МЭМ

ПЕРУН
Секретная энтимология имени славянского божества


Рико Маолеш

Я, конечно, не специалист-мифолог. Впрочем, когда читаешь специалистов, поневоле закрадывается мысль, а чем я хуже? Почему бы и мне не попробовать, если толковых ответов насчет происхождения имен самых значимых для белорусской мифологии божеств я так и не нашел?

Как вы помните, продвигаясь по дороге асов, я останавливался в Беларуси, где

память про асов сохранялась в белорусских сказаниях об асилках. Я об этом уже писал.

И вот теперь меня заинтересовал Перун (бел. Пярун).

А что если и здесь сказалось влияние асов? И неужели Пярун только бог грома и молнии? Не очередной ли это «научный» миф, глубоко внедрившийся в сознание исследователей мифологии, а за ними и широких трудящихся масс?

На этот вопрос я отвечаю утвердительно. Да, перед нами типичный научный бред, подхваченный неизвестно когда и неизвестно от кого.

Дело в том, что для асов, на некоторое время задержавшихся на территории Беларуси и ставших настоящими культурными предками современных белорусов, его имя означало «петь руны». Иначе говоря, Перун / Пярун — это Небесный бог, поющий руны. Следовательно, громовые раскаты — не что иное, как звуки небесных рун. Другое дело, что они были совершенно непонятны людям, как нам, к примеру, язык сахалинских айнов. Недаром само слово руна буквально означает «тайна».

Асы вслушивались в раскаты грома и пытались определенным образом записать их. И им это удалось. Так появилось руническое письмо, где каждый знак означал то или иное слово Перуна, с которым тот иногда обращался к Тем, кто внизу.

Вот эти слова, расшифрованные асами: бог, путь, факел, дар, радость.

Они значили следующее:

«Я, Бог, повелеваю вам отправиться в путь, чтобы осветить факелом мой дар, который принесет радость».


Моление Перуну о дожде в белорусской деревне
(но я не уверен, поскольку во время поездки подпись потерялась).

Более чем понятно, не так ли? Когда белорусские асы двинулись по следам ушедших братьев, рунический алфавит был той драгоценностью, с которой они пришли в Асгард.

Их подлинность подтвердил Один.

О, это был ужасный опыт, но Один на него пошел. Далеко не всякий бог способен сначала пронзить себя копьем, а потом девять дней и ночей провисеть на Мировом древе без маковой росинки во рту.

Правда, на седьмой день Один заскучал и хотел было прервать эксперимент, но тут к нему подкатился Локи и зашелестел-зашептал: что вы, что вы, батюшка, как можно… никак нельзя… (а сам все посматривал в сторону тятиного трона) надо разоблачить этих пришельцев с их чертами и резами… этак всякие бродяги и проходимцы будут нам голову морочить… (а сам прикидывал, сколько крови у папы осталось) наверняка они задумали дворцовый переворот... (а сам уже видел себя на троне) тут вам всего ничего оставаться на Древе... (а сам-то знал, что Ясень растет вверх корнями, значит папочке придется еще два дня висеть вниз головой, авось, не выдержит) да и интересно…

И Один остался… Через два дня, после жестокого испытания, только вкусив дедовского меда, он действительно услышал руны. Это были громовые раскаты, которые — о чудо! — он абсолютно понимал.

Тогда Один быстренько схватил копьё и начертал их собственной кровью на Древе, используя то самое копьё.

Оказалось, что руны от Одина в точности совпадают с рунами, принесенными из белорусских земель!

Так был посрамлен Локи. Но ему не привыкать. Жизнь длинна, поле для пакостей не мерено, овцы не считаны, пастух рогат. Ого-го, хохотнул он, пусть эту загадочку разгадают Те, кто внизу. И отправился в бар.

Добрые асы поделились рунами с древними германцами. И тогда предки датчан, шведов, норвежцев, исландцев и некоторых соседей сначала, как Один, стали вырезать рунические надписи на дереве, а потом, для полного увековечивания, - на камне и кости, придавая им магическое значение, что было совершенно правильно.

