Мария Кораблёва. Традыцыйная духоўная культура і мы

Трагический Колобок

«Колобок» – одна из самых страшных сказок нашего детства. У нее короткий, но завораживающий сюжет. Завершается он гибелью героя. И где? В зубах коварной лисы.

Как мы понимаем сказку
Колобок традиционно считается примером легкомыслия, самонадеянности, беспечности. Собственно говоря, так оно вроде и есть. Первую удачу, помните, «я от дедушки ушел, я от бабушки ушел», он наивно посчитал правом, определяющим всю его жизнь. А если это подтверждается дважды и трижды – «а от тебя медведь (волк) и подавно уйду», немудрено поверить в свое везение, ум и доблесть.

Судьба Колобка – великолепный пример в назидательных беседах с ребенком: смотри, дескать, что ждет тебя за порогом родного дома, если сунешься на улицу, Волки, Медведи да Лисы, немудрено потерять голову в прямом и переносном смысле. Вопрос, который предпочитают опускать, в том, а что ожидало бы Колобка, останься он у дедушки-бабушки? Правильно, естественная смерть под ножом старичков с последующим тихим перевариванием его тела-головы. И ради этого стоило оставаться на подоконнике? А так – свобода, приключения, эйфория, адреналин… И смерть на взлете чувств, когда даже не успеваешь сообразить, что с тобой происходит. Хоть мало прожил, зато как ярко!

Так кто он, этот Колобок?
Честно говоря, не знаю. Может быть, мятежный ребенок, которому обрыдла опека? В таком случае родителям надо проанализировать собственные методы воспитания. Все мы хотим своим детям лучшего, но реально это получается далеко не всегда. Почему, удивляемся мы. Я учил(а) его (ее) только хорошему, а он… Знакомое сетование, не так ли?

А не слишком ли вы перегнули палку, ограждая ребенка от внешнего (такого притягательного мира!) мира? Этот мир с его радостями и опасностями существует. Рано или поздно, никуда от этого не денешься, ваш ребенок столкнется с ним. И не всегда будет готов к встрече. Так, может, направить усилия не на изоляцию от внешнего мира, а на подготовку к встрече с ним?

Как? Позвольте вашему ребенку научиться самостоятельно думать, не связывайте его по рукам и ногам своими – о, я уверена, совершенно разумными – предписаниями и запретами, дайте возможность развиваться нормально, а не по вашему сценарию. Ни в коем случае не ратую за вседозволенность, когда родители идут на поводу у ребенка. Он, хитрец, очень быстро научится манипулировать вами. Как сказал известный психолог Эрик Берн, «важнейшее разрешение – это разрешение любить, изменяться и делать все хорошее» (271).

Совершенно очевидно, что наивный Колобок не был готов к жизни за окошком избы. Во-первых, его «родители» не успели это сделать. Во-вторых, у них были свои планы на его счет. В-третьих, в голове Колобка не родилось ни одной самостоятельной мысли. И вот этот коктейль привел к спонтанному решению: Колобок полежал, полежал на окошке да и покатился. Был ли это бездумный порыв или бунт, не так уж и важно. Ключевое слово – «покатился». Это значит разрыв всех связей, бродяжничество, одиночество и смерть. Замечу, можно «покатиться» и оставаясь дома. Родители, как правило, слишком поздно замечают, что их ребенок глубоко погряз, например, в наркотиках. Случается это и в благополучных, казалось бы, семьях, и в семьях с деспотичными, безразличными, правильными и безалаберными родителями. Мы чувствуем, что где-то допустили ошибку, но боимся признать это, по привычке перенося вину на дурное влияние «улицы». Или признаем, но не умеем ее найти.

Где же эта ошибка? Обратите внимание, что Колобка не успели научить любить. А раннее стремление к самостоятельности, если оно принимает форму отторжения от родителей и семьи, имеет предсказуемый финал – смерть. Опять же не важно, физическую или духовную. Важно то, что за наши воспитательные ошибку расплачиваются дети. И очень дорогой ценой. Колобок тому пример. Правда, его и не воспитывали вовсе.

