Фальклорная практыка

ДНЕВНИК
ФОЛЬКЛОРНОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТА 1 КУРСА ОТДЕЛЕНИЯ РУССКОЙ ФИЛОЛОГИИ СТОТИКА ЕВГЕНИЯ
(29. 06. 05. – 18. 07. 05)


Когда я узнал новость о том, что всем нам придётся проходить фольклорную практику, то настроение моё изрядно подпортилось. Перспектива ходить по деревням с блокнотом в руках, просить не всегда дружелюбно настроенных, глуховатых и туго соображающих старушек спеть или рассказать что-нибудь, отнюдь не казалось мне привлекательной. К тому же деревенские «пацаны» не очень-то любят горожан, а тем более образованных (чего, правда, обо мне не скажешь) и могут своими немытыми кулаками доказать своё мнимое превосходство над последними. Однако, когда я уже вовсю фантазировал о предстоящих летом авантюрных мероприятиях и подумывал над тем, не приобрести ли мне где-нибудь пневматический пистолет, какой-то добрый человек (не помню, кто) сказал, что практику мы будем проходить в фольклорном архиве. Я жутко обрадовался, когда услышал это и понял, что всё просто чудесно. Всё оказалось не совсем чудесно, но гораздо лучше, чем я себе представлял.

28.06.
У нас была консультация, где мы познакомились с нашей руководительницей – Морозовой Татьяной Анатольевной. Также нам было рассказано, чем же мы будем заниматься эти 84 рабочих часа в архиве. Мягко говоря, я не совсем понял. Ещё нам («нам» – это уже представителям лучшей половины человечества, т. е. мужчинам) сказали взять сменную одежду, т. к. придётся перетаскивать всякие «большегрузные» и «большегрязные» предметы Договорились где встретимся и разошлись.

29. 06.
Едва я пришёл на место общего сбора, меня тут же отделили от массы прекрасной половины человечества и сказали, чтоб я переоделся (что мною тут же было произведено) и отправили ещё с двумя парнями с белорусской филологии на выполнение более сложной работы. Нас отвели в ещё одно место, где располагался фольклорный архив, дабы мы применили все наши силы для перетаскивания мебели из одной комнаты в другую. Что мы довольно быстро и сделали. Слегка уже разгорячённые и готовые к новым трудностям, мы пошли за очередной порцией того, что из обезьяны сделало человека, в место дислокации нашего всесильного руководства. Однако нас не только сразу же отпустили домой, но и освободили от следующего рабочего дня, мотивируя это тем, что мы быстро управились. Надо сказать, это не могло меня не обрадовать, т. к. завтра у меня пересдача экзамена и освобождение избавляло от надобности отрабатывать пропущенный день.

30. 06.
Я успешно пересдал экзамен и, радостный, ушёл домой. Чем там девчонки занимались – без понятия. Да и какая разница? Я ведь экзамен сдал!

1. 07. 2005.
Сегодня шёл на практику заинтересованно. Интересно, чем это я таким буду заниматься? Ага, перебирать архив! Набираться фольклорного опыта. Ну да, в прошлый раз я набрался опыта по самое «не хочу», перетащив шкаф с фольклорным материалом ?!
В общем, после того, как все отметились, мы пошли в лабораторию на нашем факультете. Мне сразу же отвалили здоровенный ящик из шкафа, полный карточек, и сказали, что я должен считать всё это да ещё и просматривать каждую карточку и откладывать карточки других жанров в сторону.
До этого в своей жизни я никогда не считал больше, чем до ста, а тут… Ну, ничего страшного! Я сразу определился со своим рабочим местом, взял себе стул и вперёд! Ящик огромный, работа выглядела скучной, но я наловчился довольно быстро отмечать на листике каждую отсчитанную сотню карточек, да ещё одновременно одним ухом слушать плеер, а другим – разговоры своих коллег. Прям, Юлий Цезарь!
Сегодня я успел пересчитать ящик «вясельных песень» и начать другой. Т. е. пересчитал около 2000 карточек, чем и горжусь. Время от времени к нам заходило руководство, чтоб справиться, как у нас идут дела и получить ответ: «всё великолепно». Так и прошёл первый день. Девушки всё время чихают и жалуются, что они устали. Странные люди, эти женщины, как будто такая уж сложная работа?!

