Таинственная Курочка Ряба
«К тому времени, когда студент заканчивает медицинский факультет, его голова настолько забита непереваренной, зачастую ошибочной информацией, что он уже просто не способен мыслить. В добавлении к неправильной информации студент усваивает также целый набор застарелых предрассудков».
Уильям С. Берроуз. Западные земли.
Вообще-то все мы, а не только студенты-медики, в той или иной степени забиты информацией – непереваренной, ошибочной, ненужной и осмысленной, достоверной, необходимой. Никому из нас не чужды мифы и предрассудки. Один из них, что сказки, подобные «Курочке Рябе», рассчитаны исключительно на детскую аудиторию. Заблуждение. В случае с этой сказкой мы имеем уникальное произведение, то ли созданное народным гением, то ли подброшенное в фольклорную корзину неизвестно кем. Оно в равной степени адресовано взрослым и детям. И пусть дети, по себе знаю, даже толком не понимают сказку, главное, что она поражает воображение, а это, согласитесь, немало для их творческого развития. Если с пеленок не стимулировать фантазию, то в школе будет трудно учиться: как говорится, не хватит воображения. А сейчас, в связи с безраздельным господством тестов, воображение, этот бесценный дар природы, подвергается такому планомерному подавлению, что родителям надо задуматься, стоит ли экономить время на сказках для ребенка. И для себя тоже.
Сказка про Курочку очень конкретная. Вместе с тем она наполнена какими-то намеками, провокациями, изобилует спрятанной информацией, но лишена подробных объяснений и морали, присущей басне, проще говоря – обращена не только к пытливому уму ребенка, но и взрослого человека тоже.
Чем реагирует ум на сказку? Вопросами.
Наивные вопросы и некоторые замечания по поводу…
По поводу Курочки. Откуда, спросим мы, у простой деревенской курицы появилась способность снести металлическое золотое яйцо? Тем самым нарушилось правило, которое испокон веков придерживались все порядочные куры. Есть вариант сказки, где говорится о костяном яйце, что тоже странно.
Интересно также, кого курица хотела осчастливить – пару стариков или весь мир? Понимала, что делает, или нет?
По поводу семейной четы. Ну, кажется, получили вы распрекрасное золотое яйцо, так и радуйтесь. Любуйтесь им. Так нет же. Они во что бы то ни стало, прямо как дети, хотят разбить его. Как любознательные дети, исследователи внутреннего содержания? Или как дети-вандалы, крушащие все, что попадает под руку, без всякой цели и смысла?
По поводу мышки. Это вообще темная лошадка. Появилась ниоткуда и убежала в никуда. Попутно сделала черное дело. Вот и думай теперь, случайно все произошло или, как теперь говорят, преступление было тщательно спланировано. Понимали ли вы, когда были детьми, почему маленькой мышке удалось то, что не смогли сделать дед с бабой? Я – нет.
Кстати о детях
Не надо идеализировать детей, но не нужно и помыкать ими. Наши дети таковы, какова их природа и воспитание. Нельзя переделать природу, но можно скорректировать поведение и с помощью психологов подсказать выбор профессии, соответствующий натуре.
Карл Маркс, основоположник учения, впоследствии получившего название «марксизм-ленинизм», совершенно точно подметил: «Бывают невоспитанные дети и старчески умные дети. Многие из древних народов принадлежат к этой категории. Нормальными детьми были греки». Вот почему греческое искусство до сих пор является для нас нормой и недосягаемым образцом. Оно принадлежит нормальному народу с развитым чувством прекрасного. Греки приумножали красоту. Варвары уничтожали ее. Умники, сохраняя форму, выхолащивали содержание и душу, оставляя от искусства пустую оболочку.
Сейчас считается чем-то почти неприличным ссылаться на авторитет К. Маркса, Ф. Энгельса и тем более В. И. Ленина. Если не знаете – вождя революции 1917 года, основоположника советского государства, впоследствии СССР, а заодно мирового злодея, наймита германцев и японцев, не имеющего ничего святого за душой. А на кого ссылаться? На успешного Абрамовича? С удовольствием. Только укажите источник. Нет его? Вот и приходится, по случаю, опираться на мудрые мысли классиков. Хотя бы на эту – Марксову: «Мужчина не может снова превратиться в ребенка, не впадая в ребячество». Я бы сказала, в безответственное ребячество.
А не впали ли в ребячество вполне взрослые дед и баба?
Вечной прелестью обладает для нас, по Марксу, детство и культура человечества там, где оно развивалось всего прекраснее, – в Греции. Но мы всегда должны помнить, учит нас сказка, об опасностях превратиться в невоспитанных детей, действующих под влияние необузданных порывов и желаний, – хотим разбить яйцо, и все тут! Или в детей старчески умных, лишенных чувств, эмоций, интереса ко всему живому, необычному. Ах, как часто приходится слышать «мне все по барабану»! А ведь это смерть заживо.
Как найти золотую середину? Задумайтесь, позволяете ли вы вашему ребенку жить и развиваться по законам детства? Бережно ли относитесь к его наивности и бесконечным «почему»? Даете ли пищу уму? Наполняете ли его мир радостью, любовью и сказками? Даете свободу фантазиям? Поощряете и поддерживаете воображение и чуточку завидуете детской непосредственности?
Тогда вам не о чем беспокоиться.
Хотите совет по развитию фантазии у ребенка?
Переведите сказку в другой контекст, например, космический. Спросите мимоходом у школьника, а не космический ли пришелец Курочка? И посмотрите, отреагирует ли он и каким образом. Откликнулся на приглашение – развивайте идею вместе. Не поддержал? Попробуйте еще раз, и еще, и еще, столько, сколько нужно, чтобы у вас завязалась творческая игра. Говорят же, что в незапамятные времена у людей были контакты с инопланетянами. Вот и сказка донесла эти сведения до наших дней. Почему инопланетянин в виде курицы? Ну, например, они могли транспортировать себя исключительно в тело курицы. Именно куры оказались самым подходящими сосудами для инопланетных сущностей.
