Да 85-годдзя філалагічнага факультэта БДУ

Ольга Приемко

Вера Анисимовна Захарова, талантливый педагог, ученый, организатор

Известный белорусский фольклорист, основатель фольклористической школы БГУ, инициатор создания научно-исследовательской фольклорной лаборатории Белорусского государственного университета, доцент кафедры русской советской литературы филологического факультета, кандидат филологических наук Вера Анисимоваы ЗАХАРОВА пришла в коллектив БГУ в тяжёлые послевоенные годы.

Участница Великой Отечественной войны, блокадница, кавалер ордена «Красной Звезды», боевых медалей, она стала одним из тех ветеранов, которые восстанавливали университет.

Вот как писала в своих воспоминаниях кандидат филологических наук, доцент Ольга Васильевна Козлова, долгие годы возглавлявшая кафедру белорусской литературы БГУ:

«Чорнай хмарай апусцілася вайна над студэнткай першага курса філфака Ленінградскага універсітэта Верай Волахавай. З пачатку спякотнага лета і да сцюдзёнай глыбокай восені 1941 г. дзевятнаццацігадовая студэнтка працавала ў спецатрадзе па збудаванню супрацьтанкавых абарончых акопаў у прыгарадзе Ленінграда. Ад поту, солі, зямлі і непагадзі ўчарнела яе аблічча.
У тую ж восень Вера была мабілізавана на вайсковую службу, прайшла кароткатэрміновыя курсы старшых медсясцёр і ўсю блакаду працавала ў шпіталі.
Пасля прарыву блакады прадоўжыла медыцынскую службу на розных франтах, была двойчы кантужана. А з шпітальнага лячэння зноў і зноў вярталася на баявыя пазіцыі.
Вера Анісімаўна прайшла ўсю вайну і пасля Перамогі з ордэнам Чырвонай зоркі і двума баявымі медалямі вярнулася ў Гомель пад мірны дах сваiх бацькоў – Ганны Пятроўны і Анісіма Міхайлавіча Волахавых».

В 1956 году В. А. Захарова успешно защитила кандидатскую диссертацию на тему «Народная поэзия в автобиографических произведениях М.  Горького (1912–1917 гг.)», была принята на работу в БГУ и прошла на филологическом факультете должности преподавателя, старшего преподавателя, доцента.

Вера Анисимовна читала курс лекций «Русское народное поэтическое творчество», разработала несколько спецкурсов, в том числе «Устное народное творчество в наследии Горького», вела спецсеминар «Современные проблемы русской советской литературы».

Вера Анисимовна Захарова (в центре) с коллегами-фольклористами. Новгород, 1972 г.

В. А. Захарова была талантливым педагогом. Её студентка Ольга Воробьёва (Сухая) вспоминала, что уравновешенность и внешнее спокойствие были отличительными чертами В. А. Захаровой. У неё на лекциях всегда было тихо. При этом она никогда не повышала голоса. Говорила негромко и неторопливо, позволяя студентам записать основные положения. Иногда останавливалась и обращалась с вопросами к аудитории, активизируя наше внимание и заставляя осмысливать услышанное.

На кафедре Вера Анисимовна курировала программу студенческой полевой фольклорной практики: знакомила учащихся с методикой записи материалов, организовывала консультации с известными фольклористами Академии наук, проводила встречи с руководителями народных коллективов и, конечно же, сама выезжала со студентами в полевые экспедиции.

Нина Денисюк (Макарская) вспоминала, как ездила с Верой Анисимовной на практику в деревню Верхний Теребежов Столинского района, на родину фольклориста Василя Литвинко. Были они и в родной деревне Нины Поречье Пинского района, где записывали народные песни, присутствовали при проведении обрядов.

В. А. Захарова не просто руководила студентами, но и сама общалась с местными жителями.

Людмила Ермакова (Дементей) поражалась, как Вера Анисимовна, типичная горожанка, явно вызывала симпатию у сельских жителей. Ее наперебой зазывали к себе домой, старались угостить деревенскими разносолами, ей от души пели песни и рассказывали местные истории.

