“МОЯ ДУША ТОБОЙ СОГРЕТА…”
Вечер русского романса
Романс − особый песенный жанр, целиком посвящённый человеческим чувствам. В нём воспоминания о былом естественно соседствуют с мечтой о несбыточном. Обожание − с негодованием. Разочарование − с надеждой. Грусть и печаль − с улыбкой и чуть заметной иронией. Романс − всегда или почти всегда исповедь, признание. Это своеобразная форма общения между людьми, близкими по духу. Откровенный и негромкий разговор о главном, о вечном. О любви, чаще всего неразделённой, о верности, долге, умении пронести по жизни большое чувство, о достоинстве и благородстве, о ценности и незаменимости другой личности, о теплоте простых человеческих отношений, о смысле существования… Разговор, который ведётся «высоким слогом». С теми, кто способен понять и откликнуться. Романс обращается ко всем слушающим сразу и к каждому в отдельности, взывая к сопереживанию, сочувствию. Романс обнародует, делает публичным достоянием самое интимное, самое сокровенное и потаённое.
Любой романс − это как бы свёрнутая маленькая мелодрама, рассказанная в поющихся стихах одним из её участников другому. Вероятно, благодаря своей непосредственности, простодушной несдержанности, наивной прямолинейности романс обладает удивительными способностями − оказывать целительное воздействие на человека, пробуждать «чувства добрые», развивать эмоциональную отзывчивость. Романс может произвести эффект духовного очищения, своего рода катарсиса. Ведь не случайно именно романсу в русской музыкально-поэтической культуре принадлежит роль духовной отдушины. Романс создаёт иллюзию достижимости недостижимого. Исполнение и слушание романсов обязательно рождает если не мысли о совершенствовании человека и законов, по которым он живёт, то во всяком случае благородные движения души.
Русский романс, существующий с начала ХVIII века, свой расцвет переживает в середине ХIХ столетия. Большинство романсов этого периода создавалось не для профессионального исполнения в концертах. Их назначение мыслилось авторами куда более скромным: доставлять удовольствие узкому кругу любителей поэзии и музыки. Романсы звучали обычно в непринуждённой обстановке дружеского собрания, в кружке или салоне, зачастую просто за праздничным столом. Отсюда − рождение традиции не столько петь романс, сколько напевать и не столько голосом, сколько − душой. Непременной участницей музыкальных вечеров была гитара.
Романс с его грустно-сентиментальной тональностью оказался необходимым и нашему времени, которому так не хватает романсной проникновенности чувств. В ХХI веке поклонникам романса по-прежнему хочется слушать
Той песни волшебные звуки,
Тот склад задушевных речей,
Что чудно врачуют так муки
Души утомлённой моей…
Для людей разного возраста, разных судеб, профессий, интересов романс в первую очередь притягателен тем, что полностью отвечает важнейшей человеческой потребности − в подлинном общении. Несмотря на почти трехсотлетнюю историю, русский романс не ушёл в прошлое. Он продолжает жить и развиваться в творчестве новых поколений поэтов и композиторов, самодеятельных авторов и исполнителей.
Доцент кафедры русской литературы
С.С. Яницкая
Эпиграфом вечера послужило высказывание В.Ф. Ходасевича:
«Красивость, слегка банальная, − один из необходимых элементов романса. Пафос его не велик. Но тот, кто поёт романс, влагает в его нехитрое содержание всю слегка обыденную драму души страдающей, хоть и простой.
В наши дни, напряжённые, нарочито сложные, духовно живущие не по средствам, есть особая радость в том, чтобы заглянуть в такую душу, полюбить её чувства, простые и древние, как земля, которой вращенье, очарованье и власть вечно священны и − вечно банальны. Ах, как стары и дряхлы те, кому кажутся устарелыми зелёные вёсны, щёлк соловья и лунная ночь!
Пускай же хоть иногда осеняют их лёгкими своими крыльями святая простота и родная сестра её − святая банальность».
В качестве иллюстративной заставки использована репродукция с картины И.М. Прянишникова «Жестокие романсы».
Сотрудниками читального зала библиотеки филфака подготовлена информативная выставка научной, справочной и художественной литературы по теме вечера.