Тогда что такое золотое яйцо? Подарок будущим поколениям людей: оно содержит свернутую информацию о Космосе и о том, как преодолевать пространство не в ракетах-бутылках, а другим путем. О нем можно сейчас только мечтать.
А мышка? Разве не ясно – космический агент темных миров. Как спасти человечество? Обычным образом – с помощью Героя. Придумайте его и введите в сказку. Пусть он действует.
Похоже на комикс или простенькую компьютерную игру? Да, только с той разницей, что в данном случае и с вашим участием развиваются интеллектуальные, творческие, речевые способности ребенка, а не двигательно-моторные с нагрузкой на зрение: ляп-ляп по клавишам, шморг-шморг «мышкой» или пальчиков туда-сюда, а глазками в монитор.
Есть такая русская пословица: «Береги платье снову, а честь смолоду». Ее использовал А. С. Пушкин в качестве эпиграфа к повести «Капитанская дочка». Сейчас слово «честь» не в ходу, но пословицу можно перефразировать в нужном направлении. Я бы предложила такой вариант: «Береги платье снову, а глаза смолоду». Адресую его вам, дети и взрослые, с надеждой на проснувшееся благоразумие.
Стоит ли экономить родительское время на сказках?
На чем угодно, только не на них. Тем более на самых первых.
Недавно о нашей сказке в связи с творчеством Корнея Чуковского, классика детской литературы, автора «Мухи-цокотухи» и других, столь же великолепных произведений, вспомнила Татьяна Толстая в сборнике «День» (2007), кстати, очень интересном. По ее наблюдению, именно Корней Чуковский «первым, в компании трагического Колобка и таинственной Курочки Рябы, встречает русского ребенка на пороге здешней речи» (с. 274). Можно сказать, и белорусского тоже. Наш фольклор сохраняет сказку о Курочке. Каким-то непостижимым образом она обеспечивает себе бессмертие. Проверено: все студенты до единого называют сказку про Рябу в числе своих первых сказок. Это ли не повод максимально использовать ее нравственный и интеллектуальный капитал в семейном воспитании? Но как?
Обычно мы просто рассказываем сказку и ставим на этом точку, нимало не задумываясь над е смыслом. И не обсуждая с детьми.
А теперь подумайте и скажите, разве не преступно забирать время у сказок, самых первых, самых простых, самых приспособленных для ребенка? От того, насколько рано он узнает сказки, насколько рано он начнет думать и говорить о них, зависит его развитие, успехи в школе, карьера и судьба его собственных будущих детей. Именно поэтому к сказке про курочку Рябу надо возвращаться снова и снова, даже когда за столом с вами сидит уже старшеклассник.
Сказки тем и хороши, что они на все времена и возрасты. Даже самые простые из них имеют огромный потенциал и раскрывают его только тогда, когда обратиться к ним с вопросом, тревожащим тебя именно в данный момент. Например, за кого выходить замуж – волка или медведя? А может, за кота? Или: что нужно делать, чтобы выжило человечество? Где я вижу свое место, если вдруг каким-то непостижимым образом перенесусь в сказочный мир? И – что ожидает наш мир?
Спасибо моему дедушке
Мой слабограмотный дедушка Федор Акимович Старченко не жалел времени на сказки. Они доставляли радость нам обоим. До конца Своих дней дедушка читал их сам себе, а мне в детстве исключительно рассказывал. Так, кстати, и надо делать. Меня огорчает, что сейчас многие не способны на устное воспроизведение сказок. И не учат этому детей.
До сих пор помню, как скороговоркой, подобно заговору, на одном дыхании, рассказывал дедушка про Курочку Рябу. Сказка была сверхкороткой: «Жылі былідзед і баба, і была ў іх Курычка Ряба. Знісла курычка яечка – не прастоя, а залатоя. Дзед біў – ні разбіў, баба біла – ні разбіла, мышка біжала, хвосцікам вільнула – яечка упала і разбілася. Плачыць дзед, плачыць баба, а Курычка кудахчыць: “Ні плач, дзед, ні плач, баба, я знясу вам новае яечка – не залатоя, а простоя”».
И все. Вопросы у меня были, но я их не задавала. Сейчас мне интересно, как бы на них ответил дедушка. Вот так без ответа из поколения в поколение остаются незаданные вопросы. Да и заданные тоже, потому что на поверку самыми сложными оказываются самые наивные вопросы. Чтобы на них ответить, родителям надо много знать, особенно из области истории культуры, фольклора, мифологии. А всегда ли на приобретение знаний есть время и желание?
Что я могу сказать: родительская лень тормозит развитие ребенка. Не обвиняйте его потом в плохой учебе и отсутствии интереса к получению новых знаний. Вы к этому тоже приложили руку. Вот почему я говорю спасибо дедушке.
Почему мы не забываем эту сказку
Потому что она простая? Может быть. Но на самом-то деле сказка про Рябу такая же загадочная, как и сказка про Колобка.
Потому что она короткая? Не исключено. Но наряду с короткими есть и более длинные варианты.
Потому что она первая сказка каждого ребенка? И это тоже. Его цепкий ум будет помнить ее всю жизнь, вплоть до появления собственных детей. Как помним самые первые впечатления, складывающиеся в понятие «Родина». Для него они станут символами – символами откровения, внезапного озарения, постижения сути. Куст шиповника с золотыми жуками… Запах таволги… Лютиковый луг… Гроздья лягушечьей икры… Первый иней на траве… Засохшее яблоко на зимнем дереве… Дыхание новорожденного теленка за печкой… Это мое. А сказка про Курочку Рябу общая. Мы помним ее потому, что именно с ней, благодаря ей, через нее, сами того не подозревая, впервые прикоснулись к миру фантазии. Это как первая любовь. Несбывшееся зовет нас. Непонятное тревожит. Да что это за яйцо такое?!