4. 07. 2005.
После хороших выходных я с новыми силами пришёл на работу. Когда я зашёл в здание общежития, где располагался «отметочный» кабинет, то застал там волнующуюся массу девушек, которые как-то странно перешёптывались. Узнав, что руководство отсутствует, я понял причину волнений. Нету, так нету! Подождём. Подождали. Где-то в 10. 30 объявился один сотрудник архива, как-то странно посмотрел на нас и спросил, чего это мы тут все стоим, работы мало что ли? Мы доходчиво объяснили ситуацию. Мужчина впал в глубокую задумчивость. Думал он как-то подозрительно долго, я уж решил, что, может, он заснул с открытыми глазами. Но нет, неожиданно им была изречена какая-то избитая фраза о том, что пахнет скандалом. Скандалом не пахло вовсе, а вот госпожа Лень прямо-таки распространялась анаэробным путём и вскоре заразила всех. Кто-то предложил отметиться и разойтись. Видимо, бактерии Лени попали и в организм сотрудника, но он, похоже, обладал стойким иммунитетом. Тем не менее, предложение было принято и нас стали отмечать. Где-то к завершению процесса отмечания, мужчина задал прямо-таки смешной вопрос: будем ли мы работать, хотя спрашивал довольно безнадёжным голосом. В общем, сегодня работы не было.

5. 07. 2005.
Сегодня, несмотря на надежды трудящихся масс, руководство присутствовало. Пришлось снова взяться за пересчёт фольклорных единиц. В общем, всё как обычно, ничего интересного. Посчитал всего один ящик.

6. 07. 2005.
Сегодня…э…, как и вчера. Карточки, жанры, пыль и жара. Татьяна Анатольевна не познакомила нас с ещё одним сотрудником – Каратаем Виктором Константиновичем. Он рассказывал нам всякие интересные истории о своих приключениях в годы прохождения фольклорной практики. Время пролетело быстрее. Да и рабочий день прошёл быстрее.
Как быстро жизнь летит!

7. 07. 2005.
Карточки, карточки, карточки…
Числа, числа, числа…

8. 07. 2005.
Неужели?! Последний рабочий день! Правда, только этой недели, но впереди выходные! Сегодня мы закончили с нашими шкафами. Что же будет дальше? Татьяна Анатольевна упоминала про какие-то припевки, которых очень много. Видимо, придётся заниматься ими. Но сперва нам нужно было перетащить «пересчитанные» шкафы в другую комнату. Для этого нужно достать все ящики, перенести шкаф (и ящики) и вставить всё на место. Что мы и сделали. Девушки тут же расселись и стали болтать. Нас же (парней) тётя Таня (не Татьяна Анатольевна, которая уехала в командировку, а девушка, которая работает в архиве, забыл отчество) увела в другой корпус, чтобы мы перенесли всякий хлам «оттуда» «сюда». Это оказались папки с фольклорным материалом, видеокассеты, коробочки и прочее. Всё это было перенесено нами, после чего все мы были отпущены домой. Я успел пробежаться глазами по нескольким дневникам. И чего там только не пишут! Всякую чушь, вроде: «Я ела то-то то-то на завтрак, днём легла, во столько-то легла спать». Что за бред? Как только не наловчатся студенты заполнять пустоту!
Хотя некоторые дневники были очень даже неплохо оформлены, с рисунками и фотографиями. Мне даже понравилось!

