ДНЕВНИК ФОЛЬКЛОРНОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТА І КУРСА СПЕЦИАЛЬНОСТИ «РУССКАЯ ФИЛОЛОГИЯ» ЗАМСКОГО АЛЕКСЕЯ АЛЕКСЕЕВИЧА (29. 06. 2005 – 18. 07. 2005)
28. 06. 05.
Состоялось организационное собрание, «посвящённое» предстоящей фольклорной, а для нас – архивной практике. Из этого собрания мы вынесли для себя следующие сведения:
а) Где? б) Когда? в) Как?
будет проходить наш переход от теоретического грызения гранита науки к практическому вонзанию в него здоровых студенческих зубов.
Также было получено воодушевление на борьбу с пылью и сломанными шкафами, было выяснено, как наши успехи на ниве сортировки научного бесценного картона скажутся на нашем финансовом состоянии (то есть как изменится коэффициент стипендии). После всего этого личный состав был распущен морально готовиться к предстоящему.
29. 06. 05.
Мужская часть коллектива практикантов сегодня на своей шкуре осознала, насколько тяжелы приёмная компания и умственный труд. Первая была тяжела несгораемыми шкафами, столами и стульями, второй – рассохшимися опустошёнными картотеками и ещё парой несгораемых шкафов придачу.
Серьёзных производственных травм получено не было. Из ярких впечатлений при переносе приведу девушек из нашей группы, державших все двери на нашем пути открытыми. Абитуриенты, параллельно с этим сновавшие по корпусу, полагали, что это для них. Некоторые благодарили.
Замечено: три студента, несущие картотеку, имеют права переходить ул. К. Маркса в любом месте – их всё равно пропускают все автомобили.
30. 06. 05.
Мною в числе других лиц, работавших вчера на работах по переноске (условных) тяжестей, получен выходной. Особого ликования нет, потому что на дворе почти июль (вдумайтесь!), а студенты всё ещё маются на факультете, хотя даже сессия уже разбита в пух и прах.
01. 07. 05.
Приступил к работе в жанровом архиве. Делается это так: восемь-десять человек загоняется в небольшую комнату с маленькой форточкой, им в руки выдаются коробки с бумажными и картонными карточками, зачастую написанными нечитаемым почерком, а их задача – рассортировать их и сосчитать.
Маемся в пыли. Закрепляем устный счёт до невероятных чисел. По ходу выполнения той части задачи, согласно которой из ящиков нужно убрать случайно попавшие туда не соответствующие маркировке ящика карточки, осваиваем криптографию – не по своей воле, нет, по воле студентов и преподавателей, писавших как бог на душу положит в надежде, что их поймут.
04. 07. 05.
Начало новой рабочей недели. Вы удивитесь, но – выходной. Не были допущены в корпус в связи с проведением ЦТ. Не встретили преподавателей. Отметились, что мы всё же дошли до архива и отправились восвояси.
05. 07. 05.
Снова приступили к работе, которая не радует разнообразием. Раскладываем. Определяем. Складываем. Пересчитываем. Помечаем. Задвигаем на место. Пробовали читать «перлы» с карточек. Надоело быстро. Перебираем все известные нам анекдоты. До мелочей запомнили внешний вид циферблатов своих наручных часов. Кое-кто опасается, что скоро дойдём до песен. Чихаем от пыли. Меланхолично затягиваем перекуры. Время тянется медленно.
06. 07. 05.
Работаем. Замечено, что никто, сортируя свои карточки, не называет стопки карточек относительно жанров, к которым принадлежат записанные на них фольклорные единицы, взамен используется иная классификация, делящая карточки на следующие классы:
1) это сюда
2) это не сюда
3) ерунда какая-то, отложи-потом-разберёмся
4) я что, должен за них жанр определять?
и самый многочисленный
5) боже, это ещё только предстоит сосчитать.
Руководитель поддерживает моральный дух историями из предыдущих практик. Смеёмся. Чихаем. Время тянется всё так же медленно.
07. 07. 05.
Работа в жанровом архиве близится к своему логическому завершению. Омрачает происходящее руководитель, напоминая, сколько впереди ещё работы и рабочих дней.
От безысходности одни перешли к счёту «на глазок», другие перепроверяют каждую стопку по три раза. И те, и другие одинаково несчастны от того, что целью нашей является не выполнение определённого объёма работы, а «высиживание» определённого отрезка времени.
Работаем. Чихаем. Время тянется медленнее обычного.
08. 07. 05.
В связи с завершением работы в жанровом архиве находились в несколько приподнятом настроении и оттого вели себя несколько несобранно. Свели воедино и сдали ведомости с информацией о проделанной работе.
Снова поучаствовали в переносных работах. Полюбовались на региональный архив, аккуратно туда не попали и были нацелены на архив с несортированными частушками. Морально готовимся. По указанию руководителя взялись за дневники прошлогодней фольклорной практики. Сортировать не стали, так, полистали со скучающим видом.
11. 07. 05.
Началась последняя (о, сколько в этом слове) архивная неделя. Теперь трудимся в архиве с частушками. Рассортировали взятый на себя объём по региональному признаку, после этого перешли к сортировке по жанровому признаку. Зачем было выполнять первое – не поняли совсем. Как именно следует выполнять второе – поняли, но не до конца.
12. 07. 05.
Продолжаем работу. Плавно и незаметно для себя продвинулся от непосредственно сортировки к администрированию процесса и решению трудных вопросов, связанных с определением жанра той или иной частушки.
Скучаем. Не чихаем.
13. 07. 05.
Вы не поверите, но – продолжаем работу. Вялый и с пеплом безразличия в глазах коллектив меланхолично перекладывает карточки, слабо реагируя на внешние раздражители вроде посещения нас заведующим кафедрой.
Затягиваем перекуры. Ведём светские беседы. Не чихаем. Мечтаем о близком финале.
14. 07. 05.
Характер работы временно изменился на более привычный погрузочно-переносительный, причём на этот раз нашим полигоном стал архив аудио и видеоматериалов.
Окружённый техникой, почувствовал себя лучше. Перекладывали Бабины. Царапали старыми шкафами свежеокрашенный пол.
Снова чихаем.
15. 07. 05.
Завершающий день фольклорной практики прошёл без особых приключений. Завершили (вернее, остановили) над архивом частушек. Произвели символическую уборку.
1. Багданава Алена.
2. Замскі Аляксей.
3. Кузняцова Таццяна.
4. Стоцік Яўген.