По поводу яйца. Было – и не стало. Появилось – и исчезло. Как пришло, так и ушло. Но почему один раз? И почему остается ощущение не просто потери, а обмана, подвоха. Поманили загадкой, а отгадку не сказали. Теперь ищи-свищи ключи-отмычки к дверям-шифрам. Так ведь непонятно, что ключи, а что двери. Да и Курочка повела себя как-то странно-безжалостно по отношению к старикам. Нашла чем утешить – простым яйцом!
Мне кажется, что все дети должны недоумевать: если ты, курочка, видишь, как сокрушаются старики по разбитому яйцу, то что тебе мешает осчастливить их во второй раз? Обида, что не оценили подарок? Так вспомни, как они всю твою куриную жизнь поили-кормили тебя. Правда, если посмотреть на ситуацию с другой стороны, то курочкино обещание снести второй яйцо звучит очень даже вдохновляющее. Сама собой решается продовольственная проблема, ибо золотом, как известно, сыт не будешь. Да и охотников позариться на чужое добро более чем достаточно. Так уж лучше ежедневная яичница и блины, чем беспокойство за драгоценность.
А теперь научные мнения о птицах и яйцах
Мнение ряда фольклористов о достоинствах сказки про Курочку Рябу не очень высокое. Так, пустячок, забавный пример комической ситуации, когда мелкое событие, не заслуживающее внимания, обрастает, как снежный ком, кучей других, вызывает цепь страшных действий, поступков – глупостей, короче говоря. Сказка просто играет на контрасте между незначительным первым эпизодом – мышка нечаянно разбила яйцо и последним – дьяк (или поп) поджог церковь, говорят ученые. А вот в выборе серединных персонажей с их глупыми поступками и в нанизывании эпизодов царит полный произвол, лишенный всякого смысла.
Так ли это? Не спорю, можно трактовать сказку как угодно, в том числе и подобным образом. А вдруг в сказке нет ничего случайного? Вдруг вся цепочка событий имеет особый смысл?
Ведь не зря эту сказку вспоминают в связи с мифом о происхождении мира из яйца, то есть космогоническим. Вот что, например, пишет доктор филологических наук Татьяна Шамякина, книгу которой «Міфалогія Беларусі» (Минск, 2000) я время от времени перечитываю: «У міфалогіях многіх народаў свет узнікае з велізарнага Касмічнага Яйка. У некторых выпадках яно можа нават плаваць у першапачатковым Акіяне. Часта яечка раздзяляецца на дзве паловы: з адной утвараецца Неба, з другой – Зямля (так у народным эпасе карэла-фінаў “Калевале”). Часам само яечка – залатое (успомнім казку пра яйка, знесенае курачкай Рабкаю)» (стр. 48).
Как видим, автор не настаивает на том, что Курочка причастна к сотворению мира.
В книге Т. И. Шамякиной она всплывает еще раз: «У арыйскіх народаў матыў птушак, якія кладуць чароўныя залатыя яйкі, надзвычай пашыраны» (вытокі казкі “Курачка Рабка” – міфалагічныя) (с. 250).
Следующий материал предназначен для родителей, которые на новом этапе непрочь вернутся к разговору о сказке со своими подросшими детьми, и, естественно, для самих подростков.
Отступление первое: законы мифа и законы сказки
Задумывались ли вы, откуда приходят в сказку курицы, несущие золотые яйца? Из мифа? Тогда другой вопрос: сказка и миф родственники, хотя бы седьмая вода на киселе, или нет? Миф для сказки некий пра-пра-пра… дедушка или кладовая образов, с которыми сказка обращается по-своему?
Начнем с непреложного. В миф, пока он существует в качестве мифа, верят абсолютно. Так, например, христиане верят в Иисуса Христа, сотворение мира Господом за шесть дней и так далее. В подлинность сказочных событий и героев поверить трудно. Ученые говорят, что сказка начинается там, где оканчивается миф. И ровно тогда, когда миф начинает восприниматься как красивая выдумка. Миф о курице, снесшей золотое яйцо, и сказка о ней же одновременно существовать не могут. Собственно говоря, мифа про золотоносную курицу не было. Его не могло быть по простой причине – сухопутности кур. Кроме того, мифологическое яйцо, из которого якобы возник мир, во-первых, не нуждалось в птице, а во-вторых, если и нуждалось, то никак не в сухопутной, потому что и земли пока что не было. Она должна была еще родиться. Из яйца, например, но уж никак не из куриного.
Миф полон чудесного, это правда. Но это не значит, что в нем все шиворот-навыворот, говорит Яков Голосовкер в книге «Логика мифа» (М., 1987). Вот его соображения.
Спроси школьника, почему падает камень, и он ответит: «В силу закона тяготения». Но почему не падает камень, висящий в пустоте над головой Тантала? Потому что так хочет верховный бог олимпийцев Зевс, отвечает миф. Вы удовлетворены?
Напомню историю ужасного Тантала. Как сын Зевса, этот греческий царь был допущен на пиры богов. Но в душе он совсем не уважал их, разглашал тайны, как последняя сплетница, похищал нектар и амброзию, дарующие богам бессмертие, раздавал их направо и налево своим близким. Говорят, что Тантал был причастен к похищению золотой собаки из храма Зевса на Крите. И самое чудовищное: чтобы испытать всеведение богов, он подал им на стол мясо собственного сына! Это был предел. Боги наказали царя вечными муками, названными впоследствии танталовыми: в подземном мире он не мог ни напиться, ни наесться: вода уходила от его губ, а ветви вздымали плоды высоко вверх. Мало того, над его головой висела качающаяся скала, ежеминутно грозящая раздавить его, но так и не падающая.
А философ Шопенгауэр на вопрос, почему падает подброшенный камень, не моргнув глазом, ответил: потому что так хочет сам камень.
Ответ школьника столь же чудесен, как и ответ Шопенгауэра, замечает Я. Голосовкер, а ложка чудесного в мифе вполне серьезна. Достаточно внести такую категорию, как воля богов, т.е. что-то внешнее, чтобы невозможное с точки зрения науки стало в мире мифа абсолютно возможным.
