ШТО МЫ ВЕДАЕМ ПРА БЕЛАРУСКАЕ ВЯСЕЛЛЕ?

Гэта не будзе згасаць
І праз вякі не сатлее...
Навум Гальпяровіч

АЛЁНА ПАВЛОВА
СВАДЕБНАЯ АТРИБУТИКА ГОМЕЛЬЩИНЫ


Алёна Павлова

После окончания учебы на филологическом факультете ГГУ имени Ф.Скорины я даже не думала, что окажусь в эпицентре фольклористики – в АКАДЕМИИ НАУК и буду работать в отделе фольклористики и культуры славянских народов ГНУ «Центр исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси», в дружном коллективе, который возглавляет доктор филологических наук Татьяна Володина. Раньше здесь работали такие выдающиеся исследователи белорусского фольклора, как Константин Кабашников, Анатолий Федосик, Арсень Лис, Галина Барташевич и их коллеги, чьи труды в наше время по праву считаются классическими. Особенно хочу отметить работы Леонилы Малаш, посвященные исследованию белорусского свадебного фольклора, - это мои настольные книги.

«Вельце»

Свадебной обрядностью я занимаюсь не один год: собираю информацию, интересуюсь редкими фактами, а также уникальным в своем роде песенным материалом. Первые полевые экспедиции я совершила под руководством профессора Гомельского университета Валентины Станиславовны Новак. Благодаря ей я осваивалась с методикой сбора фактического материала, училась общаться с информантами. Хочется отметить, что Гомельщина — зона интереснейших народных традиций, где в живом бытовании находятся обряды вождения «Стрелы», проводов русалки, колядные обычаи, встречаются интересные факты про гадания на Рождество, не редкость речевые жанры — пословицы, поговорки, присловья. Я горжусь, что мои материалы находятся в богатом фольклорном архиве нашего факультета и ими в любой момент можно воспользоваться. Среди них приоритетное место занимают записи свадебного фольклора и описания отдельных моментов свадьбы.

Обряд плетения вельца я наблюдала на Брагинщине. Информацию о нем мы записали в д. Камарин. Здесь ему придавалось важное значение на таком церемониальном этапе, как «девичник». Он фиксировался также на Полесье и имеет сходство с аналогичным украинским свадебным ритуалом.

Содержание обряда таково. С самого утра счастливых в браке женатых мужчин отправляли в лес, чтобы срубить «вельце» от плодового дерева. По свидетельству Тамары Михайловны Глувко (1950 г. р.) и Тамары Владимировны Петрусевич (1955 г. р.) из д. Камарин Брагинского района Гомельской области, девичье дерево должно иметь три ветви: «на мужа, на жонку і штоб прыплод быў». Обязательным условием обряда было приглашение замужних женщин, благополучных в семейной жизни. Именно они и плели вельце. Им украшался свадебный каравай, в который предварительно насыпали соль. Сам каравай несли на рушнике. Этот каравай с вельцем жениха и невесты занимал почетное место в красном углу до завершения свадебного торжества.

По окончании праздника вельца жениха и невесты укрепляли на доме, где будут жить молодожены. Этот символический знак оповещал о том, что в доме поселилась молодая семья. Интересно, что к вельцу могли привязывать бутылку водки и снимать ее лишь тогда, когда в семье рождался первенец. Безусловно, весь упомянутый ритуал сопровождался обрядовыми песнями, которые также были зафиксированы нами:

Закідай у печ, мамка, дрова,
Закідай у печ, мамка, дрова,
Аставайся здарова.

А ты, свекруха трэскі,
А ты, свекруха трэскі,
Спадзявайся на нявестку.

Дай мне, мамка, масла,
Я кароўку пасла,
Ад расы да росы,
Рашчасаць мне косы.

Венок, каравай, кожух

Нельзя обойти вниманием обрядовые атрибуты, без которых не обходится ни одна свадьба. Красноречивая информация о них сохраняется в песнях, где фигурируют не только венок, каравай, кожух, но и многие другие.

Пожалуй, самым важным элементом свадебного наряда невесты является венок. Венок из живых или искусственных цветов накануне свадьбы плели близкие подруги невесты на девичнике. Издавна венок невесты символизировал девичью чистоту и непорочность.

Каравай - символ молодых, но генетически также солнечного божества и небесной семьи. С ним связывались надежды на семейное благополучие, плодородие, богатство, долголетие, удачу.

На Гомельщине, как и в большинстве других областей Беларуси, каравай имеет круглую форму. Считается, что тем самым он олицетворяет собой солнце. Но бывают и исключения. Так, в результате полевых экспедиций мне удалось установить, что только в некоторых местах Могилевщины каравай выпекают квадратной или прямоугольной формы. Этот факт Валентина Николаевна Гайшун и Галина Сергеевна Ткач, пожилые женщины из деревень Петровичи и Мочулки Бобруйского района, объяснили следующим: каравай должен иметь такую форму потому, что, согласно традиции, жених обязан построить свой дом.

Интересным атрибутом свадебных обрядов являлся кожух, вывернутый шерстью вверх. Друг жениха и подружка невесты расстилали его на скамье, где должны были сидеть молодые. Упоминание кожуха в свадебных песнях выполняло функцию символического обеспечения богатства молодой семье в будущем. Приведем песню, записанную в Гомеле от Ирины Ивановны Вежнавец (1950 г .р.), где упоминаются и венок, и кожух:

Ой у полі, ой у полі,
Ой у полі ліпенька,
Ой у полі ліпенька.
Пад той ліпай, пад той ліпай,
Пад той ліпай вершавец,
Пад той ліпай вершавец.
А ў тым шатры, а ў тым шатры,
А ў тым шатры стол накрыт.
За цем сталом, за цем сталом
За цем сталом дзевіца.
Рвала цвяты, рвала цвяты,
Рвала цвяты алыя,
Рвала цвяты алыя.
Віла вянок, віла вянок,
Віла вянок міламу,
Віла вянок міламу.
Каму вянок, каму вянок,
Каму вянок ізнасіць?
Каму вянок ізнасіць?
Знасіць вянок, знасіць вянок,
Знасіць вянок міламу,
Каб сесці на кажух,
Каб сесці на кажух з міленькім.
І частавацца караваем,
І частавацца караваем кожны дзень,
Ой, кожны дзень, ой, кожны дзень.

Изучение фактического материала позволило мне сделать вывод, что живой материал, собранный в наши дни, может значительно отличаться от зафиксированного в прежние годы, в том числе в языковом плане. Более устойчивыми оказались мелодии свадебных песен, хотя в каждой отдельной традиции есть свои музыкальные нюансы. Я считаю своей первостепенной задачей приложить все усилия для того, чтобы успеть собрать живой песенный материал у наследников старинной свадебной обрядности.

Когда твоя жизнь связана с собирательской работой и исследованием народного творчества, в какой-то момент начинаешь понимать, насколько она богата и разнообразна. Ведь это не только знакомство с прошлым, с давними традициями и обрядами, сохраняющимися в разных уголках нашей страны, но прежде всего с людьми - носителями и хранителями наследства, полученного от предков. Я благодарна всем тем информантам, с которыми меня сводила судьба.