Клименок Жанны (1 курс бел. фил.)
КСР “Исторический комментарий к сказке”
Задача моей работы – найти историческую базу волшебной сказки.
Хаврошечка живет с мачехой и тремя сёстрами - Одноглазкой, Двуглазкой и Триглазкой. Мачеха каждый день нагружает сиротку непосильной работой: ей нужно наткать немыслимое количество полотна, напрясть, побелить и т. д. День ото дня трудовой план Крошечки возрастает. Конечно, сама бы девушка не справилась, к счастью, на помощь ей приходит волшебная коровушка, единственный друг сиротки. За проворной “ткачихой” принимаются следить сёстры, но она усыпляет их своим приговором: “Спи, глазок, спи, другой”. Правда когда приходит черед дежурить Триглазке, Крошечка теряет бдительность и забывает усыпить её третье око. Всё оказывается известно мачехе, и та заставляет мужа убить корову. Перед смертью бурёнка напутствует девочку: мяса моего не ешь, а кости закопай и обильно поливай... Далее сюжет разворачивается более оптимистично для Хаврошечки и заканчивается свадьбой.
Вот краткое содержание сказки “Крошечка-Хаврошечка”.
Так, попробую проанализировать волшебные мотивы внутри фольклорного текста и отыскать для них исторические реалии. Начнем с момента, когда девушка-сирота обращается к корове как единственному сочувствующему существу. Лирически наполняется каждое действие бедной труженицы Хаврошечки: “Выйдет в поле, обнимет свою рябую корову, ляжет к ней на шейку и рассказывает, как ей тяжко жить-поживать”. Далее мы видим вежливое обращение девушки “Коровушка-матушка”. Это не просто речевой этикет! Называние коровы матушкой даёт нам прямую отсылку к древней традиции почитания предков и веры в переселение души, а также содержит остатки языческих верований. Безусловно, покланение тотемному животному связывалось с определёнными обрядами и ритуалами. Родственный союз человека и тотема-покровителя виделся таким образом нашим предкам вполне возможным. О связи языческих обрядов и сказочных мотивов говорится также в книге Владимира Яковлевича Проппа “Исторические корни волшебной сказки”:
“Сказка сохранила следы очень многих обрядов и обычаев: многие мотивы только через сопоставление с обрядами получают свое генетическое объяснение. Так, например, в сказке рассказывается, что девушка закапывает кости коровы в саду и поливает их водой. Такой обычай или обряд действительно имелся. Кости животных почему-то не съедались и не уничтожались, а закапывались”. [Сказка и обряд, с.119]
Зачем Хаврошечка закапывает кости коровы в саду и поливает их водой? Порассуждаем. Исполняя предсмертную просьбу своей доброй помощницы, Крошечка-Хаврошечка совершает, как мне видится, ритуальное действие жертвоприношения. Обратимся к тексту сказки:
Побежала Хаврошечка к коровушке:
– Коровушка-матушка! Тебя хотят резать.
– А ты, красная девица, не ешь моего мяса; косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их рассади и никогда меня не забывай, каждое утро водою их поливай.
Следует пояснить. В просьбе “не ешь моего мяса” отражён запрет есть тотемное животное, которое является помощником и тотемным предком. (Об этом сказано в книге В.Я.Проппа “Исторические корни волшебной сказки”: Благодарные животные, с.243-244). Именно так, ведь корова для сироты Хаврошечки – и мать, и помощник. Также В.Я.Пропп считает, что многие волшебные предметы могут представлять собой части тела животного (в данном случае это кости коровы), которые морфологически родственны волшебным помощникам. Так как же можно растолковать таинственное закапывание косточек коровы Хаврошечкой по сюжету сказки? Здесь также следует искать реальную историческую основу? Несомненно. Это не просто элемент страшилки для детей или мрачное мироощущение русского народа, загадка сокрыта гораздо глубже. Это обрядность, сакральный смысл которого необходимо соотнести со следующими археологическими фактами:
“Кости животных составляли основную часть среди остатков жертвоприношений на святилищах всех народов мира. Сохранение костей животных, по поверьям, являлось залогом их возрождения, а кости съеденных на общественном пиру животных обладали магической силой. Корова была связана с аграрными культами, а облака считались небесными коровами, дающими дождь. Чтобы вызвать дождь, надо было закопать кости коровы в землю и полить их водой. В сказках кобыльей голове и костям коровы приписывалась волшебная сила”. [www.archeologia.ru]
Таким образом, важный древний языческий обряд нашел своё творчески переосмысленное изображение в виде волшебного мотива народной сказки. Давно люди верили, что тотемное животное должно в конечном счёте возродится. Фольклорный текст также демонстрирует нам реинкарнацию в образе яблоньки “с наливными яблочками, золотыми листвицами да серебряными веточками”, символизирующей переселение души волшебного животного-тотема.
Необходимо отметить тот факт, что культ священной коровы, распространённый в древней Индии, сохраняет свою актуальность до сегодняшнего дня в индуизме. Она олицетворяет изобилие, чистоту, святость и рассматривается как саттвическое (благостное) животное. Также как и Мать-Земля, корова является символом принципа бескорыстного жертвования. Индусы почитают корову как материнскую фигуру. У древних египтян, в свою очередь, существовал ритуал жертвоприношения быка богам. В таком широком контексте обожествление коровы как тотемного животного у славян выглядит вполне объяснимым.
Возвращаясь к фольклорному тексту, отмечу роль, так называемого, животного-помощника в счастливом финале сказки “Крошечка-Хаврошечка”, где коровушка (на тот момент уже яблонька) устраивает судьбу девушки:
“Подошла Хаврошечка, и веточки приклонились, и яблочки опустились. Барин на ней женился, и стала она в добре поживать, лиха не знавать”.