А какова логика сказки? В сказках нет ни богов, ни их воли, хотя много чудесного. Там есть чудесные события, которые никак не объясняются. Они происходят потому, что таковы свойства чудесных персонажей и действующих лиц. Вот и Курочка Ряба, оказывается, может нести два вида яиц – и золотые, и простые. Правда, есть вариант сказки, где яичко имеет иные характеристики: «Жил-был старик со старушкою, у них была курочка-татарушка, снесла яичко в кусте под окошком: пестро, востро, костяно, мудрено! Положила на полочку; мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко разбилось» (Рус. Сказки, с. 32).
Попробуйте соотнести эту сказку с мифом, ничего не получится. Тем более что миф о сотворении мира из яйца вовсе не славянский. Разумеется, сказочное яйцо и яйцо мифологическое – совершенно разные вещи, хотя связь между ними существует. Но не родственная. Из куриного золотого яйца ничего не возникает и не появляется. Оно без зародыша. И остаются от него после мышкиной диверсии одни осколки.
В мифе все по-другому, хотя там тоже есть расколотое яйцо.
Отступление второе: яйцевая версия происхождения вселенной
Она далеко не единственная и далеко не самая распространенная.
Наиболее логично, зримо и убедительно данная версия разработана в индийской мифологии. Там первоначальное яйцо, его еще называют Мировым, – главное звено в цепи причин, которые привели к рождению из него бога-творца, а потом уже и всей вселенной.
Вот этот миф. Вначале, говорится в нем, не было ничего – ни солнца, ни луны, ни звёзд. Существовал только первозданный хаос, то есть что-то совершенно непредставимое. Само слово хаос в переводе с греческого означает «зев», «зияние», «разверстое пространство», «пустое протяжение». Этот хаос покоился без движения, словно в глубоком сне. И вдруг, неизвестно откуда (из хаоса?) и почему (не было даже богов с их божественной волей или желанием!), появились Воды. Самое интересное, что Воды породили свою противоположность – Огонь. Улавливаете логику? А уж Огонь силой тепла породил Золотое Яйцо. Поэтому, когда вас спросят, что появилось раньше – яйцо или курица, смело отвечайте: «Яйцо!» Правда, это справедливо в мифологическом мире и не связано с курицей. В некоторых мифах все же первично не яйцо, а именно водоплавающая птица, к примеру, загадочный Великий Гоготун, из яйца которого возникает египетский бог солнца.
Однако вернемся к индийскому мифу. Через год, говорится в нем, хотя непонятно, сколько он длился, из Золотого Зародыша (Золотое яйцо, оказывается, не пустышка и не болтун) возник Прародитель Брахма. Естественно, что ему надоело сидеть в яйце, оно было разбито, но материал даром не пропал: верхняя половина чудесным образом стала Небом, нижняя – Землей, а между ними Брахма предусмотрительно поместил воздушное пространство, иначе неизвестно, что бы случилось дальше. А так образовалась вполне устойчивая система. Далее Брахма утвердил Землю среди вод, создал стороны света, положил начало времени, а сам в состоянии глубокой задумчивости устроился на ложе из лепестков лотоса. Пробуждаясь, он в первую половину суток создавал Вселенную, а когда засыпал, она разрушалась. С «рассветом» и пробуждением Брахмы цикл повторяется до тех пор, пока по календарю бога ему не стукнет сто лет.
Уважаемые родители! Я настоятельно советую вам заполучить в семейную библиотеку «Мифы древней Индии», данные в литературном изложении В. Г. Эрдмана и Э. Н. Темкина. Постарайтесь вовремя подсунуть ее своим детям. Индийские мифы великолепно развивают воображение. Мы помним, что без развитого воображения школьник обречен стать аутсайдером. А если оно у него есть – победителем школьной премудрости. Гарантирую.
Вы только представьте себе: сто лет Брахмы равны 311 040 000 000 000 «человеческих» лет! Дух захватывает! К концу этого срока он и созданная им вселенная погибают, превращаются в прах. Солнце и звезды гаснут, на земле происходит величайшая катастрофа: океан затопляет сушу, вода испаряется, огонь со дна океана уничтожает весь мир. Наступает абсолютная тишина и полный мрак. Вселенная обращается в ничто.
А начиналось все, как вы помните, с Яйца.
Яйцо жизни и Яйцо смерти
Тема яйца активно разрабатывалась во многих мифологиях мира. И вот что интересно: оно представлялось двойственным, несущим в себе не только жизнь, но и смерть, не только начало, но и конец.
В индийских мифах Золотое Яйцо порождает Творца мира. Он может иметь разные имена. В других мифологиях Яйцу все же предшествует птица. По представлениям египтян, солнце возникло из яйца птицы Великий Гоготун. Финны наделяли создающей силой утку, из яйца которой возник мир. Примеры можно продолжить, но суть одна: мир находится как бы в свернутом состоянии и нужен освобождающий толчок, чтобы начался процесс развертывания, рождения богов и разных созидателей. Идея первотектона соотносится с современной научной гипотезой о первовзрыве и расширяющейся Вселенной. Неужели физики позаимствовали ее у мифов? Только вместо яйца стали представлять некий первоатом? Конечно, нет. Каждый шел своим путем. Миф не нуждается в расчетах, он давал только образ, который надо было воспринимать как реальность. А физика держится на расчетах, которые можно проверить.
Славяне тоже были склонны считать яйцо началом всех начал. С раскалывающимся яйцом связывали бога-громовержца или его отца. Но мифа подобного индийскому у них не было.
Есть мифы, где присутствует совсем другое яйцо. Оно дает начало появлению злой силы, несущей в себе смерть и даже саму Смерть. Например, страшный змей Тифон народился из оплодотворенных верховным богом Кроносом двух яиц. Греческие боги, создавая чудовищ, как правило преследовали узкокорыстные цели и им показалось бы странным учитывать интересы других. Африканский тройной змей появился, говорят, из звезды-яйца. Славяне ужасались царю-змею Василиску, верили, убивает одним своим взглядом. Его ядовитое дыхание отравляет воздух и губит все окрест.
