Да 85-годдзя філалагічнага факультэта БДУ

Лариса Мельникова

Будущая книга Владимира Карпова

Название нового (третьего) сборника стихов Владимира Александровича Карпова «Неподвластные миры» — это выбор самого автора, который именно так назвал цикл своих стихов, написанных в последние годы его жизни, с 2000 года по 2005 год.

Нами были собраны стихи из многочисленных машинописных и рукописных, не опубликованных ранее ни в первых двух сборниках, ни в журнальных публикациях автора.

Структура нового сборника основана на хронологическом принципе, в соответствии с которым расположен стихотворный материал. Названия некоторых стихов и циклов стихов, у которых не было авторского названия, были взяты из текста и определены наиболее характерной авторской строчкой.

Это относится и к цитатам из произведений автора, которые сопровождают фрагменты стихотворного материала и концентрируют внимание читателя, максимально точно отражают и подчеркивают авторскую мысль. Посвящения, встречающиеся в тексте, сохранены в авторской интерпретации.

В данный сборник стихотворных произведений В. А. Карпова включены стихи разных лет, начиная от самых ранних, написанных в 60-е годы ХХ века еще совсем юным, потом взрослеющим, а затем уже зрелым человеком, которому всегда было присуще стремление к познанию себя в окружающем мире, а также познание окружающего мира через призму восприятия этого мира человеком с обостренным чувством неразрывного единения природы и человеческой личности.

Пространство и время, прошлое и будущее, категории добра и зла, взаимоотношения любящих и любимых, друзей и врагов, учителей и учеников, религии и языческих представлений, — всё это лишь неполный перечень представленных в поэзии В. Карпова тем и мотивов его художественного творчества.

Разнообразная палитра красок и звуков, музыка дождей и падающих листьев, вдохновение, рожденное бессонницей, размышлением о смысле жизни и всепоглощающей любви, а также постоянное стремление разгадать природу света в его философском понимании являются характерными особенностями, присущими авторскому художественному почерку, неотъемлемой частью его образной системы, созданного им особого семантического пространства.

Для него важен поиск формы, как можно более точно передающей мысль и чувство, нужного слова и единственно верного звучания такого слова в данной строчке, в данном стихотворении. И эти миры — мир разума и мир человеческих чувств, эмоциональная насыщенность, жизненная наполненность, жажда познания — всегда присутствуют в его стихах, воплощаясь в пронзительные поэтические строки.

*Составитель и редактор сборника — кандидат филологических наук
Мельникова Лариса Алексеевна.


Анжелла Лаврененко

О новом сборнике стихов Владимира Александровича Карпова

Владимир Александрович Карпов. Ученый. Учитель. Друг. Коллега. Начальник. О каждой ипостаси этого человека можно было бы написать книгу. Но это очень личное. Поэтому сегодня он – только Поэт. Да, именно так, с большой буквы. Ибо это уже не первый сборник его стихов. В 2000 году вышел первый, прижизненный сборник «Амальгама». В 2008 году ученики и друзья Владимира Александровича выпустили второй сборник его стихов, «Дао».

На сей раз главный редактор Людмила Мельник, его ученица и преданный поклонник, решила издать все его стихи, до сих пор не опубликованные, которые ей передала жена Владимира Александровича в виде рукописей. Она проделала огромную работу по отбору стихов, восстановлению утраченных строк, расшифровке написанного от руки, корректировке рифм… Многое решено было оставить без изменения: разбиение стихотворений на строки и строфы, иногда авторские знаки препинания (например, любовь к тире).

Стихотворения расположены в сборнике в хронологическом порядке, начиная с ранних, еще студенческих. Правда, это не относится к циклам стихов. Циклы публикуются единым блоком, произведения нумеруются римскими цифрами. Если нумерация в цикле нарушена, имеются пропуски, значит, пропущенные произведения включены автором в сборник «Амальгама», где их и можно найти.

Теперь о Поэте. Вологодский мальчишка, последний ребенок в многодетной семье, выросший без отца (отец погиб на фронте в 1943 году), он после службы в армии поступил на болгарское отделение Ленинградского государственного университета – и началась студенческая жизнь с первыми стихами в стенгазету («от клозета до клозета протянулася газета»), со стройотрядами, с первой серьезной любовью.

