Матэрыял нумара: да Калядаў
Обряд «Цягнуць Каляду на дуба»: заметки магистрантки НАН РБ
                Глафира Тереня
Традиционной культурой я заинтересовалась ещё в детстве. Под впечатлением от историй средневековья, древних культур, искусства и музыки уже тогда задумывалась, есть ли что-то подобное в нашей стране.
Ответ получила во время обучения в музыкальном колледже, на отделении «Дирижирование (народный хор)», когда сама начала исполнять белорусские народные песни. И вот на втором курсе я впервые услышала традиционную манеру пения на мастер-классе по масленичным песням. С того момента окончательно поняла: это то , что я искала. При изучении фольклора мы посмотрели фильмы Зинаиды Можейко. Это было чудо! Нельзя было не восхититься пением носителей фольклорной традиции, естественностью их поведения и той увлеченностью, с которой они исполняли обрядовые песни в фильме «Полесские колядки».
В 2019 году я поступила в Белорусский государственный университет культуры и искусства на кафедру этнологии и фольклора по специальности «Этнафоназнаўства». Здесь студенты углубленно изучали белорусский фольклор, приобщались к традициям, культуре, истории белорусского народа. В гурте «Човэн» под руководством Юлии Васильевны Люкевич мы вместе учились манере пения, свойственной разным регионам Беларуси.
Именно здесь я впервые узнала об обряде «Цягнуць Каляду на дуба», который до сего времени является живой традицией в деревне Новины Березинского района Минской области. К своему стыду, даже работая в Березинской доме культуры, я абсолютно ничего не знала об этом уникальном обряде, хотя заочно была знакома с носителями традиции. В самом городе о деревенских обрядах особо не говорят, поэтому я о нем и не слышала.
В 2023 году, поступив в магистратуру Университета НАН Беларуси по специальности «Искусствоведение», я была настроена продолжать работу, связанную именно с фольклором и традиционной культурой. Под руководством Вячеслава Викторовича Колоцея приступила к разработке темы «Паходжанне і асаблівасці мастацкага ўвасаблення сімволікі цэнтральнабеларускага абраду “Цягнуць Каляду на дуба”».
Надо ли говорить, что тема захватила меня. Мне представилась возможность заняться исследованием одного из уникальнейших обрядов Беларуси, глубоко укорененного в традиционной культуре региона.
Для написания магистерской работы было необходимо собрать значительный объем информации о самом обряде, его происхождении, проанализировать различные источники, включая этнографические описания, фольклорные записи, архивные материалы и научные статьи. Ключевыми источниками стали статьи Т. В. Володиной, П. А. Гуда, С. А. Климович, Р. С. Гамзович, благодаря которым я узнала о структуре обряда, последовательности действий и атрибутике, задействованной в данном обряде.
Конечно, нужно было осмыслить и сформулировать цели и задачи магистерской работы.
Главная цель, как я ее понимала, — раскрытие символики и семантики локально-регионального белорусского обряда «Цягнуць Каляду на дуба».
Отсюда и круг предметов изучения:
• генезис и динамика заключительного локально-регионального колядного обряда;
• его знаковые системы (язык, пространственная организация, орнамент, кинетика и прокземика, календарь, пение, инструментальная музыка и хореография, магия);
• художественное воплощение основных символов.
Кроме того, следовало разработать коммуникационную стратегию и тактику сохранения обряда как исторического феномена, относящегося к живой местной культуре.
Первые упоминания обряда «Цягнуць Каляду на дуба» связаны с Червеньским и Осиповичским районом. Известно, что обряд справляли и в некоторых деревнях около Могилева. На сегодняшний день его ареал охватывает Березинский район Минской области (деревни Новины, Чижаха) и город Кличев Могилевской области.
