Рассякаючы хвалі часу: Нашы і пра Нашых

Моя учительница Татьяна Карташова


Дарья Скируха,
студентка филологического факультета,
специальность «Русская филология»

Меня всегда вдохновляют сильные люди, которые хорошо знают своё дело и любят его. За такими хочется идти. Их хочется слушать. И мне очень повезло, что в моей жизни есть такой человек, который к тому же сыграл значительную роль в моей судьбе!

Но сначала позвольте немного рассказать о себе.

Мне 20 лет, и я учусь на первом курсе филологического факультета. Почему в девятнадцать лет я только на первом курсе, ведь обычно поступают в вуз в 17 лет? А потому, что я уже имею диплом … экономиста.

Но с самого детства меня привлекал труд преподавателя. Возможно, по той причине, что все мои школьные учителя были хорошими людьми, добрыми, человечными, умными и в то же время разумно строгими, сильными. Может быть, и потому, что я любила учиться, особенно нравились мне языки.

Уже во 2-ом классе я, подражая первой школьной учительнице, учила маму по вечерам читать на французском, хотя в школе она изучала немецкий. Но больше всего я любила русский язык и даже «словарные слова» писала на «десятки», хотя специально их не учила. Просто чувствовала, как нужно писать, – и всё. И я помню тот день, когда моя первая учительница распределяла нас на олимпиады.

– Егор пойдет на математику,– сказала она, – Даша на белорусский, а Вика на русский. Есть вопросы?

Мне очень хотелось пойти на олимпиаду по русскому языку, но я не могла возразить учительнице, которая свой выбор объяснила мне так: «Белорусский язык ты знаешь в классе лучше всех».

С пятого класса меня стали отправлять на олимпиаду по французскому языку. Три года подряд первые места в районной олимпиаде, но большого удовольствия это мне не приносило. Я всегда мечтала попасть на олимпиаду по русскому! Но меня отправляли на французский. И родители были только «за». «Надо продолжать, если получается!» – говорили они.

Французского в моей жизни было много: образцовый франкофонный театр, олимпиады, лагеря с французским языком обучения, школьные мероприятия, посвященные французскому языку, каждый день урок французского, игры на французском языке…


Татьяна Алексеевна Карташова

В конце девятого класса мама спросила у меня, кем бы мне хотелось быть. Я четко сказала, что я хочу преподавать русский язык и литературу. Но мама сначала как будто этого не расслышала, а потом начала говорить о всех трудностях работы учителя-филолога. Моя мама – главный бухгалтер. Она посоветовала мне продолжить обучение в Новогрудском торгово-экономическом колледже. Образование там получают действительно достойное, я это знала. Хотя мне не хотелось туда поступать, пойти наперекор маме в пятнадцать лет нелегко. Она как-то уговорила меня.

Но я тогда и не могла предположить, что экономический колледж – это стартовая ступень в реализации моей мечты… о профессии учителя русского языка и литературы!

Как сейчас помню первую пару по русскому языку. Когда Татьяна Алексеевна Карташова провела занятия, я сразу почувствовала, что это такой человек, который и сам горит, и других зажигает своей любовью к тому, что делает. Хотя я ее совершенно не знала, но интуитивно поняла, что должна была поступить в торгово-экономический колледж хотя бы для встречи с таким Учителем.

Когда Татьяна Алексеевна спросила у нас, будущих экономистов, бухгалтеров, техников-экономистов, пишет ли кто-нибудь стихи и есть ли желающие участвовать в олимпиаде по русскому языку, я сразу подняла руку.

Мне было 16 лет, когда я всерьез начала заниматься русским языком. Обычно к олимпиадам в школах начинают готовиться гораздо раньше, и я понимала, что шансов достичь многого у меня очень мало. Но я так давно об этом мечтала, поэтому готовилась с огромным желанием и интересом и в результате заняла 3-е место в районной олимпиаде. Это была первая маленькая победа. Счастье, не иначе.

Самым любимым моим занятием в общежитии было объяснение правил по русскому языку одногруппникам. Так как получить хорошую оценку по этому предмету в колледже можно было только тогда, когда знаешь материал, некоторые ребята приходили в мою комнату, и я объясняла сложные для них правила, находила ассоциации, чтобы было понятнее, пыталась рассказывать правила в рифму. Я видела прогресс и понимала, что у меня получается учить других. Это вызывало большую радость.