После полевых экспедиций Вера Анисимовна вместе со студентами систематизировала материалы, помогала начинающим исследователям проанализировать их в научных статьях. Это была кропотливая, трудоемкая, но очень нужная работа, благодаря которой появились такие сборники, как

«Беларускі фальклор у сучасных запісах. Брэсцкая вобласць. Традыцыйныя жанры (Мінск, 1973),
«Беларускі фальклор у сучасных запісах. Традыцыйныя жанры. Гомельская вобласць (Мінск, 1989), составителем которых являлась В. А. Захарова.

Сфера научных интересов Веры Анисимовны была широка: фольклористика и славянский фольклор, локально-региональное исследование устного народного творчества и русская литература, теория литературы и сравнительное литературоведение.

Она стала автором и редактором учебных пособий для студентов, многочисленных исследований по белорусскому фольклору, в том числе монографий «К вопросу о художественном мастерстве А. М. Горького» (Минск, 1960), «З жыватворных крыніц» (в соавторстве с В.  В. Ревицким) (Минск, 1970), «Палескае вяселле» (Минск, 1984).

Вера Анисимовна по праву считается одним из инициаторов создания научно-исследовательской фольклорной лаборатории на филологическом факультете БГУ.

Коллеги-фольклористы, среди которых был Нил Сымонович Гилевич, горячо поддержали В. А. Захарову, и в 1960-х годах лаборатория, которая с течением времени получила статус научно-исследовательской (ныне – Учебно-научная лаборатория белорусского фольклора), начала свою работу.

К архивам лаборатории, становлению которой способствовала В. А. Захарова, и сейчас обращаются молодые и опытные исследователи – фольклористы, этнологи, этнокультурологи, этнолингвисты. Мы, фольклористы БГУ, всегда с благодарностью вспоминаем ветеранов – её организаторов, учёных-первопроходцев, которых объединила В. А. Захарова.

На основе фольклорного архива, ежегодно пополнявшегося новыми материалами, постепенно формировалась университетская школа фольклористики. Ее появление сопровождалось развитием теоретических установок, методологических традиций и издательской деятельности, осуществлявшейся Верой Анисимовной и её учениками Риммой Ковалёвой и Василем Литвинко (Ліцьвінка).

Именно они подхватили эстафету, обеспечили преемственность и в свою очередь подготовили следующее поколение университетских фольклористов: Ольгу Приемко, Татьяну Ивахненко (Морозову), Марину Ковалеву (Трифоненкову), Татьяну Лукьянову, Славяну Шамякину, Веру Орлову (Денисенко) …

Преемственность между поколениями наблюдается в концепции преподавательской работы, представлении фольклора как искусства слова, в принципах собирательской работы, каталогизации фольклорных материалов, в издательской деятельности, сочетающей разные модели презентации белорусского фольклора, в направленности научно-исследовательской работы преподавателей фольклора и сотрудников лаборатории соответствующего профиля.

Продолжатели дела В. А. Захаровой уделяли большое внимание актуальным проблемам фольклористики. Примером может служить опыт ученицы В. А. Захаровой кандидата филологических наук, доцента Р. М. Ковалевой в разработке концепции интегративной фольклористики, использовании понятий мифосфера, антропология фольклорного творчества, сфера инициарного творчества, геноавтор, фольклорный «автор», инициарный автор, квазижанры, инфражанры, экстражанры. Всё это позволяет говорить о том, что университетская школа фольклористики, у истоков которой вместе с Нилом Гилевичем стояла Вера Анисимовна Захарова, продолжает действовать.

О Вере Анисимовне с теплотой и благодарностью вспоминают её ученики, жизненный и научный путь которых сложился благополучно исключительно благодаря ее умению быть Учителем.

Кандидат философских наук Нина Павловна Денисюк (Макарская) вспоминает: «С Верой Анисимовной Захаровой я как студентка филологического факультета БГУ познакомилась на первом курсе. В ней подкупала интеллигентность, ум, красота, манера изложения материала.

