Соположение мифологической и постмодернистской поэтики в современных рок-текстах
В филологической науке явление рок-поэзии достаточно хорошо изучено. Однако наибольшее внимание уделялось только определенному пласту (поэзия В. Цоя, Ю. Шевчука, Земфиры и некоторых других авторов), обладающему ярко выраженными чертами. Остальные же не так часто попадали в поле зрение исследователей. При всем стремлении рок-поэтов быть оригинальными и ни на кого не похожими, порождающем своеобразную эстетику силы, бунтарства, нонконформизма, они, как, впрочем, любые модернисты и авангардисты, в той или иной мере оказываются обращенными к традиции. Иногда синтез традиций столь явный и неожиданный, что заслуживает особого рассмотрения. В данном случае мы остановимся только на одном примере – стихотворении М. Пушкиной «Вампир», чтобы не просто лишний раз подчеркнуть, сколь эмоционально притягательной стала тема вампиризма в настоящее время, оказавшей влияние и на рок-поэзию, – это и так очевидно. Наша цель – выявить зарождение тенденции, сфокусированной на разрушение стереотипов и клише, которые явственно заметны при эксплуатации данной темы.
Произведение М. Пушкиной является знаковым в том смысле, что свидетельствует о поисках нового прочтения старого образа. Соположение элементов традиционной – фольклорно-мифологической – и постмодернистской поэтики сообщает стихотворению поэтессы диалогичность, складывающуюся «в систему глоссализации данного произведения».
Постмодернистский дух «Вампира» состоит в деконструкции образов (образа вампира), концепции личности постмодернизма (шизоидный тип), в интертекстуальности (множественных аллюзиях), в самой форме.
На примере М. Пушкиной мы видим, что рок-поэты могут обращаться к теме вампиризма, как и современные прозаики. Поэтесса использует образ вампира-аристократа, следуя традиции его очеловечивания (за Э. Райс). Для раскрытия вампирской темы автор синтезирует мифологическую и постмодернистскую поэтику. С одной стороны, Пушкина разрушает стереотип эксплуатации вампирской тематики путем использования элементов постмодернизма, с другой – следует фольклорно-мифологической традиции, что сообщает данному рок-тексту диалогичность.