Уроки этновоспитания
Играем в Свинку?

Играем в Свинку: народная игра для детей и взрослых


Кирилл Шилинговский
Master of Art in Society and Politics
контент-менеджер gimnastykaslowianska-online

Белорусские дети играли в Свинку еще в 50-60-е годы прошлого века. Фольклористы и этнографы отмечали активное бытование игры в белорусских деревнях.

Время идет, на наших глазах что-то уходит из быта, традиционные игры в том числе. Но есть одна удивительная штука под названием ревитализация - возвращение к активной жизни неявно выраженных или частично утраченных фольклорных явлений. В одних случаях это сложный и продолжительный процесс, в других полегче.

Восстановить Свинку не составит особого труда. Говорю, как человек, не один раз игравший в нее. Привлекательность игры с таким «простецким» названием в том, что она «всем возрастам покорна» за исключением, пожалуй, детсадовского. Играйте, с кем хотите и где хотите.

Но сначала немного истории, чтобы показать, насколько Свинка вписывается в культурный контекст.

Игры с шаром и палками на свадьбе и у пастухов

Шары были из дерева или шерсти. Дети также играли свинкой — круглым камнем, початком кукурузы, куском дерева в форме шайбы. Палки — клюшки.

Собиратели фольклора давно подметили: у восточных славян одни и те же игры бытовали у детей, подростков и взрослых. Так, И. А. Морозов и И. С. Слепцова описали две ритуально-магические игры с клюшками - В шар и Шарик гонять, приуроченных к концу весны. С большой вероятностью Игра в шар (и подобные) была связана со свадебным обрядом: ведь не зря же существовал свадебный обычай «просить шаровое», аналогичный обычаю «просить на мяч» в вологодском крае. Т. А. Бернштам приводит такое пояснение: «…в день свадьбы невестины соседи и другие мужчины играли на улице в этот мяч [из шерсти]; мяч жених возил с собой и отдавал его в пользу невестиных соседей; ныне жених мяча с собою не возит, а деньги, собранные на мяч, идут на попойку».

В Беларуси такой свадебный обычай не зафиксирован, но игра в Свинку с использованием мяча была популярна чрезвычайно. Различные ее сюжеты и правила описывали М. В. Довнар-Запольский, Н. Я. Никифоровский, П. Демидович, П. В. Шейн, Ф. Селицкий (F. Sielicki), Я. Р. Вилькин, А. Ю. Лозка и др. В томе «Гульні, забавы, ігрышчы» (1996; БНТ) его составитель А. Ю. Лозка поместил различные варианты описаний Свинки в двух разделах «Игры, не связанные с календарем и обрядами (или потеряли связь)» и «Весенние». Он также приводит графическую схему игры, упрощенный вид которой следует ниже:

Варианты восточнославянской игры

Наиболее емкое описание разновидности русской игры дала М. В. Гаврилова: «Участники выкапывают большую ямку (рус. дук, котел [блр. сарай, бровар]), вокруг нее – несколько ямок поменьше (дучки, лунки) по числу игроков, не считая водящего. У каждого участника в руках клюшка или палка. Все игроки, кроме водящего, ставят свои клюшки в лунки. Водящий гонит клюшкой свинку (деревянный шар) в сторону котла, а остальные игроки ему мешают. Водящий также стремится занять [своей клюшкой] чужую лунку: в этом случае ее бывший хозяин водит. Если свинку удается загнать в котел, все игроки быстро меняются лунками, оставшийся без лунки водит». В игре Мазло (в Беларуси: Гыняць-вовки (витеб.), Козел (гомел.), Свинарка ‘свинарник’ (минск.) отсутствует большая центральная ямка. Цель водящего – загнать шар или опустить клюшку в лунку одного из игроков на периметре круга.

У южных славян

В южнославянских источниках эта игра относится как к детским, так и пастушеским играм, причем взрослых пастухов. Здесь нет противоречия. Возможно, ее прототип одновременно бытовал в среде пастухов-подростков и пастухов-мужчин. У славян сходными были наименования водящего, подразумевающие выполнение обязанностей взрослого пастуха по отгону скота с вольного выпаса: крмачар (серб.) ʽсвиновод, свинопасʼ, свињар ʽто жеʼ, пастух (рус., блр.), pasterz (пол.), и svinjko uganjati (словен.), swinku goniś do kotła (н.-луж.), swini do města hnati (чеш.).

Воспитание воинского духа

Несмотря на то, что речь идет о выпасе свиньи, данное обстоятельство не помешало российскому исследователю конца XIX в. Е. А. Покровскому присоединиться к абсолютно необоснованной трактовке функции игры Свинка (Сучка), предложенной еще И. П. Сахаровым в «Сказаниях русского народа» (1841). Предполагалось, что таким образом славяне в игровой форме воспитывали в детях дух воина и символически приучали к борьбе с врагом: яма – это город, лунки – жилища, игроки – жители, защищающие свою собственность, палки – оружие, свинопас – неприятель, сучка или свинка – какое-то орудие неприятеля. М. В. Гаврилова (2019) отнесла Свинку к классу традиционных антагонистических игр с двусторонним противостоянием и условной целью игры. Тип цели - «Борьба за территорию». Сюжетный тип этих игр, по ее мнению, аналогичен играм, причисляемым к «мужским» и «спортивным».

И что они себе позволяют!?

А позволяют себе игроки разные насмешки и даже инвективы. И в этом тоже есть исторический смысл. Сюжеты игры, ее характеристики и характер явно имеют общие черты с обрядами посвящения в ремесло: соревновательный или антагонистический характер взаимодействия участников, порицания, насмешки, инвективы, физическое наказание в процессе или после окончания игры.