Чтобы стать бессмертным, сказочный Кощей заключил личную смерть в яйцо на кончике иглы и дополнительно упаковал в утку, утку – в зайца, всех – в сундук и так далее. И если бы не проболтался о своей тайне, то его смерть куковала бы в яйце до скончания времени, а Кощей жил-почивал и добра наживал.
Третье яйцо – яйцо равновесия мира
Если следовать мифологической логике, то должно существовать третье яйцо, которое нельзя разбивать ни при каких обстоятельствах, ибо с ним связано равновесие мира, его гармония, его существование. Нечто похожее встречаем в сказке о Кащеевой смерти, но здесь в сохранении яйца заинтересован исключительно Кощей: освобождение смерти несет смерть ему самому.
Простенькая сказка про Курочку Рябу и ее яйцо – кто бы мог подумать! – фольклорное воплощение мифологической идеи о триединстве Яйца. Первое яйцо, Мировое, связано, как мы помним с творением мира. Второй соотносится со стадией разрушения Вселенной. В ряде мифологий она представляется в виде яйца, где земля – его желток. Третье яйцо – внимание! – и есть золотое яйцо Курочки Рябы. Его назначение – сохранение стабильности!
Чтобы что-то началось, произошло, яйцо, но только первоначальное, мировое, просто обязано расколоться, лопнуть, взорваться. А прекрасное яйцо-стабилизатор при всех обстоятельствах нужно беречь.
В индуистской мифологии функции творения, хранения и разрушения мироздания принадлежат триаде богов, где Брахма (мы с ним знакомы) – творец, Шива – разрушитель, а Вишну – хранитель. Его имя толкуется как «проникающий во всё», «всеобъемлющий», проще говоря, на Вишну держится весь мир. В некотором смысле мир является формой существования Вишну. Когда спасенному от потопа мудрецу Маркандею дозволяется заглянуть в чрево Вишну, в облике прекрасного юноши сидящего на ветвях баньянового дерева, то что он видит? Землю, небо, богов, людей и так далее, то есть всю вселенную. Теперь представляете, что будет с миром, если что-то случится с его хранителем? Правильно, есть опасность активизации Шивы-разрушителя.
А что происходит в сказке, когда мышка – нарочно или нечаянно – разбивает яйцо? Мир еще не рушится окончательно, но прочно сходит с ума. И в этом безумии, его этапах и проявлениях есть ужасающая логика, которая должна заставить нас содрогнуться.
Грани безумия
С чего оно начинается?
С нарушения психического равновесия, перерастающего в эпидемию: «Старик плачет, старуха возрыдает, … девочка-внучка с горя удавилась». Далее психошок выходит за пределы и ударяет по просвирне, дьячку, попу.
Выходит из-под власти человека прирученный огонь: «в печи пылает».
Рушится, начиная с крыши, символ стабильности и благополучия дом: «верх на избе шатается».
Из-за самоубийства младшего – «девочка-внучка с горя удавилась» – проблематичным становится будущее.
Исчезает духовная культура: «поп побежал, все книгиизорвал».
Теряет голос и, следовательно, авторитет храм: «дьячок побежал на колокольню и перебил все колокола».
Прерывается цепь культовых отправлений, люди лишаются причастия, то есть Божественной благодати: «Просвирня как услыхала – все просвиры изломала и побросала».
И где мы очутились? В какой эпохе? Мир вроде бы пока не исчез, но его равновесие нарушилось. Куда он покатится? К старым рубежам. Еще станет последним, роковым, если уже запущен механизм разрушения? Пока выживаем, но надолго ли хватит ресурсов, чтобы сопротивляться хаосу, если семя разрушения несем мы сами?
Белорусский вариант сказки
Здесь то же самое «вавилонское столпотворение», что и в русской из сборника А. Н. Афанасьева «Русские сказки» (М., 1987. С. 32-33), та же лавина психических расстройств, ведущая к уничтожению культуры:
«Быў сабе дзедка, была сабе бабка, была ў іх курка-рабушка, нанесла яец повен карабец. Дзед біў, біў – не разбіў, баба біла, біла – не разбіла, мышка бегла, хвосцікам матнула і разбіла… Дзед плача, баба плача, курачка кудахча, вароты скрыпяць, трэскі ляцяць, сабакі брэшуць, гусі крычаць, людзі гамоняцьвоўк завыў, мядзведзь зароў, лось рогі паскідаў, чалядка вёдры пабіла, каромысел паламала і заплакала, я, дзяк, пайшоў кнігі папарваў… Пайшоў поп і царкву запаліў». В перспективе – одичание или, по выражению моей бабушки Ксении Антононы, «апушчэнства», самая низкая степень нравственного падения.
Разбитого золотого яйца в этой сказке нет. Есть множество сверхкрепких. Но только не для мышки. Она некий невинный палач, неизменный спусковой крючок для несчастий. Возможно, серая мышка даже не заметила, что натворила. Хвостиком махнула да и побежала дальше.
Мысль сказки проста: наш мир очень хрупок, культурный слой очень тонок. Кто знает, культурный слой очень тонок. Кто знает, может, даже не злой умысел, а чье-то бессознательное действие способно так нарушить баланс сил, что мир содрогнется.
Насколько заразительно умопомрачение, свидетельствует следующий вариант сказки, где персонажи до поры до времени охраняют здравый рассудок, но под влиянием коллективного психоза выпадают из реальности:
«Прыходзіць дзяк і гаворыць:
– Што ты, бацюшка, здурнеў, што царкоўныя кнігі пасек, а што ж, прычына якая?
