Антрапалогія фальклору

Что в имени тебе моём, 
или Коллекция этнографических кукол


Ирина Муфель (Факторович)

Не могу сказать коротко и ясно, почему из множества сувениров, которые по-польски называются красноречиво «памёнтки», я выбрала когда-то кукол в национальных одеждах.

Интерес к «народному» был из минского, городского и русскоязычного моего детства. Бабушка рассказывала про Богушевск, Тепляки и Подборицу с благоговейным чувством утраченного рая, и это было сказочное впечатление. Любимая тётка Лилечка дарила моему интеллигентному отцу и своему мужу силачу-слесарю вышиванки безупречной своей работы, которые они оба носили, и я помню эти рубашки, эту вышивку уже более 70 лет... Бабушка, вернувшись в 50-е из Ялты (дочку её, Лилию Томашову, послали туда работать после БГУ), говорила о чудесной природе с морями и горами: «Разве ж это травка?.. Всё такое колючее...»

Загадочность моего интереса не только к беларусскому, но и к этнографии вообще можно связать (с помощью модной генетики, да простят мою неучёность генетики) с интересом к этнографии моего отца Д.Е.Факторовича, создателя кафедры зарубежной литературы в БГУ . Однако, об этом интересе, о теме научной работы отца, я узнала всё-таки позже, чем начала коллекционировать этнографических куколок, и загадочность сохранилась навсегда.

Только в 2016-м году я увидела документы о научных интересах молодого кандидата наук, когда старший брат Женя принёс мне Рекомендации Д.Е.Факторовичу для поступления в докторантуру Института этнографии АН СССР в 1946-м году от Пуришева, Богатырёва, Гудзия...

Как замечательно, что эти документы поместили в книге, изданной в 2016-м году БГУ к столетию Д.Е.Факторовича. Как жаль, что этой работе отца не дали осуществиться, а я всего лишь поклонница Этнографии и собиратель этнографических кукол. 


Судьба играет человеком, а человек играет на трубе (И.Ильф)


Первую беларусскую куклу я подарила в 1968 году своему поклоннику, собравшемуся после окончания физфака «пешком по Руси». Деревянный Нестерка был с котомкой и вид имел легкомысленный. 

Когда мы поженились, Нестерка оказался в моём доме, а муж Игорь окончил мореходку и уплыл в далёкие страны. Вместо Аленького цветочка я заказывала этнографических кукол, их становилось всё больше, а увидев нарядные фигурки из Чили, Анголы, Мартиники, Франции, Бельгии, Финляндии и желая меня побаловать, многие путешественники стали дарить мне этнографических кукол. (Именно в то время «занавес» рухнул, и народ ринулся ... на травку.) 


Чили.


Мартиника.

С каждой куклой связана история дарителя, моих друзей из разных стран.

Вот японская кокэси, подаренная японкой Мэгуми, с которой мы подружились на филфаке, а с 80-го года переписываемся через океан...


Япония.

Вот Австриячка от певицы нашего Оперного Натальи Золотарёвой, которая давно поёт в Нидерландах...

Вот парочка киргизов от переводчика Михаила Кенько.

Редактор нашей «Женской газеты» не забыла о моём хобби на конференции в далёком Ташкенте и привезла мне экзотическую восточную барышню.


Узбекистан.

Поляков в коллекции, понятное дело, много: мы и сами ездили в Польшу, и наши вечные (более полувека!) друзья дарили нам паненок и «лайкоников». 


Польша.

Русскую Матрёшку привезла мне из Нижнего в 93-м году Ася Капустина. Это аутентичный артефакт, и существует много историй о родстве «плодовитой» русской Матроны со «спящей красавицей» - японской кокэси...

Шикарную китайскую куклу привёз мне из Сингапура, где читал лекции по биологии, иерусалимский профессор Иегуда Вернер.


Китай.

Американскую куклу мне прислала Лора, жена профессора Стася Галактионова из Сент-Луиса. Оказывается, «лицо Америки» - индейской национальности: рослая девица в белых кожах с мистическими знаками и с ребёночком за плечами установлена на подставке в виде сердца, конечно. 


США.

Есть куклы от «путешественников» из других сфер. Священник Александр Шимбалёв, увидев коллекцию, принёс мне молдаванина и украинца...

Когда наша дочка Наташа стала работать в ЮНИСЕФ, приехали ко мне «барышни» из Сербии, Болгарии, Армении, Венгрии, Турции... Появилось в нашей коллекции много фигурок далёких юго-восточных народов - из Камбоджи, Индии, Непала, Бутана, Малайзии...


Непал.


Индия.


Бутан.

Есть куклы, подаренные мне людьми, которые живут уже только в моём сердце. Разве можно забыть профессора философии, автора книги по фольклору Энгельса Константиновича Дорошевича?! Он привёз мне тряпичных, тёплых, душевных кукол с фестиваля в Вязынке...

Часто я вспоминаю преподавателя английского Людмилу Чечет, которая, познакомившись в 90-е с профессором Михаилом Романюком в «Театралке», была увлечена его воссозданием беларусского костюма. Людмила (в свободное от лекций время и даже после раковой операции) - шила маленьких-маленьких куколок в костюмах разных регионов Беларуси...


Людмила Чечет со своими беларусскими куколками.

Благодаря своему интересу к народному костюму я познакомилась с профессором Михаилом Романюком. Беседа с ним для газетной рубрики «Традиция и ремесло» - незабываемое впечатление жизни. Будучи подвижником, этнограф Романюк собрал аутентичные костюмы в поездках по Беларуси, начиная с 60-х годов, зафиксировал в рисунках, издал Альбом, буклеты и марки, которые несли по всему миру весть о красивом и талантливом народе. Персональная выставка в 1996-м году М.Романюка «Белорусский национальный костюм» в Художественном музее - заслуженное и запоздалое признание не только выдающегося этнографа, но и белорусского костюма как явления...

На открытии выставки М. Романюк говорил:
«Як мова - гэта духоўная праекцыя гістарычнага быцця народа, так і аддзенне ёсць люстэрка яго эстэтычных густаў. Мова і аддзенне ў рознай ступені стварылі архетып нацыянальнай культуры, выконваюць важныя міфалагічныя, магічныя, іншыя сацыяльныя і духоўныя функцыі»...


Марки по эскизам М. Романюка.

Голландскую фарфоровую куклу с коромыслом я купила в иерусалимской Лавке древностей (не путать с секонд-хендом!). И оттуда же фигурка «Африканский шаман». В Израиль ре-патри-ируются многие выходцы из Эфиопии, Уганды, Марокко...Представляется, как некий чёрный человек без языка, без работы, без дома продаёт привезённого издалека домашнего божка - и покупает пачку сигарет.

Безупречной красоты Мексиканца и Парагвайку я купила на иерусалимской выставке «Нэшнл Джеографик». Друзья поразились, что я, не позволявшая себе ничего лишнего, покупаю такие не дешёвые вещи. 


Мексика.


Парагвай.

Это не страсть коллекционера, иначе я бы делала это чаще. Это не страсть к накопительству: я не подсчитываю, сколько стоит коллекция... (Когда музейщики спросили: «Вы хотите продать или подарить?» - я удивилась.)

Это моя маленькая философия из детства. Досталась по наследству. Все народы своеобразны, самовыражаются по-своему, культура их исключительна, а их свобода - наше всеобщее богатство.

Все фото - переводчика Михаила Кенько, за что мы ему признательны и благодарны.

Ирина Муфель (Факторович), выпускница филологического факультета БГУ.