения лирического героя к Богу. Как нам представляется, это связано с перманентным смещением акцентов ценностной парадигмы, нетождественностью лирического субъекта самому себе, что характерно для лирики В. Блаженного в целом. Создание мифологического пространства с четкой структурой становится для В. Блаженного не только способом отражения универсально-типичных моделей, но и динамики переосмысления традиционных образов и мотивов в своем творчестве.