Как видим, Владимир Александрович Карпов – профессиональный филолог, и это сильно сказалось на его стихах. В них довольно часто встречаются сложные, многословные сравнения, мифологические образы, ассонансные рифмы, смена ударения в словах. Именно поэтому стихи нужно читать вслух, чтобы прочувствовать ритм и мелодику.

Как филолог, Владимир Александрович, конечно, хорошо знал русскую поэзию. Его любимыми, часто цитируемыми авторами были Борис Пастернак, Александр Блок, Николай Заболоцкий, Николай Рубцов, Давид Самойлов, Белла Ахмадулина, Павел Антокольский, Игорь Северянин и многие другие. Есть стихи, написанные «в подражание», например, Андрею Вознесенскому, это чувствуется по рифме и разбивке строк, несколько фамильярному обращению к читателю. Много музыки в стихах? Это, конечно же, от раннего Б. Пастернака!

Владимир Александрович Карпов писал стихи не просто так. Почти все они написаны по какому-то поводу: ко дню рождения, к защите диссертации, к праздникам, к Славянскому вечеру на филологическом факультете. И многие стихи кому-либо посвящены: друзьям, сестре, коллегам, любимым женщинам, сыну, случайным знакомым. Наблюдательность автора находила тему, а его влюбчивый характер – слова. Кстати, именно поэтому многие стихи могут оказаться утраченными: В. А. Карпов стихи-посвящения дарил, но редко сохранял черновики, особенно в последние годы.

Чего точно не найти в стихах Владимира Александровича?

Во-первых, у него нет стихов на социально-политические темы. Он считал это конъюнктурщиной, не достойной стихосложения.

Во-вторых, его совершенно не волновала тема «о поэте и поэзии»: он четко знал, что источник его стихов – это сама жизнь в разных ее проявлениях, прежде всего любовь. Она может быть долгой или короткой, счастливой или не очень, в начале или в конце. И это позволяло ему, системщику, строить массу сюжетов.

В-третьих, как ни странно, у него практически отсутствует пейзажная лирика, хотя природные мотивы – почти в каждом произведении (лес, луг, степь, парк, дождь, ветер, капель, жара, птицы). Природа лишь отражение внутреннего мира его лирического героя.

Вот, пожалуй, и всё. Не стоит опускаться до объяснений каждой строки или подниматься до научно-философского анализа стихов Владимира Александровича Карпова.

Безусловно, его личность – значимое явление в науке и культуре не только Беларуси, но и России.

Поэтому читаем и наслаждаемся!

* Анжелла Валерьевна Лаврененко, кандидат филологических наук


Елена Лапицкая

Несколько слов о «Неподвластных мирах» В. А. Карпова

«Неподвластные миры» Владимира Александровича Карпова – это его чувства, эмоции, поэтический отклик на проживаемое и переживаемое.

Стихотворения, собранные в издаваемом сборнике, очень личные и автобиографичные, почти дневниковые. В них звучит голос Владимира Александровича, его интонации, оттенки и полутона. И находит выражение и отражение главное: его жизнь и отношение к происходящему. «Смысл жизни – теплоотдача».

Поистине, в этом весь Карпов! Тепло и человечность своей души, яркость научных идей, жизнелюбие и жизнестойкость, мужественность и нежность – всё, чем обладал Владимир Александрович, – он щедро расточал миру, любимым, друзьям, коллегам, ученикам. Зачастую не вмещаясь в рамки общепринятых научных концепций и отношений. Даже человеческое сердце не могло вместить всего Карпова: «…если в сердце трещат заклёпки – значит, ты в него не вмещаешься!» - говорит лирический герой голосом автора.

Миры Владимира Александровича Карпова – не только неподвластные, но и беспредельные, непостижимые.

Анализировать стихотворения сборника невозможно. Да и не нужно. Каждый погружается в них на свою глубину и со своей скоростью. И каждый видит в стихах Владимира Александровича отражение той личности, которую помнит и понимает.

* Елена Лапицкая (Глинка), студентка (1979-1984 гг.) и ученица научной школы В. А. Карпова.