-
- Карпов Владимир Александрович о себе
- Владимир Александрович – ученый и поэт
- Лингвист-системолог
- И.С. Ровдо о профессоре В.А. Карпове
- М.Р. Прыгодзіч аб саратнiку
- С.А. Важник о коллеге
- Б.Ю. Норман о студенческом друге
- В.Г. Будай о друге
- Воспоминания А.А. Мартынова о службе в армии
- Ученики об Учителе
- Поэтическое наследие
- Хобби
В поэзии Владимира Александровича Карпова преобладают ключевые концептуальные метафоры, выступающие в тексте в виде Аристотелевой формулы.
Концептуализация прежде всего касается слова жизнь.
В широкое направление мировой поэзии включает творчество В.А. Карпова основная концептуальная метафора жизнь – путь, что подчеркнуто и в названии сборника "Дао". В предисловии к нему автор пишет: "Жизнь – длинная дорога. Не всегда она торная, гладкая, с километровыми столбами и указателями. Но всегда от дома". По В.А. Карпову, основная точка отсчет дороги – дом. В его поэзии встречаем разновидности метафоры: жизнь – дорога от дома, жизнь – путь, жизнь – дао (философски осмысленный путь). В. Карпов пишет: "И по-китайски этот длинный путь называется коротко – дао. Путь жизни в Китае – это целая философия".
Доминантные концепты жизнь, дорога, путь, дом составляют основу концептосферы поэзии В.А. Карпова.
Вводя в концептуальную картину мира концепт судьба, Владимир Александрович не мог не определить своего отношения к Богу, которое, судя по текстам, было сложным и неоднозначным, как и отношение к вере во Христа, которая, по мнению автора, должна быть "в душе, а не на груди". Вот что он пишет о Христе:
И Он исчез. И не нашли Его.
И стонет земля: Спаситель, гряди!
И ищет, и ищет свое божество.
И носит его. Не в душе – на груди.
            (Амальгама, с. 185)
Так сложилась жизнь В.А. Карпова, что реализовался он в Беларуси. И, конечно же, это нашло отражение в его поэзии, как в посвящениях друзьям и ученикам, так и в концептуализации. В частотном словаре сборника "Дао" есть и Беларусь, и Минск, и Гродно, и Горки. Концептуализация Беларуси ярко выступает в стихотворении, посвященном Виталию Барановскому:
Русь ты моя Белая, приволье,
Боль ты наша общая, печаль...
...
Любишь ты привольный бег зверья,
рощ и пущ зеленую оправу,
И не сомневаюсь, что – твоя —
Беларусь, Русь Чистая – как правда.
            (Дао, с. 147)
Из выступления профессора кафедры прикладной лингвистики
филологического факультета Белорусского государственного университета
С.М. Прохоровой
Два крыла творческой личности Владимира Александровича Карпова – наука и поэзия. И если ученым он стал, то поэтом родился и на протяжении всей жизни с сознанием осуществляемого предназначения писал стихи. Наиболее значимым оказался для Карпова пример и творческий опыт Б. Пастернака, Н. Заболоцкого, А. Тарковского, которые в пору его молодости после длительных запретов начинали возвращаться в литературу и которых он называет своими учителями. Степень вживания в творчество любимых авторов была столь сильна, что немалые усилия понадобились Карпову для преодоления своей эстетической зависимости от них. Но никогда он не изменил воспринятой у этих поэтов верности искусству слова и первую книгу стихотворений сумел издать, подобно А. Тарковскому, в шестидесятилетнем возрасте. Могло ли быть иначе, когда
Стояло время колпаком шута,
и в жизни без движенья, без нажима
прикидывалась формой пустота
со всем своим огромным содержимым [3: 123],
а Карпов быть шутом на чужом пиру, пусть даже пожалованным собольей шубой с царского плеча, не хотел. Его отличали
Непримиримость к рабству, злу,
Любым режимам, к морали карликов и слуг –
Пусть лоб расшиблен [3: 10].
Признанию и возможности публиковаться при "запрете на запрете" поэт предпочел свободный драйв. Написанное за тридцать с лишним лет составило книги стихотворений "Амальгама" (2000) и "Дао" (2005).
Профессор кафедры русской литературы
филологического факультета Белорусского государственного университета
Ирина Степановна Скоропанова
Эстетическая и нравственная позиция Карпова-поэта отчетливо проявляется в стихотворении, написанном им в январе 1969 года в Софии:
И снова один я…
Машинка, три снимка на столике…
Торпеда беды проскочила у левого борта…
Простите за слабость…
Да, жизнь удивительно стояща,
Когда есть друзья
И ладони горят от работы…
И еще. В полной мере к его поэтическому творчеству можно отнести слова Эдварда Грига: "Прежде всего, надо быть человеком. Все настоящее искусство вырастает из человеческого".
Старший научный сотрудник в НАН Беларуси
Лариса Алексеевна Мельникова