Ежегодно 21 января самоорганизованные группы жителей деревни Новины Березинского района Минской области собираются вместе, чтобы «Цягнуць Каляду на дуба». Обряд заключается в том, что после колядования они направляются к отдельно стоящему дубу и поднимают на него ритуальные предметы. Во-первых, это соломенная кукла в женской одежде, сделанная из первого сжатого снопа, что, как полагали, должно способствовать богатому урожаю в новом году. Во-вторых, колесо или барана – для того, чтобы аисты гнездились, а в-третьих, обрядовая каша-куцця, что понимается как жертвоприношение душам предков. После этого следует традиционное гулянье с танцами, песнями, играми и музыкой.
Обряд «Цягнуць Каляду на дуба» — современный культурный феномен. Он прочно сохранялся в памяти местных жителей и потому был успешно восстановлен в 1998 году. С тех пор участниками и носителями традиции празднования обряда является не одно поколение сельчан деревни Новины, а сегодня его лидерами являются Галина Киклевич и Светлана Климович.
На протяжении всего времени главным хранителем обряда был семейный ансамбль «Радзіна», а преемником – образцовый фольклорный детский коллектив «Валошкі». Сам же обряд официально внесен в Список историко-культурных ценностей Республики Беларусь в 2017 году.
Одним из ключевых этапов работы над магистерской диссертацией стало проведение полевых исследований в Березинском районе.
21 января 2024 года я реально приобщилась к проведению обряда в деревне Новины Березинского района Минской области. При этом не только наблюдала за всеми действиями со стороны, но также стала их активным участником, пообщалась с носителями традиции, записала свидетельства о значении, которое придается исполнению обряда, и практике ритуала «Цягнуць Каляду на дуба».
Помимо прочего, зафиксировала всё на фото и видео. Впоследствии эти материалы были использованы в презентации на защите магистерской работы.
Экспедиция позволила мне ощутить эмоциональную составляющую обряда и глубже понять местные особенности его исполнения. Собранный материал дополнил сведения относительно символики дуба в белорусской культуре и истории самого обряда.
Были записаны и расшифрованы три основные обрядовые песни: «Ой, калядачкі, вы на дуб», «Ой, калядачкі, бліны, ладачкі», «Каляда–калядзіца, добрая маладзіца!», которые каждый год исполняются во время проведения обряда.
Магистерская работа состояла их трех глав.
Первая глава была посвящена рассмотрению генезиса и динамики колядной обрядности Центральной Беларуси.
Во второй главе анализировалась знаковая система, характерная для художественной практики обряда «Цягнуць каляду на дуба».
В третьей главе поднималась проблема сохранения обряда и обсуждались условия, необходимые для его дальнейшей трансляции во времени.
В заключение я сочла возможным сделать некоторые выводы.
Касательно генезиса и динамики данной обрядности можно сказать, что в ней прослеживаются доиндоевропейские элементы, связанные с матриархальными сообществами и культом деревьев.
Обращает на себя внимание пространственная организация обряда. Это церемониальная площадка за пределами села вокруг священного дерева общины – гигантского дуба с ритуальным огнем около него.
Балто-славянский след обнаруживается в ритуальном значении огня и солнца. Обряд приурочен к периоду после зимнего солнцестояния. Возможно, имя обрядовой колядной куклы также балто-славянского происхождения: из лит. Kalada. Своеобразна и ритмика чередования лент на обрядовой кукле.
Оригинальна кинетика и прокземика обряда, где присутствуют мужчины-саночники с Колядой, женщина, держащая куклу на санях, неженатый парень, сажающий куклу на гигантский дуб.
Во время обряда исполняются три основные календарно-обрядовые песни, которые приводятся ниже.
Инструментальная музыка и хореография (игры и танцы под гармошку и бубен с барабаном) свойственна заключительной части мероприятия, следующей за его торжественным этапом.
Формой магического наполнения обрядности являются манипуляции с деркачами, кутьей, куклой-колядой, направленные на обеспечение благополучия и избавление от невезения.
Средневековье повлияло на привнесение в дохристианский праздничный обряд новых внешних черт.