Вырезая, к примеру, руну «скот, имущество», тем самым обеспечивали приплод скота, иначе бы он не захотел размножаться для тех, кто его съест. Причем делать это надо было в тот момент, когда солнце поворачивало на лето. И вот сидели мужички и целых две недели только тем и занимались, что тачали руны.

У белорусов это были Коляды, но руны никто не вырезал, а все сидели по домам и поджидали колядников. А они под окнами хозяев распевали свои магические песни о том, что у тех в хлеву сорок коровок отелилось. Ну, сорок не сорок, а без приплода не оставались, за что колядникам честь, хвала и полный мешок даров.

Древним же германцам, как видим, и петь не приходилось: знай себе сиди у камелька да вырезай заветную руну.

Полученные руны предупреждали людей о том, что им придется мириться с градом, нуждой, льдом. Но все будет безусловно хорошо, если верить в силу солнца и дня, поклоняться дарам Ansuz (богов) - березе, тису, зубру, лосю, лошади, озеру (пресной воды).

Надо сказать, что мода на поклонение деревьям моментально охватила всю Европу и вышла за ее пределы. Потом, уже в наше время, некоторые ученые, поддавшись научной моде на тотемизм, объявили его истоком поклонения. Тотемизм был подсмотрен только у американских индейцев и австралийских аборигенов. Это когда каждое племя традиционно, на всякий случай, поклонялось избранному тотему — то ли как предку, то ли как покровителю, причем одним больше нравились деревья, другим — животные, а третьим так вообще эхо в горах.

Европейцы о тотемизме и слыхом не слыхивали, но ученых это не остановило.

Однако вернемся к Поющему руны.

Перун предусмотрительно увековечил собственное имя в руне Perbu, означающей «кладезь вечной памяти» для Mannaz «человека», а заодно не поскупился и благородно открыл асам еще одно свое имя — Tiwas «Тюр». Так, на всякий случай. И случай, как и предполагал Перун, не заставил себя долго ждать.

Его второе имя так приглянулось германцам, в особенности норвежцам, что они тут же стали давать его новорожденным.

Кто не знает самого знаменитого норвежца Тура Хейердала, «Колумба ХХ века», смелого путешественника, писателя, ученого, получившего 11 почетных степеней европейских и американских университетов, а также премию Оскар за свои фильмы!

Конечно, знают многие, но далеко не все. А уж что точно не знают, так это гипотезу Хейердала о переселении степных племен из Приазовья в Скандинавию.

Что тогда началось! Как только не обзывали Хейердала! Самое слабое — псевдоученый. Но мы-то знаем, что норвежец просто открыл и описал часть пути асов на север, а потом в Асгард. И до сих никто толком не смог его опровергнуть!

Кстати, есть одна многозначительная странность в биографии Тура Хейердала — его туземное имя, полученное от вождя племени: Голубое небо.

Ох, не прост был этот норвежец, далеко не прост!

Второе имя Перуна пришло к белорусам в виде «Тур» и породило ряд предположений. Одно из них даже слегка приближается к истине.

С учетом того, что у скандинавов до сих пор популярно имя Тур, ученые предлагали считать летописного Тура варягом, поскольку он упоминается рядом с Рогволодом, «пришедшим из-за моря».

Полагаем, здесь очевидная цепочка: Tiwas «Тюр» - тур (бык) — имя Тур — и вот уже турами (могучими быками) стали величать и восточнославянских князей, и их дружинников, подобных в бою берсеркам.

Так ужасающего вида и неустрашимого характера дикий бык оказался обязан своим именем «тур» Тюру-Перуну, обладателю огненных стрел и огненного топора (молота).

А я до сих пор не устаю поражаться глубине белорусской культуры и обширности ассоциативного поля, связанного с полесским городком Туровом. Некогда центр славного Туровского княжества, он, не являясь ныне даже районным центром, несет в своем имени такой сгусток мифологической, исторической и этимологической памяти, какой не снился даже многим столицам.