А не романтический ли герой Колобок?
Спрашиваю это с полной серьезностью, а не для смеха. Романтический герой не принимает серых будней, его тянет на подвиги и приключения, он презирает опасность. Короче, им владеет беспокойство, охота к перемене мест, жизни на острие бритвы. Он полет стрелы, а не движение скрипучей телеги с горшками. Прочь из дома – его девиз. Спокойная сытая жизнь? Ни за что!

Знал ли Колобок свою судьбу? Предполагал ли, что его ждет дома? Вряд ли. Ведь он так молод! Ему от роду нет дня. Но какой внутренний огонь его сжигает! Неугасимый жар романтики толкает нашего героя на заведомо безрассудный поступок. А где вы видели рассудительных романтиков? Заприте колобка в шкафчике, и он зачерствеет. Это все равно что запереть птицу в клетке. А быть кому-то пищей он тем более не желает.

Так оставаться на месте, как Премудрый Пескарь из сказки М. Е. Салтыкова Щедрина, или же очертя голову мчаться неведомо куда, за горизонт, в синие дали? Пескарь всю жизнь боялся высунуть нос из своей норы, жил – дрожал и умер – дрожал. Романтик Колобок смело выбирает синие дали.

Уважаемые родители! Даже в наш прагматичный век в вашем спокойном гнезде может вылупиться птенец с совершенно другим оперением, чем у вас, – романтическим. Если вы вовремя не поймете это, боюсь, что судьба ребенка может быть печальной, как у Колобка. Такой ребенок настолько не похож на обычных детей с их ручками-ножками, бантиками-фантиками, что родители пугаются, а от страха с жестоким усердием начинают подгонять его под общую мерку. Причем воспитание ведется преимущественно в отрицательной форме типа «Не будь дураком!», т.е. не фантазируй, не мечтай, не влюбись в бесприданницу, не помогай бесполезным людям и т.д.

Может быть, он вас послушает, т.е. станет расчетливым, хладнокровно отдаст предпочтение выгодной партии, забудет про ту, что сердцу мила, поступит в престижный институт, после которого не идут в социальные работники, заведет дружбу с нужными людьми и т.д. В таком случае знайте: ваш ребенок будет жить в вечном разладе с самим собой, вечном стрессе и отчаянии. Даже если будет умело маскироваться, притворяясь вполне довольным. А отсюда недалеко до саморазрушения и прыжка с крыши.

Дедка с бабкой сотворили нечто чудесное, с глазками, носиком, ротиком и неуемной страстью к движению. Да, легкомысленное, но озорное и веселое. Да, наивное, но зато певучее и талантливое. Помните, что сказал Эрик Берн о разрешениях? Одно из них – разрешение изменяться, т.е. развиваться именно в том направлении, которое соответствует твоей природе, лучшему в тебе. И делать это хорошо и свободно, без угроз и принуждения. Позвольте романтику быть самим собой, уважайте его отмеченность и необычность. Тогда ему вряд ли захочется «покатиться», лишь бы куда-нибудь, подальше от дома, в «романтику» притонов и «бригад», в бродяжничество и нелепую смерть. Будьте уверены: он изберет благородный путь.

Вообще романтики очень беззащитный народ. Они, как и герои, умирают в числе первых. Возможно, вы не забыли про горьковского Данко. Когда люди отчаялись посреди страшного леса и смрадных испарений, разуверились в цели и готовы были повернуть назад, что сделал Данко? Он вырвал из груди сердце, пылавшее любовью и жалостью к людям. Живой факел осветил путь, и люди вышли на простор. А дальше – дальше ужасное: какой-то осторожный человек наступил на сердце романтика. От него остались только искры в степи да легенда, которую рассказывает старая цыганка Изергиль.

Берегите романтиков. Они – величайшая редкость, украшение жизни. Наши учителя, если хотите. Без них мы будем смотреть только под ноги и напрочь забудем про синие дали.