–А вот якая: як жыў дзед з бабай, была ў іх курка раба, няслася на полцы, у аржаной саломцы. Дзе была мышка, хвастом матнула, яечкі пабіла. Дзед расплакаўся, баба разромзалася… Сароцы хвост адсекла, дуб сучча абламаў, лось рогі збіў, рэчка высахла, маладчанка вёдры пабіла, матушка цеста павыкідала, а я кнігі пасек.
Тады дзяк гаворыць:
– А я царкву падпалю!
Узяў, расклаў цяпло пад царквой. Так царква і згарэла» («Казкі пра жывёл і чарадзейныя казкі.» – Мінск, 1971. – с. 245-249)
Можно ли остановить или предотвратить кошмар? Одни скажут, что нет: поезд уже завис над пропастью и не имеют значения наши шаги внутри его. Других питает надежда, что не все еще потеряно, что еще не разбито последнее яйцо равновесия. А если треснуло, то что мешает его подлатать?
Отвечу: равнодушие.
Сказочный апокалипсис
Слово «апокалипсис» в переводе с греческого означает «откровение». Так называется последняя, и единственная пророческая, книга Нового Завета. Она принадлежит перу апостола Иоанна Богослова. Правда, некоторые ученые оспаривают его творчество, но для нас это не важно.
Во второй части Откровения Иоанн описывает открывшиеся ему видения конца света. Они ужасны. Вот появляются четыре всадника. Имя одного из них на бледном коне – смерть. Далее разворачиваются трагические события: происходит «великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь, и звезды небесные пали на землю» (откр. 6:12-13), «сделалось безмолвие на небе» (откр. 8:1). Вот вострубили семь ангелов – и еще большие ужасы пришли на землю. Но в великую битву с древнейшим змеем-искусителем вступает Агнец-искуситель, то есть Иисус Христос. И она завершается полной победой Агнца, за которой следует обновление всего мира: «царство мира сделалось Царством Господа нашего Христа Его, и будет царствовать во веки веков» (откр. 11:15).
Как видим, финал Откровения подчеркнуто оптимистический. Он давал надежду христианам, которые во время Иоанна подвергались гонениями казням, на будущую справедливость и любовь к ним Бога.
Как ни далек от сказки Апокалипсис Иоанна Богослова, но именно он первым приходит на ум в связи с событиями, описанными в фольклорном произведении. В сказке нет речи о полном конце света, есть вроде бы только локальная катастрофа местного масштаба. Но почему-то создается ощущение именно конца света. Сказка безусловно содержит предостережение. Но какое?
Конечно, можно посмеяться над персонажами сказки. Дескать, в силу своей глупости они неадекватно отреагировали на ничтожное событие – разбитое яйцо. Всего-то дел! Но яйцо ведь было не простое! К тому же, как известно, и одна песчинка способна привести в движение гору песка, и лавина начинается с маленькой подвижки снега, и относительно небольшое повышение температуры в масштабах земли изменит направление океанических течений. А пропал Гольфстрим, то и до нового ледникового периода окажется совсем близко. Понимаете, катастрофу может вызвать все что угодно. Например, случайно раздавленная бабочка – всего-навсего бабочка – во время путешествия в прошлое, когда охотник нечаянно оступился на проложенной тропе времени. На землю будущего именно это «незначительное» событие закрывает дорогу демократии, приводит к власти фашистов еще худшего толка, чем германские нацисты, страшному геноциду, подавлению личности и так далее. В своем рассказе «И грянул гром» писатель-фантаст Р. Бредбери недвусмысленно ставит проблему ответственности за будущее. Да, оно, это будущее, уже не наше, но наших детей и внуков, а значит, как ни крути, и наше тоже.
Разбитое яйцо кажется пустяком не только обыкновенному человеку, слушателю сказки, но и ученым-фольклористам. Все мы находимся за пределами сказки, в реальном мире, а не внутри ее. Нам легко рассуждать и взвешивать. Сказочным персонажам яйцо послужило сигналом к далеким от разумности действиям, но в цепочке глупостей, как мы успели убедиться, есть свой смысл и своя логика. Эта логика – производное от общей установки сказки, ее сверхзадачи. В своей обращенности к слушателям сказка вполне определенно демонстрирует, как люди своими локальными, казалось бы, действиями, упорно приближают конец света. Когда психологической доминантой действий становится стадный инстинкт, страх и помутнение рассудка, то в мраке безумия взрослых в первую очередь гибнет самое драгоценное для человечества – молодая жизнь и духовная культура. Исчезают не только символы культуры – церковь, ее голос, книги, но и хлеб насущный: «матушка цеста павыкідала». Что есть-то будем? А говорить с голодным человеком о боге безнравственно, как сказал один восточный мудрец.
Цитирую Сирила Л. Паркинсона: «Подчинившись закону толпы, мы возвращаемся в каменный век, отвергая все, что было достигнуто человечеством» (с. 287). Уважаемые родители! Если хотите понять природу бюрократии, разъедающую наш мир, читайте книгу его памфлетов «Законы Паркинсона» (М., 1989). А если хотите понять себя – читайте поэзию. Среди поэтов немало вдохновленных сказками и их образами. Через эти образы авторы хотят достучаться до нас, показать опасность некоторых вещей. И прежде всего – равнодушия.
Равнодушное яйцо
Слово Юрию Кузнецову. Стихотворение «Мужик»:
Птица по небу летает,
Поперёк хвоста мертвец.
Что увидит, то сметает.
Звать её – всему конец.
Над горою пролетала,
Повела одним крылом –
И горы как не бывало
Ни в грядущем, ни в былом.
Над страною пролетала,
Повела другим крылом –
И страны как не бывало
Ни в грядущем, ни в былом.
Увидала струйку дыма,
На пригорке дом стоит,
И весьма невозмутимо
На крыльце мужик сидит.
Птица нехотя взмахнула,
Повела крылом слегка
И рассеянно взглянула
Из большого далека.
Видит ту же струйку дыма,
На пригорке дом стоит,
И мужик невозмутимо
Как сидел, так и сидит.
