КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ СЕКТОР МЭМ

Артем Болеславович из Докшицкого района спрашивает:

«Скажите, пожалуйста, это правда, что тотемом белорусов был медведь, который даже считался первопредком?
Я большой любитель древностей. Люблю читать статьи о белорусском фольклоре и мифологии. Мечтаю открыть небольшую мастерскую по производству широкоступных лаптей для коров, а то у нас уже три штуки провалились в болото, а только оно одно осталось экологически чистым выпасом.
А еще я прочитал, будто когда-то в наших местах в честь медведя проводили обряд «Комоедица», чтобы помочь отощавшему за зиму мишке вылезти из берлоги. Это потому, что он был тотемом? Или просто баловались?»

Отвечаем:

«Дорогой Артем Болеславович! Нас очень радует Ваша любознательность.

Конечно же, все, о чем Вы прочитали, неправда. На самом деле тотемом белорусов был и остается бусел, а наших предков когда-то называли бусличами.

Бусличи обитали посреди бескрайних болот, образовавшихся на месте былого моря, в домиках на деревьях по соседству с буслами. Им постоянно приходилось защищать свои жилища от агрессивных болотных жабичей. Кстати, тотемный центр жабичей находился как раз там, где сейчас г. п. Жабинка.

О великой битве бусличей с жабичами повествовал героический эпос, от которого в живом бытовании сохранился один катрен:

Буська, буська-клекатун,
Схапіў жабу за каўтун,
Валачыў, валачыў
І ў балоці замачыў.

На Полесье, прародине всех славян, до сих пор на Благовещенье в честь тотемного покровителя выпекают «галёпы з ціста». Дети бегают с галёпами и, увидев бусла, дружно кричат, подкидывая их вверх:

Бусько кажэ:
- Гнам! Гнам!
Я галёпу дам, дам!
Я тобі галёпу,
Ты мні жэта копу.

Когда болота подсохли, бусличи спустились с деревьев и занялись земледелием. Но тут их подстерегала новая беда: на гороховые поля стали нападать агрессивные медведичи, племя злобное, дикое, необузданное. Как всегда в древности, пришлось обратиться к магии, чтобы хоть как-то защитить урожай от буйных набегов.

Обряд проходил следующим образом. По команде «сторожа» все бусличи ложились на землю и, переворачиваясь с боку на бок, отождествляли себя с горохом, увертывающимся от медведя. Нерадивых «сторож» подстегивал мохнатой плеткой, которая символизировала медведя.

Так продолжалось часа два-три, после чего для «гороха» устраивалось соревнование, кто быстрее докатится к ритуальному пиршественному столу. Победитель увенчивался гороховым венком и получал награду — самый большой гороховый ком. А что же аутсайдеру? Да ничего. Он должен был веселить застолье, изображая ужимки неловкого медведя, которого «муштровал» дед. Отсюда как раз и пошло выражение «шут гороховый».

Вот и вся исторически правдивая история о тотеме наших предков-бусличей и зарождении обряда «Камаедзіца» в честь ловкого гороха. Он сохранялся в живом бытовании вплоть до 40-х годов прошлого века, но после войны так и не возобновился.

Теперь судите сами, Артем Болеславович, мог ли быть медведь тотемом белорусов?»

С уважением, Нинель Родченко, культуролог из Шацка.