Пойдем дальше?
Мы убедились, что Колобка с его внешней жизнью можно понимать по-разному. Продолжим? Пожалуйста.

Он – гордый дух, скрывающийся под маской Простака, Шута, Глупца и стремящийся к одному ему известной цели. Почему бы нет?

Он ¬ Простак, которым вдруг, ни с того, ни с сего, овладело любопытство: а что там, за углом, за поворотом, чуть дальше? Флаг в руки – и в путь! Ну разве не замечательный тип?

Активный Мечтатель, балагур, шутник, душа компании, которому не сидится на месте. В поход! В леса и горы, в пещеры и на байдарках, по историческим местам и местам боевой славы, по… и т.д. Вы как хотите, а мне такой Колобок очень даже симпатичен, как, впрочем, и предыдущие.

Да, он наивный и самоуверенный, но восхищает, как быстро дитя обретает веру в свои силы. Колобок безусловно является носителем нравственных ценностей, но, конечно же, не в виде плакатов и татушек. Иначе в народных сказках и не бывает. Поэтому-то их надо не просто прочитать – и пошли дальше, а сто раз обсудить с ребенком. Думаю, что наихудший вопрос в этом случае – «Тебе нравится Колобок?» В прежние времена школьные учителя, воображая себя новаторами, любили давать сочинения на совершенно глупые темы, вроде «За что я люблю Наташу Ростову (Андрея Болконского, Пьера Безухова, Евгения Базарова и т.д.)?», «Почему мне нравится Чацкий (Печорин, Онегин и т.д.)?» Разве нормальный школьник будет отвечать на эти вопросы искренне? Можете быть уверены: ответит так, как ожидает учительница. Только самоубийца рискнет высказаться в поддержку Наташи Ростовой, когда она в порыве страсти была готова бежать из отчего дома под венец с Анатолием Курагиным. Если вы хотите получше узнать своего ребенка, спросите следующее: «Что бы ты сказал Колобку пока он на подоконнике? Что бы ты посоветовал, встреться с ним на лесной тропинке?» Поверьте моему опыту: мы абсолютно не знаем, что творится в голове наших детей, как и о чем они думают, пребывая в наивной уверенности, что ребенок – открытая книга. Когда я прочитала повести моей дочери, то испытала настоящий шок. Это был совершенно другой человек, не та Марина, которую я знала. Правда, она меня утешила, дескать, не переживай, я совсем другая, чем мои книги, более стойкая, спокойная и благоразумная. Думаете, я ей поверила? Только отчасти. Итак, дорогие родители, бабушки-дедушки, хорошенько подумайте над формулировкой вопросов. Совершенно очевидно, что предложенные мной нуждаются в корректировке. Почему? Потому что ими мы оставляем ребенка один на один с трудной ситуацией, к которой он ни психологически, ни морально не готов. Вопрос должен быть поставлен так, чтобы малыш чувствовал вашу поддержку и присутствие. Догадались, как надо спросить? Правильно, употребив местоимение «мы»: «Что бы мы с тобой посоветовали милому Колобку?» И не надо о встрече с ним. Выбросьте эту часть вопроса. Ребенок прекрасно понимает, насколько опасна тропинка, по которой катится колобок. Так стоит ли встречаться с Колобком именно на той? Очень хорошо, если ваш сын (дочь) сохранит и разовьет чутье на опасность в юношеские годы, когда его готовы будут «съесть» алкоголь, марихуана, ЛСД и прочие «звери». Какую логическую песенку вы ему дадите в детстве, той он и будет пользоваться. Колобок нашел ее самостоятельно. Перед ним открывались вполне благополучные перспективы. Но оказывается, что одной «песенки» мало, надо иметь про запас несколько. Жизнь, как известно, полна неожиданностей, и на твою магию найдется более мощная.