Это же надо какой герой! Птица с мертвецом летает, страны и горы пропадают, а ему все нипочем! Вот она надежда и опора! Не спешите с выводами. Читаем дальше.
С диким криком распластала
Крылья шумные над ним,
В клочья воздух разметала,
А мужик невозмутим.
– Ты, – кричит, – хотя бы глянул,
Над тобой – всему конец!
– Он глядит! – сказал и грянул
Прямо на землю мертвец.
Отвечал мужик, зевая:
– А по мне на всё чихать!
Ты чего такая злая?
Полно крыльями махать.
Птица сразу заскучала,
Села рядом на крыльцо
И снесла: всему начало –
Равнодушное яйцо.
Диагноз точный: в начале каждого конца вы гарантированно наткнетесь на равнодушие. Чье? Да свое собственное. И мое тоже. Например, тогда, когда мы бросаем в лесу или даже в мусорку использованный целлофановый пакет, пластмассовую бутылку… А теперь представьте: именно от вашего пакета зависит судьба земли, ваших родных и близких (вспомним бабочку Р. Бредбери). Останетесь ли вы равнодушным? Бросите ли вы этот пакет на траву или в контейнер для пластмассы? Земля, как известно, не в силах его переработать. Но мы, участники конца нашей планеты, в силах предотвратить апокалипсис. Я знаю только один рецепт: перевоспитание себя и правильное воспитание детей. Все мы должны твердо знать: у нас нет ничего дороже мира, котором мы живем.
Задача родителей – учиться беречь и защищать, а не разрушать, как это сделали персонажи сказки «Курочка Ряба». И учить осознанному поведению детей.
Это сладкое слово свобода,
Это нужное слово нельзя
Кажется, наша культура сделала все возможное для неприятия слова «нельзя». Тут и замордованные в раннем возрасте запретами дети, и задавленные социальными фобиями взрослые, и знаменитое «Ни-и-и-зя!» из сцены «Лицедеев», театра Полушина, о котором помнит среднее поколение, и бесконечные регламентации во всех сферах жизни, особенно школьной. Часть детей уже приходит в школу невротиками, а другая пополняет их ряды в «школьные годы чудесные».
Родители и воспитатели упорно сохраняют в арсенале насильственные методы, а многие зачастую не подозревают о существовании позитивных, потому что психологическое и педагогическое просвещение взрослых, как мы понимаем, стремится к нулю. Конечно, есть хорошие отдельные примеры, но чего нет, того нет – СИСТЕМЫ. Так создается и закрепляется стиль жизни, где нужные «нельзя» теряются в массе других, обесцениваются, не вызывают уважения.
Другая крайность – культивирование лозунга «право личности на самовыражение», которое закономерно понимается незрелой, нравственно не озабоченной личностью как вседозволенность. Так должен или не должен существовать предел свободы, та черта, переступив которую человек безусловно попадает в сферу ужаса, позора, стыда? Обязательно. Ее символ – слово нельзя, столь же значимое в культуре воспитания, что и можно.
Как объяснить ребенку, спросили у меня студентки-заочницы, что нельзя совать пальцы в розетку. Да никак. Просто скажите, что этого делать нельзя. А если..? А если сунет, значит вы уже совершили промах, не заложили доверия и уважения к взрослому «нельзя». Следовательно, прежде чем запрещать, вы должны быть абсолютно уверены в магии родительского «нельзя». А если не уверены, лучше купите заглушки для розеток.
Я хочу сказать, что воспитание целого народа и всего человечества, как ни крути, начинается с воспитания отдельного человека и обеспечивается наличием традиции.
Очень разумно трансформировать запрет в обычай, в котором никто не сомневается. Простой пример. В Норвегии, например, после семи часов вечера не встретишь на улице или во дворе ни одного ребенка. Здесь «нельзя» перешло в «так у нас принято». И родители не бегают от окна к окну, выглядывая припоздавшихся подростков. В России же дебатируется вопрос, не является ли ущемлением прав 16-летнего запрет появляться на улице после десяти часов вечера без сопровождения взрослых. И не будет ли превышать полномочия милиция, ретиво задерживая приличных мальчиков и девочек после дискотеки с целью выполнить какие-то неведомые планы?
А теперь догадайтесь, какой уровень подростковой преступности в Норвегии, когда никому даже в голову не приходит рваться на улицу? Что там делать одному? Вы сделали совершенно правильный вывод: нижайшая.
Не сочувствуйте деду с бабой
Имя им – безответственность. Отсюда все беды. Они нарушили два главных запрета: запрет посягать на красоту и запрет прямо или косвенно разрушать жизнь, которая сама по себе и есть красота.
В своей жесткой «святой простоте», лишенной нравственного стержня, старички напоминают Иванушку из стихотворения Юрия Кузнецова «Атомная сказка». Он чудовищно глух к прекрасному и возвышенному, чудовищно слеп и прагматичен:
Эту сказку счастливую слышал
Я уже на теперешний лад,
Как Иванушка во поле вышел
И стрелу запустил наугад.
Он пошел в направленье полета
По сребристому следу судьбы.
И попал он к лягушке в болото,
За три моря от отчей избы.
– Пригодиться на правое дело! –
Положил он лягушку в платок.
Вскрыл ей белое царское тело
И пустил электрический ток.
В долгих муках она умирала,
В каждой жилке стучали века.
И улыбка познанья играла
На счастливом лице дурака.
Смысл этого небольшого стихотворения предельно ясен: есть вещи, которые нельзя делать ни при каких обстоятельствах, иначе – беда. Он полностью соотносится со сказочной идеей: как царевну-лягушку кощунственно использовать в качестве лабораторного материала, так и золотое яйцо не следует низводить до уровня простого. Путь познания не должен брататься с бесчеловечностью. Никакая самая благая цель не служит оправданием вандализму.
