Альманах "Дзьмухавец"
Філалагічныя гульні
Итало Кальвино в БГУ
(инкогнито)

Инкогнито было относительным. Итало в национальной одежде должен был встретиться с Сергеем Логишем, тоже в национальном прикиде, чтобы можно было идентифицировать друг друга. Но они разминулись!

В своём постмодернистском романе «Если однажды летним днём путник…» Кальвино намекнул о посещении некоего университета. Точку в бесплодной научной дискуссии «Где ты был, Итало?», всколыхнувшей многие европейские университеты, ставит наша публикация.

Выяснилось, что Кальвино с Логишем всё-таки встретились, только сначала они искали друг друга на разных этажах, причём бродили в противоположном направлении. Приводим описание, данное в романе.

«И вот ты уже в университете, пробираешься между студентами и студентками, рассевшимися на ступеньках парадной лестницы; слегка робея, бредешь вдоль строгих стен, испещренных мелким бисером неумеренных студенческих сентенций, изрисованных замысловатыми цветными каракулями — отголосками доисторических времен, когда пещерный человек испытывал необходимость оставить след на хладных стенах своего сурового жилища, чтобы усмирить их тревожную каменную отстраненность, приручить, опрокинуть в собственное внутреннее пространство, соединить с телесностью бытия. Зачем-то исподтишка фотографируешь …

Что значат эти письмена? Не знаю, да и знать не хочу! Тогда зачем я это делаю?»

Узнали мы.

Недавно Сергей Васильевич переезжал на новую квартиру, и за одним из томов «Всемирной литературы» обнаружил чужой миниатюрный фотоаппарат со странными кадрами:

Пуговица на покорёженном асфальте

Композиция: ведро с надписью «Таня», тряпка и швабра

Тарелки с объедками

Надписи на стене, колоннах, столе и других объектах.

Вот они-то и привлекли наше внимание. Повеяло чем-то знакомым. Ну, конечно, наше, родное! И пусть Кальвино не понимал ни русского, ни белорусского языка, вероятно, всё увиденное стало для него ностальгическим воспоминанием, о чём он говорит в обращении к читателю своего романа:

«Читатель, я знаю тебя слишком мало, можно сказать, вообще не знаю, и не берусь утверждать наверняка, идёшь ли ты по университетским переходам с равнодушно-уверенным видом, или в глубинах твоей чувствительной, чуткой души воспринимаешь мир учащихся и учителей – под воздействием былых потрясений или сознательно сделанного выбора – как некое ностальгическое наваждение».

Для ностальгирующих выпускников филфака

Отголоски былых времён в фиксации Итало Кальвино........ Теперь, увы, такого не найдешь

Філалагічныя гульні