В программе вечера прозвучали романсы:
«Цветок» (муз. А. Варламова, стихи В. Жуковского) и «Бедный певец» (муз. М. Глинки, стихи В. Жуковского) в исполнении Веры Юрьевны Жибуль;
«Сомнение» (муз. М. Глинки, стихи Н. Кукольника) в исполнении Дмитрия Николаевича Королёва;
«Колокольчик» (муз. А. Гурилёва, стихи И. Макарова) в исполнении Юлии Погосовой;
«Гори, гори, моя звезда…» (муз. П. Булахова, стихи В. Чуевского) и «Я несла свою беду…» (муз. и стихи В. Высоцкого) в исполнении Валерии Зяблицкой;
«Тёмно-вишнёвая шаль» (неизвестных авторов) и «Не пишите мне писем, дорогая графиня…» (неизвестных авторов) в исполнении Светланы Станиславовны Яницкой;
«Ты восчувствуй, милая…» (неизвестных авторов) в исполнении Сергея Антонова;
«Кладбище под Парижем» (муз. А. Малинина, стихи Р. Рождественского) и «Ваша ошибка» (муз. А. Малинина, стихи Л. Рубальской) в исполнении Сергея Михайловича Коновалова;
«Любовь − волшебная страна» (муз. А. Петрова, стихи Э. Рязанова) и «А напоследок я скажу…» (муз. А. Петрова, стихи Б. Ахмадулиной) в исполнении Анны Небовсенко;
«Под лаской плюшевого пледа…» (муз. А. Петрова, стихи М. Цветаевой) в исполнении Ольги Павлюкевич.
А также стихотворения:
«Ода романсу» Владимира Исайчева в исполнении Виктории Кульбицкой;
«Русского романса городского…» Булата Окуджавы в исполнении Вероники Колодинской;
«Старый романс» Булата Окуджавы в исполнении Ольги Павлюкевич и Кирилы Роговского.
О неслучайном совпадении напева революционной песни «Смело мы в бой пойдём…» и одной из музыкальных тем финского рока с мелодией романса «Белой акации гроздья душистые…» (муз. неизвестного автора, стихи А. Пугачёва) размышляла в своём выступлении доцент кафедры теории литературы Римма Модестовна Ковалёва.
Участники вечера прикоснулись к истории жанра и прослушали фонограммы романсов ХVIII века: «Радость моя…» (муз. В. Москвина, стихи неизвестного автора) и «Чем больше скрыть стараюсь…» (муз. О. Козловского, стихи неизвестного автора).
Ведущие вечера − Ольга Павлюкевич и Кирила Роговский.
ОТЗЫВЫ
о вечере русского романса «Моя душа тобой согрета…»
• Сегодня произошло открытие для меня романса. Как будто очутилась в ХIХ веке, чарующие звуки романса просто восхитили меня.
• Романс нечасто услышишь теперь, в наши дни, и этот вечер, где звучали такие чудесные песни, напомнившие о ценности души и чувств, пробудил во мне лёгкую задумчивость и меланхолию.
• Романс на самом деле объединяет людей, только благодаря ему мы становимся чуточку добрее, чувственней. Спасибо большое за вечер и за то, что я ещё раз убедилась в искренности и душевности романса.
• С романсом мы знакомы по фильмам скорее, чем по творчеству современных исполнителей. Этот вечер − повод увидеть, какое богатство нам дано. Интимно. Камерно. Глубоко.
• Было очень приятно провести вечер на таком прекрасном мероприятии. Спасибо за то, что встреча была организована от души. Казалось, что мы проводим время в дружеском кругу.
• Большое спасибо за замечательную встречу с талантливыми ребятами, за замечательные романсы.
• Спасибо за романтику, теплую атмосферу. Чудесные голоса, музыка, стихи. Удивительные люди.
• Огромное спасибо организаторам этого замечательного вечера! Действительно, звучат не просто слова, а голос души. После этого вечера уносишь с собой тепло и лёгкость.
• Любовь − не супермаркет. Любовь нельзя ни купить, ни продать, её можно лишь встретить. Романс подтверждает это: любовь можно не только встретить, но и с нею прожить всю жизнь.
• Интересный вечер. Красивое исполнение. Такие вечера не могут оставить равнодушным никого.
• Свобода, чистота мыслей… Глубина прозвучавших слов… Искренность в глазах, в душе… И безумная лёгкость… Моя душа тобой согрета, романс!..
• Вечер романса, формат музыкального салона, камерного вечера − явление в наше время редкое. Отрадно, что эта традиция возрождается, продолжает жить. Собственно, где же ещё как не на филологическом факультете, в обители изящной словесности! Хочется надеяться, что это не последняя подобная встреча. Огромное спасибо организаторам, в том числе за возможность излить душу.
• Прыемна, што на фiлфаку столькi людзей, якiя маюць не толькi фанематычны, але i музычны слых i любоў не толькi да лiтаратуры, але i да музыкi, дакладней, да iх сiнтэзу.
26 апреля 2012 г.
* О Пушкинских днях
* О Вязынке
* Вечер русского романса
* О Швеции