Асобы Беларусі: Аляксандр Вакула

Галина Шафран о земном и романтическом в жизни и творчестве Александра Вакулы

("Драгічынскі веснік" за 20 мая 2020 г., № 38)

Будучи школьником, Саша ездил на занятия в Дрогичинскую музыкальную школу, где учился играть на баяне и осваивал нотную грамоту. Тогда же написал первое стихотворение и музыку к нему. Свою песню он исполнял на торжественном мероприятии ко Дню Победы. После окончания базовой школы Александр поступил учиться в Брестское музыкальное училище, которое окончил в 1980 году.

Молодого специалиста направили на работу в Бездежскую музыкальную школу. Через три года его назначили директором этой школы, где он проработал до 1990 года. Работу совмещал с учёбой на заочном отделении в Белорусском государственном институте культуры и искусств. А когда открылась детская музыкальная школа в Хомске, Александр Александрович перешёл на работу туда.

Как солист, самобытный поэт и композитор-аранжировщик Александр Александрович многие годы выступал в составе ансамбля Бездежского СДК «Сваякі». Ансамбль «Сваякі» представлял творческие коллективы Беларуси на праздновании Москвы, выступал на Поклонной горе. Полесским артистам рукоплескали и в Польше, в больших и малых концертных залах Республики Беларусь

Александр Вакула руководил ансамблем «Таночак» в Гошево, выступал в составе ансамбля «Хомскія мужыкі». В творческой копилке Вакулы десятки песен собственного сочинения.

Жена Александра Александровича, Людмила Михайловна, работает в музыкальной школе по классу баяна, а дочери играют папины вальсы.

Без малого сорок лет педагог Вакула отдавал ученикам свой талант, профессиональные навыки, щедрую душу, радовался их успехам.


Долгожданный гость. Встреча и … прощание
Зинаида Сергейчик

(!!!! фотки В.Вакула)

Зинаида Георгиевна Сергейчик родилась 22 октября 1937 года на Пружанщине. Училась в Середнянской начальной школе, Пружанской средней школе № 1. Окончила Брестское педучилище, филологический факультет Белорусского государственного университета.
Работала учителем русского языка и литературы высшей квалификационной категории в Саловской базовой школе Дрогичинского района Брестской области. Награждена Почетными грамотами РОНО, ОблОНО, МП БССР, медалью «Ветеран труда».
Автор книги «Жизнь продолжается» (2018).

Александр Вакула, известный на Брестчине музыкант, поэт и композитор, - ее ученик.

Думаю, не открою секрета: самые дорогие для учителя гости— его бывшие ученики.

Саша Вакула...Он рос на моих глазах. Наши дома смотрят друг на друга через улицу. И почти ежедневно из дома Александра Романовича Вакулы доносилась музыка. Это играл на гармошке дошкольник Шура, его старший сын. Уже тогда было видно, что музыка – его жизнь и, как оказалось, будущая профессия. После музыкальной школы он продолжит учебу в Брестском музыкальном училище.

Очень хотелось, чтобы на вступительных экзаменах по русскому языку мой ученик получил хорошую оценку. Я старалась дать ему, как, впрочем, и остальным школьникам, глубокие знания, не допустить пробелов.

Вот и сейчас, сидя за столом, Александр вспомнил, с какой радостью прибежал ко мне сказать, что наши старания были не напрасны: диктант он написал на четверку. Кстати, на выпускном экзамене в училище он тоже получил четверку.

Воспоминания

Мы вспоминали, как он с гордостью доложил мне: «Зинаида Георгиевна, я уже молодой специалист с дипломом. Приглашаем Вас в гости. Порадуйтесь вместе с нами». Я, конечно, была рада, что Саша оправдал надежды своих родителей и друзей. Поблагодарила за приглашение, но объяснила, что не могу пойти. Наступал вечер, а мне нужно было доварить в кормозапарнике картошку. Александр тут же принялся помогать. Слил воду, высыпал в бачок картошку и потолок ее. Я накормила кабанчика и со спокойной совестью пошла в гости к Вакулам.

Нас встретили родители Саши. Целый вечер мы говорили об их сыне, его будущей работе, но не только. Конечно, много пели, слушали музыку, наслаждались родными мелодиями.