Беззащитного Колобка постигла жестокая участь. То, что применила к нему Лиса, называется НЛП – нейро-лингвистическое программирование. Заметьте: наш певун по доброй воле прыгнул на носик, а потом на язычок коварной Лисы. Финал знают все. А если не знаете, нетрудно догадаться, что концерт закончился быстро. Лиса великолепна в своем искусстве тонкой лести, живого интереса к песенке, которую – ах, досада! – мешает лучше услышать слабый слух («Помоги мне, Колобок!»). Со стороны ясно, что Колобком явно манипулируют, но сам он не видит психологические щупальца, которые тянут его к смерти. И пропал казак!

Именно в такой ситуации может оказаться ваш ребенок, да и любой из нас, когда некто милый предложит наркотик. «Попробуй, парень. Ну что ты теряешь? Слови кайф. Хоть будешь знать, что это такое. Один только раз. Знаешь, как здорово». Вот здесь – ни шагу вперед! Сладкоголосые сирены не перевелись, они даже усовершенствовали свое мастерство – кушать-то хочется. Хитроумный Одиссей залепил своим спутникам уши воском, а себя приказал привязать к мачте. Проще говоря, заранее подготовил сиренам большую фигу с надписью «Нет!» Зато остался жив. Вот пример, достойный подражания.

Пусть сказка Колобка станет тем предупредительным выстрелом, психологическим, разумеется, который в дальнейшем позволит вашему ребенку не постесняться сказать «нет» сиренам, лисам, милым дядечкам, своим парням и подружкам, если он почувствует легкое прикосновение манипулирующих щупальцев.

Я не психолог и не мыслитель, поэтому прислушиваюсь к мнению специалистов. А они говорят, что судьба человека закладывается в детстве, т.е. где-то до шести лет. Это время сказок. Так используйте их! Вы видите, что в зависимости от ситуации сказку можно повернуть в любом нужном вам направлении. Но для этого нужно правильно научиться задавать вопросы. Каким образом? Я знаю только два метода. Это наш знаменитый метод проб и ошибок, опасный тем, что далеко не все способны увидеть ошибки, проанализировать их и исправить. Второй – изучение специальной психологической литературы, предназначенной для родителей. У вас как будто откроются глаза. Вы почти сразу поймете, насколько мы психологически безграмотны в сфере общения. Большинство стереотипов, которыми мы пользуемся, как специально направлены на подавление личности, формирования у ребенка комплекса Неудачника. Эти наши ужасные «Не трогай!», «Отойди!», «Смотри под ноги!», «Отстань!», «Кому говорю, пей! Глотай! Кусай! и т.д.», «Прекрати реветь!», «Замолчи!» кого угодно сделают невротиком. А ведь их спокойно можно перевести в другую плоскость. Например, запрет «не трогай» трансформируется в вопрос «Хочешь посмотреть? Давай посмотрим. Только очень аккуратно, а то вазочка может разбиться».

Итак, что бы вы посоветовали Колобку на пороге выбора?

А был ли у Колобка выбор?
Странный вопрос, ведь мы уже обозначили дилемму: остаться на подоконнике родной избы или двинуться в путь. Чем не выбор? Кто-то пожмет плечами и скажет: «Разумеется, это был его выбор. Он сам виноват в своей судьбе».

Не могу не сделать отступление.

Дорогие читатели, вас не забавляет или, наоборот, ужасает сегодняшний вошедший в моду обычай с важным видом изрекать «Это твои (его) проблемы», «Это его (твой, мой) выбор»? Бездумно подхваченные фразы не так уж безобидны. На мой взгляд, ими прекрасно прикрывают равнодушие к судьбам людей. Пишет диссертацию, а не зарабатывает деньги? Замечательно, его выбор. Разводит коров и забросил науку? Великолепно, это его выбор. Пьет горькую? Опять же его выбор. Колется? Его, его выбор! Убил? Что, и это тоже его выбор? Или уже его проблемы? А сколько искалеченных судеб осталось позади? Благодаря СМИ фраза возведена чуть ли не в ранг декларации о свободе личности. Право на свободный выбор и свободное волеизъявление – священная корова демократии. Кто спорит. Но есть настоящий выбор и есть видимость выбора. Последнюю ситуацию народ с присущим ему юмором обозначил пословицами «Хрен редьки не слаще», «Что в лоб, что по лбу». Говорят еще о двух сапогах на одну ногу, причем левую.