Логично отождествить другие названия игры - Browar (пол., блр.) ʽпивоварняʼ и загадочное Czoromaj (пол.) со сниженным образом водящего и его функций. В белорусской и польской версиях бровар означал ямку в центре круга, образованного лунками игроков. Определение роли водящего исходя из его принадлежности к «пивоварне» следует сравнить с выражениями блр. «бегаць як бровар падпаліўшы», «лятаць як жыд бровар запаліўшы» и человеком, который бегает, суетится, мельтишит.

Возможно, польское Czoromaj является переделкой детьми фразы, источником которой была семантическая и фонетическая параллель польскому словосочетанию czrzodą majtać ʽстадо загонять, болтая или махая ногамиʼ; ср. пол. стар. czrzoda ʽстадо скота (особ, овец, коз, свиней)ʼ, в.-луж. črjoda ж. p. ʽотряд, группаʼ, рус., укр. чередá ʽстадоʼ, блр. чарадá ʽто жеʼ и польск. диал. вульг. majtac ʽболтать (ногами); махать, вилять (хвостом); колебать, раскачиватьʼ, ʽприводить в движение, махать, двигать ногамиʼ. Таким образом, оба термина содержат оскорбительные коннотации суетливости, глупости водящего, его неприличного внешнего вида, манеры передвигаться, непрестижности занятия по выпасу свиней среди пастухов.

Твоя очередь!

Игра Свинка или Czoromaj может также трактоваться как жеребьевка, один из способов определения очередности у пастухов или внеочередного назначения на выпас свиней. Например, в Терской и Кубанской областях на Кавказе лунки игроков различались по старшинству: водящий после попадания свинки в центральную яму становился на старшую лунку, а игрок с последней лунки шел загонять свинку. Это в определенной степени согласуется с гипотезой О. Н. Трубачева о существовании скотоводческого термина праслав. *čerda, определявшего отсчет времени и хозяйственные расчеты между пастухами и родовой общиной.

Исходя из значений ʽвремя, пораʼ в праслав. *čerda, обозначающем также ʽстадо, отряд, вереница; смена, очередьʼ, ученый предположил, что отсчет мог основываться на применении надрезов и зарубок на дощечках. В нашем случае, пол. Czoromaj в качестве производного из czrzodą majtać может иметь источником и более древнюю семантику ʽочередь ходить (как свинопас)ʼ.

Свинка: говорим на польском, учим сербский язык

Нам удалось возродить интерес к этой игре в Польше в рамках проекта традиционной женской гимнастики. Собственный трехлетний опыт автора показывает, что при игре в Свинку в среде 30-50-летних мужчин постоянно возникали двусмысленные фразы. Например: «Uważaj na swoją dziurę» ʽследи за своей дыркойʼ или «Włóż twój kij do dziury» ʽзасунь свою клюшку в дыркуʼ.

Подобные инвективные фразы соотносятся с обучающим посылом в адрес неопытных игроков, характерным и для обрядов посвящения в ремесло. Они обнаруживаются в южнославянских записях игры с названиями серб. Заврн' дупе свињару ʽсверни задницу свинопасуʼ (Шајкаш, Воеводина и Ковиљ, Бачка) и Мусликанье, записанной у русинов в Куцури. Если кто-то из игроков Мусликанье «завонялся» (серб. засмрдео), т. е. сыграл не по правилам или ударил кого-нибудь по ноге, его наказывали «царской короной». Наказание было болезненным: игроку клали клюшку (серб. ћула) на голову, а затем все по очереди ударяли по клюшке столько раз, насколько изначально договорились.  

Игру Свинка можно включать в современную свадьбу

В прежней свадебной обрядности в шар играли две противоборствующие команды, состоявшие исключительно из мужчин из невестиной деревни. Такая традиция может объясняться не только как выкуп невесты «из деревни», но, возможно, и необходимостью ритуальной защиты жениха, который сам не принимал участия в игре. Жених посредством «шарового» опосредованным образом «откупался» от насмешек и инвективных нападок, которые переходили на проигравших.

В качестве развлекательного момента Свинку можно включать в сценарий современной свадьбы — деревенской и городской. Игра не сопровождается большими физическими нагрузками: все игроки кроме пастуха по большей части активно передвигаются в пределах четырех квадратных метров.

Игра во дворе и в школе

Игра Свинка, как и обряды посвящения в ремесло, способствовала социализации, физическому и психологическому взрослению детей и подростков.

Небольшая площадка для игры диаметром менее пяти метров не требует ухоженного газона. Она может быстро оборудоваться силами игроков без ущерба для дворовой территории. Деревянные клюшки могут быть как самодельными, так и профессиональными для хоккея на траве. Возраст участников определяется их умением соблюдать требования: не играть высоко поднятой клюшкой и не баловаться с ней.

Игра может успешно практиковаться в образовательных учреждениях с некоторыми ограничениями. Полагаем, что нужно изъять ввод мяча путем подбрасывания вверх над центральной ямкой в начале игры. Отбивая мяч клюшкой, можно нечаянно нанести травму близко стоящему игроку. Целесообразно ограничить число игроков по периметру круга 4-6 участниками.

Свинка вне «Белорусиады». Пока?

В Польше развитием и пропагандой народной игры Свинка заинтересовался проф. Wojciech Lipońśki, в прошлом руководитель Akademii Wychowania Fizycznego в г. Познань, а затем Кафедры олимпизма и спортивной этнологии (2001-2014). Свинка не входит в программу спортивно-образовательного проекта «Беларусиада», но, возможно, в будущем заинтересует его руководителей и разработчиков, например, Анатолия Викторовича Дрыгина. В данный момент в программе 9 игр, включая Лапту и Стрельбу из рогатки. Свинка же может стать современным белорусско-польским культурным явлением.