МЭМММ
Мастерская Экспериментальной Мифологии / Мифопоэтики / Мифосемантики

Путями Асов: Беларусь

Рико Маолеш


Рико Маолеш
доктор всех и кандидат прочих наук

Два года назад я вылетел из Норвегии. Путь мой лежал в Беларусь и повторял маршрут асов, только в обратном направлении. Остановка в Беларуси была нужна мне для проверки двух гипотез:

1) сохранилось ли имя асов в белорусском фольклоре;
2) можно ли отыскать в нем следы эддической мифологии.

Сразу скажу, что мои усилия увенчались успехом. Очень легко дался белорусский язык, который я довольно сносно освоил за один год. Второй год ушел на изучение белорусских источников. Результат превзошел все мои ожидания!

Асилки и асы

Выяснилось, что память об асах сохранилась в белорусских сказках, где они предстают под именем асилков (бел. асілкі). Значит, асы действительно по пути в Скандинавию и далее в свой Асгард долгое время оставались на этой территории. Не исключена возможность, что некоторые из них тут и осели, но потом исчезли. Как говорится в одной белорусской легенде, «асілкі ўшлі адсюль, як толькі перавяліся ў лясах звяры і пазменшала рыбы ў вадзе, бо ім не з чаго стала жыць». С тех пор асы никогда не спускались в Мидгард — мир людей, оставаясь в своем Асгарде. Во всяком случае ни одна эддическая песня об этом не упоминает.

Валатовки (бел. валатоўкі)

Волотовками белорусы называют курганы, где, согласно преданию, похоронены воины. По всей вероятности, это были воины-асы.

Полагаю, что название произошло от вальхалла — эддический небесный «рай» исключительно для отважных бойцов, павших в бою под знаменами Тора. Первоначально валатоўкі могло звучать как вальяхоўкі.

Один

В честь Одина предки белорусов устраивали заимствованную у асов воинскую пляску под названием «Проса». Две шеренги участников напористо, по очереди, двигались навстречу друг другу, исполняя песню, где битва символически изображалась как посев проса и вытаптывание посевов.

В припевах славился Один-устроитель порядка и великий воин-предводитель:

А мы проса сеялі, сеялі!
                  Одін-Ладо, сеялі, сеялі!
А мы проса вытапчым, вытапчым!
                  Одін-Ладо, вытапчым, вытапчым!..

И так далее.

Следы культа Одина в белорусском фольклоре

Культ Одина учредил его сын Вали, он же первый жрец-валачобнік. В сопровождении хора подхватничков Вали обходил поселение и славил небесное жилище своего отца — дом, крытый серебром, под названием Валяскьяльв. Там на престоле Хлидскьяльв восседает сам Один с двумя воронами.

Оказывается, белорусы до сих пор, что меня очень удивило, в особый календарный день, который они называют Вялікдзень, проводят волочебный обряд.

Как глубока фольклорная память!

Культ воронов Одина

«Вороны черные, носы железные» - так предки белорусов представляли себе воронов Одина, Хугина и Мунина, «думающего» и «помнящего», поскольку их имена табуировались.

Ритуал кормления ворона совершался ими в начале весны под следующую сакральную песню:

Вол бушуе,
Вол бушуе, вясну чуе.
Воран крача,
Воран крача, сыра хоча.
Бугай раве,
Бугай раве ў поле хоча.

Вероятно, речь идет о стремлении Тора-бугая на поле битвы, весть о которой приносят Одину-волу вороны.

Поле - посев - жатва считается типичной метафорой сражения не только у славян, но также у многих других народов. Вероятно, весна здесь — символ победы Тора над великанами.

Спорные реконструкции

Я призываю всех исследователей фольклора столь же взвешенно относиться к семантическим реконструкциям, как это делаю я, и не допускать произвольных этимологических интерпретаций.

Одно из них я обнаружил в статье уважаемого белорусского мифолога (не буду называть его имя). В ней ваш соотечественник доказывал, что сказочный Варлівока — искаженное Вырвівока. Якобы Варлівока отсылает к сакральной жертве Одина, когда бог отдал свой глаз великану Имиру то ли за священные руны — носители мудрости, то ли за мудрость, почерпнутую из его же медового источника.

Остается только развести руками.