Несколько сомнительный был выбор у героя троянской войны царя Итаки Одиссея. Ему надо было проплыть через узкий пролив между чудовищами Сциллой и Харибдой. Он предпочел Сциллу. Шестиглавая Сцилла успела схватить с корабля и сожрать только шестерых спутников Одиссея. Харибда с ее чудовищной пастью поглощала все и всех, но Одиссею удалось спастись. Совершенно свободный выбор существовал для сказочного витязя на распутье. Здесь тоже надо было думать, чтобы выбрать правильную дорогу. А былинный богатырь Илья Муромец не ломал голову. Он поочередно испытал себя на трех дорогах, где убиту быть – и сам разгромил гнездо разбойников, где женату быть – и наказал коварную девицу, улавливающую в свои сети царей, королей и богатырей, где богату быть – и весь найденный клад потратил на строительство в Киеве соборной церкви.

А вот у Колобка была только видимость выбора. Уж коли тебе суждено быть съеденным, то сколько ни бегай – от судьбы не уйдешь. Что бы ты ни выбирал – подоконник или лесную дорожку, конец известен. Предположим, Колобок всеми силами стремится избежать рокового предначертания, и кажется, что на первых порах ему это даже удается. Но установленная судьба неумолима. Сколько бы ты ни бросал ей вызовов, она дождется своего. Свершилось! Последнее, что увидел Колобок в своей короткой жизни – ужасную разинутую пасть, в которую он канул вместе со своей песенкой.

Странная параллель
История сказочного Колобка странным образом соотносится с трагической историей царя Эдипа. И это несмотря на то, что первый всего-навсего ха-ха! хлебобулочное изделие, а второй, склоняем головы, – сын фиванского царя Лая, впоследствии сам царь. Что же у них общего? Оба убегают от судьбы, оба подтверждают истину: что на роду написано, то и будет. Усилия тщетны. Убегая, все равно уверенно приближаешься к тому, чего не миновать.

Напомню биографию Эдипа. Бедный ребенок с рождения был обречен на страдания. Его отец, страстно желавший иметь наследника, получил предсказание, что он умрет от руки сына. Естественно, Лай не пришел в восторг от такой перспективы и благоразумно решил остаться бездетным. Наивный! Однажды, в состоянии опьянения, он потерял контроль над желанием, поддался минутной мужской слабости и невольно зачал сына. Чрез три дня после рождения заботливый отец велел бросить ребенка в реку. А чтобы дитя случайно не выплыло, проколоть ему икры. Есть несколько версий спасения мальчика, но все они с одним финалом. Ребенок очутился в Коринфе у царя Полиба. Царская семья воспитала его как собственного сына, два имя Эдип, что значит «с опухшими ногами».

Поворот в судьбе Эдипа начался, когда подвыпивший горожанин назвал его подкидышем. Естественно, приемные родители все отрицали. Но Эдип не успокоился. В те времена узнать правду о себе было проще простого. По всей Греции возвышались храмы с оракулами-предсказателями. Эдип отправился в храм Аполлона к дельфийскому оракулу, чтобы узнать, кто его настоящие родители. Видимо, оракулы все же точных справок не давали, но раз человек пришел, то кое-что ему сообщали. К своему ужасу Эдип получает ответ, что станет убийцей отца и женится на собственной матери.