После училища Александр окончил заочно Минский университет культуры и стал специалистом с высшим образованием.

Мы не раз встречались с моим учеником — теперь уже не просто Сашей, Александром, а уважаемым Александром Александровичем Вакулой, руководителем ансамбля, хорошо известного не только в наших краях. И часто обсуждали книгу о Салово, которую я в это время писала. Александрович одобрил мое желание издать ее, как и первую, где я рассказала о своем родоводе и саловской свадьбе. Он пообещал написать стихотворение о нашем родном уголке. Я ему верила. Такой уж он надежный человек. Представляла, как творческое вдохновение посетит моего бывшего ученика, он сядет за стол, а далее - пальцы попросятся к перу, перо к бумаге, минута и…

Встреча

И вот 20 ноября 2021 года я встречаю долгожданного гостя. Александр принес не только обещанное стихотворение, но также тексты других стихов и песен, фотографии, пакет дипломов и грамот - районных и областных.

Конечно же, первым делом прочитала стихотворение «Мое сыло»:

Ой, як добрэ на сэрцы,
Як прыиду в сыло,
Пью водыцю з выдэрця,
На душы высёло.

Вспомынаю всё заново,
Всих сусидув, людэй
И сыло мое Салово,
Мое децтво, друзей.

Помню школу и парту,
Дэ я з другом сыдив,
Як дывився на карту,
Дэ учитель ходыв.

Помытаю, як писню
Сочиныв про войну,
Шось про красную вышню
И дывчину стройну.

Да було гэто децтво
И найлипшы года.
Дэ найти тое срэцтво,
Шоб вырнутысь туда?

Шэ но бигав маленький,
А ужэ шысдисят.
Потом стану старэнькый,
Буду ждаты внучат.

Часто стало всё снытысь,
Мое риднэ сыло.
Всё спышу подывытысь
На свое Салово.

Оно очень впечатлило меня, тронуло душу. Мы вспоминали школу, учителей, поэтические пятиминутки на уроках русской литературы.

Стихотворение «Моя мама» я не могла читать без слез.

Ой, чого ж ты, мамо, стала вжэ старэнька,
А буда такая, розы цвит.
Помню тыбе, мамо, статна, молодэнька.
И тэбе любыв ввэсь билый свит.

Я б отдаў бы много, шоб для мэи мамы
Молодость вырнулася назад,
Шоб ны слала еи старость телеграмы.
Мамочко, цвыты, сияй, як сад.

Любыв тыбе батько, любять тыбе диты.
Ой, якое шчасте сулыть нам,
Шо жывыш ты, мамо, шчэ на билым свиты,
Шчасце для дочки, внукам, сынам.

Добрэ, шчо есть мама, мылынька и ридна,
То ж вона, як вэрэсковый цвит.
А жыттё у мамы, ой, як нэ завыднэ,
А на мамах дэржыцця ввэсь свит.

Ой, шануйтэ, диты, бэрэжытэ маму,
Позвонитэ еи лышний раз,
Бо вона побигла б босымы ногамы
У мороз, шоб буты коля нас.

Помню, как Евгения Ивановна, мама Александра, с его дочерью Женькой под музыку сына танцевала на свадьбе моего сына Владимира. А как плясали мои свадебники!

Кажется, все это было недавно. А уже прошло более двадцати лет. Женька закончила учебу в Минском университете иностранных языков. Сейчас преподает английский язык в одной частной школе в Минске. А Евгении Ивановне идет восемьдесят седьмой год. Но она по-прежнему резвая, общительная, добрая, с радостью встречает своих детей, внуков. Ее здоровье подкосила смерть сына Сергея, которого мама ежедневно вспоминает и оплакивает.

Стихотворение «Ой, дэ ж тыи лита мои» вернуло нас в студенческие годы.

Ой, дэ ж тыи лита мои?
Нэ вэрнуцца быльш назад,
Ой, у той вышнёвый сад.

Ой, у той вышнёвый сад,
Там, дэ мы любылыся,
Там, дэ цэловалыся.

Там, дэ цэловалыся,
Там, дэ обдымалыся.
Прыды, мый барвыночку,
Ой, хоть на хвылыночку.

Ой, хоть на хвылыночку
До своей Катрыночкы.
Дэ ж вытэ родныи,
Лита молодыи.