Но первый курс подходил к концу, а на втором русского языка, как и других общеобразовательных школьных предметов, не будет. У меня ведь специальность «банковское дело», и впереди – специальные дисциплины: экономика, банковские операции, бухгалтерский учет в банках, денежное обращение…

По русскому языку я получила «десять» (эта отметка, которой я горжусь, теперь записана в приложении к моему диплому экономиста). Татьяна Алексеевна дала мне на каникулы целую сумку классической литературы, поэтому лето было незабываемым: Ремарк, Толстой, Есенин, Бродский, Достоевский…

На втором курсе еще можно было участвовать в олимпиаде по русскому языку вместе с одиннадцатиклассниками. Снова третье место. Я не расстроилась из-за места. Больше всего меня огорчало отсутствие моих любимых предметов: русского языка и литературы; к тому же без общения с Татьяной Алексеевной я свой жизни не представляла. Поэтому каждый четверг приходила к своему преподавателю, и мы вместе проводили консультации для первокурсников, принимали «отработки», слушали и оценивали отвечающих. Кто-то после занятий бежал в общежитие, а я бежала к ней учиться и учить. И, признаюсь, дома не раз читала русскую литературу вместо того, чтобы выполнять домашнее задание по экономике…

Зимой я приняла окончательное решение и, приехав домой, сказала маме, что после колледжа поступлю на филологический факультет, чтобы потом преподавать русский язык и литературу, потому что хочу заниматься любимым делом. Мама ничего не ответила, потому что, видимо, поняла, что я добьюсь желаемого. Татьяне Алексеевне я сообщила о своем решении только летом, окончив второй курс, когда пришла к ней брать, как обычно, литературу на каникулы. Мои слова ее ошеломили, но она была так рада это слышать! И сразу дала очень много книг, чтобы я начинала готовиться к вступительному экзамену по литературе.

На третьем курсе параллельно с изучением новых экономических дисциплин, технологической и преддипломной практиками в банке, отчётами, государственными экзаменами я готовилась к централизованному тестированию по истории, русскому языку и к внутреннему экзамену по литературе. Хотя филологический факультет есть и в других вузах, поступать я решила только в БГУ.

Родители поддержали меня, потому что поняли, что так будет лучше для всех. И я им за это очень благодарна. А маме – еще и за то, что она уговорила меня сначала поступить в колледж, потому что именно там я встретила Татьяну Алексеевну, которая помогла мне реализовать мою мечту!

За годы обучения в колледже Татьяна Алексеевна стала для меня не только примером настоящего учителя, великолепного специалиста, но и лучшим другом и даже второй мамой, отдав мне много сил, тепла и доброты. Огромное спасибо ей за это!

Поначалу я задумывалась, откуда в ней столько энтузиазма, желания работать, заниматься олимпиадами, организовывать литературные конкурсы, искать талантливых детей и почему ей так интересно работать? Теперь я знаю ответ: она просто любит свою работу! Она любит тех, кого учит, и то, чему учит. Ее харизма, целеустремленность, внешняя и внутренняя привлекательность, легкая строгость, постоянное самообразование – вот те причины, по которым она, безусловно, является любимейшим преподавателем учащихся нашего колледжа. Я много раз видела восхищенные глаза одногруппников после пар русской литературы, после занятий русским языком. Я часто слышала от студентов младших курсов, что им больше всего нравятся пары Татьяны Алексеевны. И не раз слышала от третьекурсников: «Эх, сейчас бы на первый курс, послушать лекции Татьяны Алексеевны, петь под гитару песни на стихи Есенина, обсуждать литературных героев…»

Я очень счастлива, что теперь учусь на филологическом факультете БГУ! Когда в моей жизни возникают какие-то проблемы временного характера, я вспоминаю, что главная мечта моей жизни сбылась, и становится как-то легко. Я поняла, что много можно достичь, если очень захотеть.

Татьяна Алексеевна в свое время тоже окончила филологический факультет БГУ. Мне приятно осознавать, входя в учебный корпус, что когда-то и она, как теперь я, с таким же удовольствием приходила сюда за знаниями. Это сближает нас еще больше. Я так благодарна ей, что она подсказала мне мою дорогу и помогла твердо и уверенно встать на ноги, чтобы идти по ней. Я считаю себя счастливым человеком, потому что я знаю, чего хочу в этой жизни.

Я хочу стать похожей на неё. И я сделаю это. Я ведь тоже учусь на филологическом факультете БГУ!

Мінск, 2018