Было от чего потерять соображение. Эдип тут же решил, что предсказание относится к коринфским родителям (приемным), решает бежать от них куда подальше и поискать счастья на чужбине. Не тут-то было! По дороге он встречает какого-то знатного господина на колеснице, в пылу ссоры убивает его вместе со всеми слугами, кроме одного, незаметно ускользнувшего. Как видим, древние греки сдержанностью не отмечались. Оскорбившийся господин огрел Эдипа скипетром, тот в ответ шандарахнул тяжелым дорожным посохом и убил старика, не подозревая, что перед ним настоящий его отец – фиванский царь Лай. Продолжив путь, и у стен Фив Эдип натыкается на чудовище Сфинкс с лицом и грудью женщины, телом льва, крыльями птицы. По одной версии, Эдип победил Сфинкс в бою, по другой – разгадав ее знаменитую загадку, кто из живых существ утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех. Услышав правильный ответ – «Человек», опозоренная людоедка сложила те самые крылья, в отчаянии камнем бросилась в пропасть и разбилась.

Радостные фиванцы тут же избирают Эдипа царем, по традиции дают ему в жены вдову царя, якобы, по словам спасшегося слуги, убитого разбойниками. Так в точности сбылось предсказание. Ни о чем не догадываясь, Эдип женился на собственной матери. Жестокая правда открылась через много лет. Эдип сумел установить, чей он сын, кого убил на перекрестке трех дорог, с кем находился в счастливом браке, став отцом четверых детей. В ужасе от содеянного Эдип ослепляет себя, фиванцы изгоняют его из города. Уже не противясь Судьбе, несчастный идет в Колон, где, как и предсказано, в священной роще Эвменид (греч. благожелательные богини) должен завершиться его скорбный путь.

Сказки склонны ориентироваться на мифологические образцы, но, как правило, представляют их в несколько сниженном виде, а то и вовсе в комическом варианте. Возможно, сказка про Колобка одна из многочисленных версий сюжета «от судьбы не уйдешь», причем в самом что ни на есть гротескном выражении, когда героем является ожившее хлебобулочное изделие, возомнившее о себе невесть что. Чувствуете дистанцию? Мы можем гордиться. Наша простейшая сказка – последнее звено в развертывании мирового сюжета. Дальше, как говорится, идти некуда. Поставлена последняя точка в бесконечной многовариантной мировой драме. Теперь можно огласить ее название: «От Эдипа до Колобка». Так еще раз подтверждается старая истина: история начинается как трагедия, а завершается фарсом. Правда, у меня язык не поворачивается назвать Колобка комическим дублером трагического Эдипа. Скорее это трагикомедия, столь характерная для жизненных поворотов.

Но это еще не все
Внимание! Мы с вами находимся у истоков этикета. Этикет – это, проще говоря, правила поведения при общении. В данном случае перед нами этикетная ситуация под названием «встреча». Что мы с вами говорим при встрече? Разумеется, «здравствуйте», потому что не собираемся есть друг друга, хотя мысли могут быть самые разные. Не исключено, что один из собеседников как раз только и мечтает «съесть» другого («посидеть», оболгать, пустить слух и т.д.).

Сказочное общество далеко от идей равенства и братства, но по-своему справедливое. Каждый знает свое место в пищевой цепочке, но вместе с тем знает и общественный договор. Он, конечно, очень странный, но все же лучше звериных обычаев. Суть договора состоит в обязательном оглашении намерений со стороны верховного звена. Вот и первый же встречный, т.е. заяц, который по статусу выше Колобка, откровенно говорит: «Колобок, колобок! Я тебя съем». Вспомним, что князь Святослав никогда не нападал на противника без предварительного сообщения: «Иду на вы!» Да и потом объявления войны останутся нормой в отношениях между государствами. Иные случаи относятся к категории «вероломного нападения».

Что это дает противной стороне, в сказках – потенциальной жертве? Возможность сориентироваться, спросить себя, и хочу ли я в данный момент быть съеденным? Я, конечно, понимаю, такова моя доля, от этого не уйдешь, вряд ли я доживу до глубокой старости и умру в собственной постели в окружении правнуков, но пусть случится не сейчас, а попозже. Как достичь желаемого? Откупиться. И колобок откупается. Песенкой. Глупость? Ничуть. Если учесть, что в глубокой древности песни и танцы считались полноценным даром богу, способом и формой связи с божеством. В свою очередь от него тоже чего-то ожидали, например удачи на охоте, рыбалке, богатого урожая на поле и т.д. Заметьте, что во время пения заяц, волк и медведь сто раз могли закусить Колобком. Но они этого не сделали, потому что следовали правилам: слушаешь песенку, значит принимаешь выкуп.