Понятие «вандализм» как бессмысленное уничтожение культурных ценностей возникло в 1794 г. Название восходит к наименованию восточно-германского племени вандалов, известному в начале первого тысячелетия захватами территорий и грабежами. А вот цивилизованный XXI век: огромное количество невосполнимых культурных ценностей погибло во время недавней войны в Ираке. И продолжает гибнуть по сему миру.
Сказка упрямо тычет нас носом в очевидное: зло исходит не от каких-то мифических чудовищ типа Змея Горыныча, Кощея и подобных, а от глупости, слепоты и равнодушия обыкновенных людей, которые в своем бездумьи позволяют себе жить не по мысли, разуму и совести, а по эгоистическому хочу – не хочу:
А я хочу разбить золотое яйцо.
А это мой выбор, как его бить.
Курица моя и яйцо мое: имею право распоряжаться им.
А я хочу знать, что внутри золотого яйца.
А это не ваше дело.
Вам приходилось видеть в транспорте сцену, когда ребенок истошно кричит»Хочу к окну», не принимая в расчет, что там кто-то сидит? Мне – неоднократно. И, что самое ужасное, взрослые идут у него на поводу. Вы скажете, он маленький, не понимает. А я скажу, раз ему такое пришло в голову, он уже избалован. Если для него не существует понятия «нельзя», мы гарантированно вспомним, откуда берутся невоспитанные взрослые.
К счастью, дед с бабой вроде бы одумались. Им жаль яйца, они плачут, но утраченное не всегда можно вернуть. Мышка невольно показала людям возможный результат их усилий по разбиванию яйца, итог бездумного «хочу».
Оглянитесь вокруг. Что мы имеем в результате чьих-то анонимных «хочу»? Грозную тень экологического кризиса – этот до конца не осознаваемый ужас современного человечества. Уже не локальный, а глобальный характер приобретает загрязнение окружающей среды, уничтожение растительного покрова, животного мира, давление хозяйственной деятельности на репродуктивные возможности матери-земли. Что за этим – известно, не раз описывали фантасты: культурный кризис, одичание, вырождение, катастрофа, смерть. И только одни черные маки покрывают всю планету.
На наших глазах рушится мир, рушится культура. И мы, не будем лукавить, участвуем в этом процессе, как персонажи из сказки «Курочка Ряба». Хорошо, если человечество хотя бы частично выживет. Восстанавливать же прерванную цепь времен придется с простого яйца, то есть с нуля. Дай бог, чтобы оно оказалось с зародышем гуманизма, доброты, ответственности.
Вы хотите потомкам будущего, которое придется строить на обломках нашей цивилизации? Если да, продолжайте разбивать яйцо-стабилизатор. Если же нет, не хотите, остановитесь и остановите других – маленьких бездумных, беспечных, беззаботных серых мышек, даже не соображающих, что они делают.
Золотое яйцо – символ нашей прекрасной беззащитной культуры в ее самых совершенных образах. Отношение к ней как к ценности, как к общему, а значит, и к своему достоянию, – проверка зрелости личности, народа, общества.
Дед с бабой эту проверку не выдержали. А мы? Выдерживаем ли мы?
Послесловие
Заглянув в интернет, поражаешься востребованности сказки «Курочка Ряба». Пародий и стилизаций не счесть. Среди них очень много талантливых, смешных, восхитительных, познавательных, обращенных к образованному человеку, не чуждающемуся философии и литературы. Он знает или слышал о диалогах Платона, на слуху имя Сократа, Декарта, Спинозы, Канта и др., вполне может оценить мастерство поэтических стилизаций, поскольку знаком со стихами И. Северянина, Б. Ахмадулиной, А. Вознесенского, В. Маяковского и др., даже идентифицирует первоисточник пародий. Но также много в сети творений, относящихся к полюсу анти-мира культуры. Они пересыщены ненормативной лексикой, их опознавательный знак – мот и ?обещанные? неологизмы.
Этот запретный, по-своему талантливый плод очень притягателен для незрелых душ и умов. Учтем, что его авторы не из подворотни, часто вполне интеллигентные люди, увлекшиеся словесной игрой. Да и направленность сатирического удара также выдает их социально-политическую озабоченность. Как говорится, традиции Баркова живут и здравствуют. И ничего с этим не поделаешь. Это закон культуры, которая не может быть однополюсной. Кстати, и фольклор тоже. Прочитайте хоть «Заветные русские сказки» А. Н. Афанасьева. Нельзя же весь век ёрничать да ёрничать. Когда-то же надо посмотреть вокруг серьезным взором.
Сейчас для оправдания всяческих глупостей модно ссылаться на эпоху постмодерна, в которую мы живем, когда принцип относительности вводится в ранг абсолюта. Относительность во всем, в том числе и в нравственных ориентирах. К чему это приводит, очень хорошо представляют авиадиспетчеры, водители и т. п. профессионалы. Когда в какой-то момент «картинка» поплыла, они знают, что теряется контроль над ситуацией и нужно как можно быстрее зацепиться за какую-то точку, посчитав ее неподвижной, чтобы организовать вокруг нее мир, ощутить свое место в нем и тогда уже действовать, а не метаться из стороны в сторону.
На мой взгляд, до сих пор фольклор являет собой ясную, четкую точку в мире нравственного релятивизма. Он не играет в поддавки, ему сродни определенность да – нет, можно – нельзя, хорошо – плохо, красиво – уродливо, прекрасно – отвратительно. Почему? Да потому что он, весь, нацелен на позитивную идею жизнестроения и сохранения жизни, на воспитание человека, понимающего ценность жизни и своих обязательств перед нею.
Я не считаю фольклор панацеей от всех сегодняшних бед. Отнюдь. Вместе с тем очевидно, что он сохраняет свой нравственный и воспитательный потенциал. Задача в его умелом использовании на всех этапах взросления и взрослости.
А если решим ее, то что из этого выйдет?
Привет от Курочки Рябы!
Мария Кораблёва,
кандидат филологических наук
1. А может, попробуем петь и рассказывать. Мария Кораблёва
2. Таинственная Курочка Ряба. Мария Кораблёва