Стихийное паратеатральное представление «Цягнуць Каляду на дуба» оказалось приуроченным к Крещению.
На наш взгляд, дальнейшая судьба обрядности зависит от систематического этнокультурного образования дошкольников и школьников Березинского района, а также образовательных практик с отдельными художественными элементами обряда «Цягнуць каляду на дуба».
В конце исследования предстояла защита магистерской работы. К ней была подготовлена презентация основных результатов исследования, фото- и видеоматериалов, нотных расшифровок. Комиссия оценила работу на высокий балл.
Особенность обряда «Цягнуць Каляду на дуба» в том, что он единственный в Беларуси обряд, посвященный завершению колядного цикла. Обряд многое добавляет к нашим знаниям о мировоззрении предков, их художественном мышлении и символическом выражении своего видения мира.
Через главную обрядовую песню репрезентируется ритуальная идея вознесения Коляды на дуб – обеспечение хорошего урожая в новом году.
В таком случае кукла, олицетворяющая Коляду, дуб, маркирующий связь верха и низа, вместе с вполне реальной заботой о будущем урожае служили важным культурным началом, объединяющим социум в его стремлении жить в гармонии с природой и неким трансцендентным началом мироздания, что подтверждала ритуальная песня:
1. Мы цябе адгулялі, добра шанавалі
Каляда–калядзіца, добрая маладзіца!
Каляда–калядзіца, добрая маладзіца! *
2. Цяпер цягнем на дуба, сядзі там мая люба.
3. А ты сядзі высока, а ты глядзі далёка.
4. Каб ячмень і авёс вялікі парос,
5. Каб наша жыта каласілась,
каб наша жыта не лажылась.
Тексты обрядовых песен
Ой, калядачкі, бліны-ладачкі…
1. Ой, калядачкі, бліны-ладачкі,
Ой, люлі–рана, бліны-ладачкі!
2. Каб нам Калядак нядзель дзесятак,
Ой, люлі–рана, нядзель дзесятак!
3. Нашы праснічкі настаяліся,
Ой, люлі–рана, настаяліся!
4. Верацёначкі б паламаліся
Ой, люлі–рана, паламаліся!
5. Нашы дзевачкі нагуляліся,
Ой, люлі–рана, нагуляліся!
Ой, калядачкі, нашы нежачкі...
1. Ой, калядачкі, нашы нежачкі,
Ой, люлі–люлі, нашы нежачкі!
2. Патапталі мы ўсе сцежачкі.
3. Ой, калядачкі вы вярніцеся,
На нас, дзевачак, агляніцеся.
Ой, люлі–люлі, вы вярніцеся,
Ой, люлі–люлі, агляніцеся!
4. Мы Калядачкам наравіць будзем,
Ой, люлі–люлі, наравіць будзем!
5. На гуляначкі мы хадзіць будзем,
Ой, люлі–люлі, мы хадзіць будзем!
6. Ой, Калядачкі, вы на дуб, на дуб,
Ой, люлі–люлі, вы на дуб, на дуб,
Ой, люлі–люлі, вы на дуб, на дуб!
Нотные расшифровки колядных песен д. Новины Березинскго района.
Деревня Новины Березинского района
Обряд “Цягнуць каляду на дуба”. 21.01.2024
Начало обряда в Новинском СДК
Женщины рубят веники
Падкидывание веников на перекрещении дорог
Окончание украшения куклы Коляды
Украшение лентами коней
Украшение лентами коней
Женщину с куццёй и куклой сажают на сани
Коляду везут на санях в шествии
Женщина с колам, куклой і куццёй
Парни везут сани с Колядой два раз вокруг дуба
Парни скидывают женщину с Колядой, чтобы куцця рассыпалась
Старую Коляду сняли с дуба и подготавливают садить новую
Коляду сажает на дуб неженатый мужчина.
Старую Коляду сжигают
Хоровод вокруг дуба