Случай с лисой показывает: даже переходя улицу на зеленый свет, посмотри по сторонам. Всегда найдутся ловкачи и провокаторы, которые обведут тебя вокруг пальца. Вот и лиса может сказать: «Ваша честь, не виноватая я. Он сам пришел. Не собиралась я его есть. Неужели бы я промолчала, не сказала этикетную фразу, если бы имела гастрономические намерения? Упаси бог! Это чудовище само прыгнуло мне на язык, никто его не тянул. Простите, ваша честь, не знаю, как все получилось. Наверно, нечаянно. Да, да, нечаянно, инстинкт глотательный сработал. Заморочил он мне голову своей дурацкой песенкой. Горе мне, бедной! Из-за этого проходимца такой позор!»

Как вы думаете, каким будет решение судьи? В пользу Колобка (посмертно) или Лисы, которую оправдают и вдобавок освободят от содержания осиротевших стариков?

Сказка «Колобок» интересна тем, что сохранила образ нерасчлененного архаического сознания, для которого, по всей видимости, не было принципиальной разницы между общением с человеком, природным объектом, сверхъестественным существом, животным и рукотворным изделием. Никакого равенства между ними не существовало, потому-то и вырабатывались определенные правила и предписания, регулирующие общение. Схемы поведения сказочных персонажей относятся к далекому прошлому, той эпохе формирования законов общежития, плоды которой мы пожинаем и по сей день. В этом смысле сказки позволяют многое понять в нашем теперешнем поведении и в отношениях с окружающими.

И наконец!
Наконец-то после всех заморочек я открою вам тайну Колобка. Но для этого надо сначала ответить на вопрос, для кого предназначалась сказка. Чтобы потянуть время, приведу высказывание русского фольклориста Ю.?.Круглова. Он написал вступительную статью к тому «Сказки», изданному в серии «Библиотека русского фольклора» (Кн.1.М., 1988). В частности, уважаемый ученый советует: «Читая сказки о животных, надо задуматься над тем, с какой целью была создана каждая из них, и тогда почувствуешь, что за внешней простотой, незамысловатостью содержания скрываются глубоки, жизненно важные идеи, составляющие суть мораль-кодекса народа.

Часть сказок явно создана в назидание ребятам. О чем, например, сказка «Колобок»? О неразумном хвастовстве, граничащем с глупостью» (с.16).

И это вся мудрость? Глубокая, жизненно важная идея? Разумеется, допустимо и такое истолкование сказки. Но мы-то хотим дойти до самой сути, т.е. выяснить истоки вымысла, ту вполне реальную почву, на которой он возник и разваился. Эта почва – внимание! – обряд жертвоприношения, и сказка предназначалась дл яушей жертвы – Колобка!

Вспомним, с чего начиналась сказка. С описания ужасающей бедности стариков: «Жил-был старик со старухою. Просит старик: «Испеки, старуха, колобок». – «Из чего печь-то? Муки нету». – «Э-эх, старуха! По коробу поскреби, по сусеку помети, авось муки и наберется». Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела, и набралось муки пригоршни с две. Замесила на сметане, изжарила в масле и положила на окошечко постудить» (там же, с.80-81).

Заметьте, оказывается у стариков все было, кроме зерна, муки и хлеба. Это то, чего им не хватало, но хотелось иметь.

В кризисных ситуациях, подобных отмеченной, наши предки прибегали к жертвоприношениям. Так, божеству охоты они жертвовали часть добычи. Считалось, что все вернется сторицей, но только если жертва дойдет до адресата и будет им съедена. Поэтому-то, например, абхазские охотники просили у бога: «Не предлагай мне, Ажэпшаа, то, что ты не ел и не брал, а то, что ты брал и съел, не пожалей для меня». Тушу жертвенного животного не рубили, а расчленяли по суставам. Верили, что тогда оно возродится в виде приплода или иным образом. Естественно, что часть жертвы съедали сами, ибо акт поедания, как и сжигания , соответствовал акут передачи жертвы богу.