11. 07. 05.
Сегодня мы уже взялись за припевки. Я с коллегами принёс мнооого карточек с припевками, к великому недовольству прекрасной половины. Несмотря на это, осталось их в другом корпусе не меньше.
Закончив с работой физической, пришлось заниматься интеллектуальной, причём не просто счётом, а уже с пониманием, чего считаешь. По настоянию Виктора Константиновича мы начали классифицировать припевки по районам. Занимались этим делом мы довольно долго. Ко второй половине В. К. предложил ненавязчивым тоном распределить их по жанрам. Недобрые взгляды так и посыпались на него. Это что же, мы зря работали до этого? Ничего не поделаешь, понуро опустив головы, мы принялись за работу. Теперь уже нужно внимательно читать каждую карточку и, анализируя текст при помощи своих скудных познаний в области фольклора, определить жанр. «В случае затруднения, читать вслух и всем вместе думать», – предложил Виктор Константинович. Я этим советом не воспользовался, а обращался к своему куда более эрудированному, чем я, коллеге, который любезно помогал мне в сложной ситуации. Этот вид работы куда сложнее и скучнее. Начались суровые трудовые будни.

12. 07. 2005.
Подавляющее большинство припевок – на любовную тему. Эта куча росла гораздо быстрее остальных. С некоторыми припевками было совсем туго: жанр определялся с большим трудом. Таких припевок было много (лично у меня).
Когда вчитываешься, начинаешь замечать всякие каверзные вещи в самих карточках. Очень много припевок было довольно-таки откровенного содержания, а некоторые просто смешные. Лидировали припевки с деревни Мотоль (не помню район). Уж тут-то встречались просто шедевры. А на улице стояла жуткая жара. Виктор Константинович рассказал нам, что видел сегодня, как милиционеры падали в обморок.
Не скажу, что сочувствую.

13. 07. 05.
Сегодня у нас в гостях было начальство свыше в лице Вячеслава Петровича Рагойши и ещё одной женщины (уж извините, забыл имя!). Начальство посмотрело на процесс нашей работы, задало нам пару вопросов и скрылось из виду, дабы не отвлекать нас от работы. Надо сказать, что сегодня я был довольно уставшим. Вчера провожал друга в армию, я даже дома не ночевал, сразу пришёл от него на практику. Причём, друга-то так и не забрали, т. к. он пару дней назад подвернул ногу и с утра, когда всех уже увозят, он был комиссован до осени. Вот так!
А я пришёл на практику с вещами, в т. ч. и с гитарой. Все меня уговаривали играть, поэтому в начале рабочего дня я не работал, а играл на гитаре. Пока не пришёл Виктор Константинович ?. Пришлось сесть за сортировку.
В перерыве В.К. сказал, что гитарист (т. е. я) что-нибудь нам споёт. Странно, я так не думал ?. Поэтому петь отказался.

14. 07. 05.
Сегодня работа двигалась довольно быстро. Может, потому что осталось 2 дня? Или просто все уже наловчились? И то, и другое. Ввиду хорошей продуктивности нас даже пораньше отпустили. Девчонок, правда, попозже. Нас (парней) забрали опять в то место, где в начале практики мы перетаскивали шкафы и прочую мебель из одной комнаты в другую. Теперь там сделали ремонт, а нужно было перетащить всё обратно. Это оказалось сложнее. Мы втроём под руководством Татьяны Анатольевны провозились довольно долго с передвиганием всего этого. Особенно много проблем доставил старый шкаф, который так и грезил развалиться при каждом прикосновении к нему. К тому же, этот странный объект, похоже, обладал зачатками интеллекта, т. к. его сломанная верхняя дверца открывалась только при приближении к нему, как будто он хотел ударить вас.
Мой коллега дважды подвергся атакам со стороны обиженного шкафа, но всё обошлось. Закончив со всем этим «передвиганием», мы были отмечены и отпущены домой. А девушки остались в корпусе заниматься премного полезным перебором жанров. Завтра последний День!

15. 07. 05.
Сегодня последний день – знаменательное событие. Но мы должны успеть доделать оставшуюся работу, иначе придётся приходить ещё в понедельник.
Тем не менее, остаток мы рассортировали за полдня и торжественно занесли «сортированный материал» в комнату начальства. Разобравшись со всем, мы были отмечены и отпущены на свободу. Нас поблагодарили за выполненную работу и пожелали хорошо отдохнуть. Вот и всё. Все дела. Практика прошла быстро и безболезненно.


1. Багданава Алена.
2. Замскі Аляксей.
3. Кузняцова Таццяна.
4. Стоцік Яўген.

Сайт создан в системе uCoz