Для меня Вера Анисимовна стала не только руководителем курсовых работ и дипломной работы. На основе интереса к изучению белорусского фольклора впоследствии не без участия Веры Анисимовны была определена тема моей кандидатской диссертации. Она стала для меня своего рода эталоном отношения к людям, к профессии».

Теплые воспоминания о Вере Анисимовне остались и у кандидата филологических наук Ольги Анатольевны Воробьевой (Сухой):

«Вера Анисимовна Захарова читала на нашем потоке лекции по устному народному творчеству. Сейчас, когда сама читаю лекции, иногда вспоминаю манеру Веры Анисимовны Захаровой, но спокойно и уверенно держаться, грамотно и красиво говорить, никогда не повышая голоса, заставлять студентов себя слышать удается не всегда. Может быть, сегодня другие студенты? Но скорее всего, дело не только в них.

Как-то, уже учась в аспирантуре, мы с подругой говорили о преимуществе стационарного обучения над заочным. Самое главное, считала подруга, это непосредственное общение с умными, образованными, эрудированными людьми, какими и являются преподаватели.

Именно таким человеком, грамотным специалистом, умным и требовательным педагогом, была В. А. Захарова».

Кандидат филологических наук Людмила Леонидовна Ермакова (Дементей) писала о Вере Анисимовне:

«Есть люди, о которых и которым хочется говорить теплые слова при их жизни, потому что ясно осознаешь, сколько сделано ими для тебя, для таких, как ты, как значим их своевременный совет, поддержка, похвала. И как неизмеримо возрастает это желание, когда они уходят от нас.

К таким людям принадлежит Вера Анисимовна Захарова, умный, светлый и добрый человек, обаятельная женщина, талантливый ученый-фольклорист.

Было в ней что-то такое особенное, что притягивало людей – юных и пожилых, студентов, аспирантов и коллег-преподавателей. Несмотря на разницу в возрасте многие годы и меня связывала с Верой Анисимовной тесная дружба.

Я – молодая аспирантка кафедры, она – зрелый и опытный педагог, человек, чья юность была опалена войной, – оказались объединены общностью научных интересов, любовью к традиционной культуре белорусского народа.

Маятник нашей жизни раскачивается между двумя полярными полюсами – торжественными датами, юбилеями и днями памяти тех, кто покинул нас.

Древние говорили, что жизнь ушедших продолжается в памяти живых. Светлая память о Вере Анисимовне Захаровой – талантливом педагоге и ярком человеке – навсегда останется в наших сердцах».

Моя благодарность Вере Анисимовне безгранична. Именно она разглядела во мне, городской девочке, студентке, на первых порах далекой от народного творчества (особенно в его аутентичном виде), задатки фольклориста, открыла дорогу в мир фольклора, помогла раскрыть красоту и художественное богатство фольклорной песни.

Вера Анисимовна удержала меня от опрометчивого шага в выборе специализации, помогла самоопределиться в исследовательских интересах. Она всегда верила в мои силы и доверяла своей юной аспирантке проводить практические занятия и помогать принимать экзамены у студентов.

Многое в плане профессиональном, методическом, межличностном дала мне именно Вера Анисимовна.

Именно она подобрала тему кандидатской диссертации и практически тем самым определила вектор научных интересов и приоритетов – свадебная песня.

Благодаря встрече с Верой Анисимовной Захаровой я стала кандидатом филологических наук, ныне доцентом кафедры теоретического и славянского литературоведения БГУ.

Все мы, ее бывшие студенты и аспиранты, с теплотой вспоминаем о своем мудром Учителе и благодарим судьбу за встречу с этим удивительным, чудесным человеком – Верой Анисимовной Захаровой.

С благодарностью, Приемко (Пузикова) О. В.

*Ольга Викторовна Приемко, кандидат филологических наук, доцент кафедры теоретического и славянского литературоведения