Нетрудно догадаться, что божеству урожая, зерна, хлеба жертвовали хлеб. «Положила на окошечко» ¬¬– не случайная деталь, хотя сопрягается с бытовым объяснением, дескать, «постудить». На самом деле именно окно считалось каналом связи с потусторонним миром. Белорусы до сих пор на Коляды ставят на окно часть кутьи, каши из неразмолотых зерен, для «душечек», святых Дедов, чтобы «покормить» их и тем самым заручиться поддержкой в хозяйственных делах. Стоять пд окном означало быть посланцем Бога. Запрещалось плевать через окно, выбрасывать мусор и т.д., чтобы ненароком не попасть в ангела, который якобы стоит под ним. С другой стороны, на небе тоже есть свои окна для небесных светил.

Но вот еще одна пикантная деталь: все, кто убивал, расчленял и съедал жертву, автоматически считались осквернителями, поскольку в данный момент жертва богу отождествлялась с самим богом. Так и в христианстве: во время причастия хлеб отождествляется с телом Господним, а вино – с кровью.

Выход из ситуации был найден, и он поражает своей изобретательностью: его суть состоит в перенесении вины с настоящих убийц на поедателей условных. Так, сибирские охотники во время «медвежьего» праздника уверяли медведя, что его убили не они, а соседи, русские, наконец, просто ружье. Еще раньше в Афинах, жертвуя быка Зевсу во время обряда «будгоний» т.е. быкоубийства, разворачивали в обратном направлении целую цепочку виноватых в смерти быка и завершали ее бессловным топором. Его судили и казнили: бросали со скалы в море.

Существовал и другой вариант, когда в содеянном обвиняли саму жертву. Например, в колядных песнях, которые сопровождали обрядовое представление смерти и оживания козы, говорилось, что она сама виновата в своей смерти. Неразумную козу предупреждали, можно сказать, умоляли не ходить под то село, где живут лихие стрельцы-бойцы, только и мечтающие убить козоньку. Она не послушала добрых советов и вот вам результат: козоньку убили, шкуру облупили и т.д.

Реальность обряда такова, что хлебный колобок съедался, как съедались блины на масленицу, куличи на пасху, каравай на свадьбе, самое разнообразное печенье («козульки», «коровки») на Коляды и т.д. Но при этом ему морочили голову, рассказывая сказку, где виновницей смерти выставлялась лиса, а не люди. «Спасибо, колобок! Славная песенка, еще бы послушала! Сядь-ка на мой язычок да пропой в последний разок», – сказала лиса и высунула свой язык.

Колобок сдуру прыг ей на язык, а лиса – ам его! И скушала». Здесь ключевое слово – «сдуру», т.е. где-то ты и сам, дорогой, оплошал. Дурной называют и козу в колядных песнях. Оба персонажа проявили редкостную беспечность и неосмотрительность, за что и поплатились. Во всяком случае им стараются внушить эту мысль. А на самом деле? На самом деле…

Колобок бессмертен
Зерна истины скрываются в мифологии. А мифоритуальная истина такова, что смерть жертвы есть ее возрождение, поскольку она побывала в сфере божественной силы. Что бы ни съедалось во время магических обрядов плодородия, оно возрождается вновь – в виде телят, ягнят, цыплят, поросят, богатого урожая на полях.

Пусть нам будет утешением, что на самом деле жизнерадостный колобок бессмертен, как бессмертное зерно. Его ведь тоже «поедает» земля, но каким могучим красавцем колосом возвращает людям!

Мария Кораблёва,
кандидат филологических наук


1. Традиционная культура, отцы и дети: старые и новые проблемы.
2. Трагический Колобок.

Сайт создан в системе uCoz