И снова воспоминания… Мы вспомнили учебу, преподавателей, дружбу, вечера отдыха. Нам легко было общаться, потому что я тоже всю жизнь не расстаюсь с музыкой и песнями. А ведь мне уже, подумать только! - восемьдесят четыре года. Но каждую субботу с 16:00 до 17:00 с удовольствием слушаю радиопередачу «Сустрэчы з песняй», которую ведет Олег Винярский. По воскресеньям смотрю телепередачи «Наперад у мінулае», «Нацыянальны хіт-парад», «Голос», «Х-фактор. Беларусь» и другие.

В педучилище я со второго курса играла в струнном оркестре на контрабасе. С концертами выступали в Пружанах и Бресте. Помню, как после выступления в клубе железнодорожников в Бресте мы шли в педучилище, несли свои инструменты. Ко мне подбежали дети и стали просить: «Тетя, разрешите потрогать ваш инструмент. А как он называется? Разрешите дернуть за струну».

А какие танцы были во дворе общежития под музыку наших оркестрантов! Я помню всех - Александра Корольчука из Бакунов, Ивана Салапуры из Котёлков, Евгения Мешечко из Муравы (все они из Пружанского района), Николая Чайчица из Здитова, Сергея Гришкевича из Березовского района.

Нам было хорошо и весело. Все дело в молодости? Или в чем-то еще?

Мой взрослый ученик

Александр вспомнил мои уроки пения, игру на домре. Помнил он и ребусы, которые ученики составляли на нотном стане.

Александрович с интересом читал песни, которые я, Зина-семиклассница, записывала в 1952–1953 учебном году в простой ученической тетрадке. А в общей тетради были другие песни, их записала уже студентка Зинаида (1953–1957). Некоторые из них мы с Александром спели. Его заинтересовали две: «Где ж эти темные ночи» и «Ой, там, на горы».

Позже, прочитав и обсудив все песни и стихи, я показала Александру свою книгу «Жизнь продолжается». Он очень внимательно читал ее, рассматривал фотографии, а потом спросил:
– Где ее можно купить?
Что я могла ответить?
– Эта книга не продается. Я ее издала малым тиражом. Для своих детей, внуков, родственников, подруг.
– Жаль. Я бы купил ее за любые деньги. Это не книга, а бесценный клад. Сейчас трудно найти человека, который так хорошо, как вы, знает и подробно помнит свадебный обряд, может напеть свадебные песни. Тяжело найти энтузиаста, который бы с такой любовью все это описал и прокомментировал. А вы это сделали.

Надо сказать, что я с удовольствием подарила Александру свою книгу. Пусть люди пользуются ею, читают, вспоминают прошлое и возрождают все хорошее. Случайно узнала, что к ней обращались студенты Брестского университета. Конечно, обрадовалась. Значит, все было не зря, значит, работала не напрасно.

Время пролетело незаметно. На прощанье я пожелала Александру творческих успехов, здоровья, семейного благополучия, мира и счастья. Расходились мы в хорошем настроении, довольные друг другом.

Эта встреча и общие воспоминания вернули меня в молодость, в годы учительской работы, зарядили энергией, еще большим желанием жить и писать, подержать в руках свою вторую книгу, над которой я так долго работала.

Очень хочется оставить после себя добрую память.

Жаль только, что наши годы-скороходы быстротечны, как вода.

Потом я не раз перечитывала стихи Алексанра Вакулы, а позже познакомила с ними Римму Модестовну Ковалеву, благодаря которой вышла в свет моя первая книга. Она заинтересовалась стихами Александра, написанными на местном диалекте, и была готова пообщаться с автором по телефону. Александрович был тронут ее вниманием, рад возможности обнародовать их в альманахе белорусских фольклористов «Дзьмухавец», рассказать о своем коллективе, его репертуаре и планах.

К сожалению, не успел...

Через три месяца после нашей встречи Александра Вакулы не стало. Сердце.

Александр упокоился в родной земле. Такой прощальной процессии Салово еще не видело. Я боялась ее пропустить и почти полтора часа стояла возле своего дома, чтобы хотя бы взглядом проводить своего ученика в последний путь. Слезы застилали глаза...