Университетская школа фольклористики: ХХI век

Р. М. Ковалева
Реальна ли университетская школа фольклористики?

Нация, не помнящая своей начальной словесной культуры, мертва, и эту истину никто не отменял. Ученый, не оставивший после себя учеников, достоин сожаления.

Белорусы относятся к тем народам, которые до сих пор сохраняют фольклор не только в пассивной памяти или на страницах старых изданий, но и в живом бытовании. Он является существенной частью современности, источником вдохновения для постфольклорной культуры, а в условиях двуязычия хранителем устного белорусского слова в его совершенной художественной форме. Отсюда особое положение фольклористики и фольклорной практики студентов в системе филологического образования.

Сквозь призму имен, собирания, изучения, издания фольклора

Предыстория университетской школы фольклористики может быть прочитана сквозь призму имен и творческих биографий преподавателей фольклора. В разное время на филологическом факультете БГУ читали лекционный курс «Устное народное творчество», проводили практические занятия, руководили фольклорной практикой, работали в научно-исследовательской лаборатории белорусского фольклора, занимались собирательной деятельностью, издавали фольклорные сборники, научные и методические работы Л. Г. Бараг, Н. С. Гилевич, М. Я. Гринблат, И. В. Гуторов, В. А. Захарова, В. В. Колодинский, Г. Г. Кутырева, М. Г. Ларченко, В. Д. Литвинко, С. М. Николенко, В. И. Рагович, И. В. Соломевич, Л. К. Тарасюк, А. С. Федосик, Г. И. Цитович, Р. И. Ярославцева и др.

Фольклорный центр БГУ формировался на основе фольклорного архива, ежегодно пополнявшегося новыми материалами, записанными в разных фольклорно-этнографических регионах Беларуси, а появление школы сопровождалось развитием теоретических установок, методологических традиций и издательской деятельности.

Обычно понятие «школа» соотносится с научными школами, группирующимися вокруг лидера, но школа фольклористики — несколько иное явление. О ее реальности позволяют говорить следующие факты:

1) исторически сложившееся сотрудничество нескольких поколений преподавателей фольклора, собиравших, изучавших и издававших белорусский фольклор. Оно зародилось в 60-е годы прошлого века, когда ведущими фольклористами были Нил Гилевич и Вера Анисимовна Захарова.

Начальный этап школы отмечен сотрудничеством с такими этномузыковедами и практиками, как Григорий Романович Ширма, Геннадий Иванович Цитович, а позже – с учеником Г. Р. Ширмы Владимиром Иосифовичем Раговичем, коллегами из Белорусской академии музыки Ларисой Филипповной Костюковец, Лилией Фаильевной Баранкевич и др.;

2) преемственность поколений, когда в начале 90-х годов ХХ века эстафету подхватили их ученики Римма Ковалева и Василь Литвинко (Ліцьвінка), в свою очередь подготовившие следующее поколение фольклористов. Оно заявит о себе на рубеже столетий, но активнейшим образом в ХХI веке, и ознаменуется выходом целого ряда научных сборников, монографий, учебно-методических пособий, авторами которых станут Ольга Приемко, Татьяна Ивахненко (Морозова), Марина Ковалева (Трифоненкова), Татьяна Лукьянова, Славяна Шамякина, Вера Орлова (Денисенко)…


Преемственность между поколениями наблюдалась в концепции преподавательской работы, то есть представлении фольклора как искусства слова, в принципах собирательской работы и каталогизации фольклорных материалов, в издательской деятельности, сочетающей разные модели презентации белорусского фольклора, в направленности научно-исследовательской работы преподавателей фольклора и сотрудников лаборатории соответствующего профиля и т. д.;

3) освоение новых подходов к преподаванию и изучению фольклора.

Устойчивая модель репрезентации школы

Ее основу составили:
* собственная научная конференция — Республиканские Ширмовские чтения;
          Шырмаўскія чытанні 2011
          Шырмаўскія чытанні 2012
          Шырмаўскія чытанні 2018
* периодические научно-практические семинары для ученых и преподавателей РБ;
* собственное ежегодное издание — сборник научных работ «Фалькларыстычныя даследаванні», объединивший не только фольклористов республики, но всех, кто так или иначе занимался проблемами, имеющими отношение к фольклору, – философов, языковедов, литературоведов, этномузыковедов, этнографов, историков, психологов и др.;
* комплекс учебно-методических пособий нового типа, где в качестве иллюстративного материала использовались материалы фольклорного архива БГУ;
* собственное интернет-издание – фольклорно-этнографический и литературно-художественный альманах «Дзьмухавец»;
* Консультативный центр по актуальным вопросам теории фольклора и новейшей методологии фольклористических исследований (для всех желающих);
* межвузовский дискуссионный клуб «Cogito», инициатором создания которого выступили фольклористы БГУ;
* фонд фольклорных материалов в электронной библиотеке БГУ, собранных во время студенческой полевой практики на территории Беларуси.

«Вулей і пчолы»

В 2011 году к 90-летию БГУ фольклористы филологического факультета издали сборник научных работ «Вулей і пчолы» с подзаголовком «Вектары сучаснай фалькларыстычнай школы БДУ», где представили некоторые итоги своей работы по следующим направлениям: «Класічная фалькларыстыка», «Параўнальная фалькларыстыка», «Міфафалькларыстыка», «Этнафалькларыстыка», «Соцыяфалькларыстыка», «Інтэграцыйная фалькларыстыка», «Методыка выкладання фалькларыстыкі», «Фалькларыстыка і літаратуразнаўства». Уже один перечень разделов свидетельствует о самостоятельности университетской школы фольклористики и ее отличии от академической. Раздел «Гісторыя — сучаснасць — перспектывы» открывался статьей Т. А. Морозовой и О. В. Приемко «Фалькларыстычная школа ў БДУ», к которой мы отсылаем заинтересованных читателей. В ней авторы подробно рассказали об истории фольклористики в нашем университете и ее состоянии на тот момент.

Нет аналогов в Беларуси

Прошло десять лет. Университет отмечает свое столетие. К нему факультеты традиционно издают юбилейные альбомы. Мы используем эту возможность, чтобы шире познакомить общественность с тем, как реализовывались намеченные нами перспективы развития университетской фольклористической школы.

Для начала отметим то, что не имеет аналогов в пределах Беларуси:

1. Впервые разработана концепция интегративной фольклористики, подкрепленная изданием книги «Интегративная фольклористика» (авторы Р. М. Ковалева, О. В. Приемко, 2017 год).

2. Обоснована синергетическая модель интегративной фольклористики открытого типа, в центре которой находится филологическая фольклористика, что разом снимает беспочвенные утверждения о ее научной ограниченности и бесперспективности.

3. В противовес традиционной бинарной системе словесного искусства с полюсами «Фольклор» и «Литература» впервые представлена исторически обоснованная концепция тернарной системы и определена творческая роль ее третьей части - инициарной сферы как первотектона, а в дальнейшем — постоянного двигателя художественного процесса.

4. На основе экскурса в историю антропологического подхода к фольклорному творчеству получает теоретическое осмысление антропология фольклора. В научный оборот впервые вводятся такие термины и понятия, как геноавтор, фольклорный «автор», инициарный автор, разрабатывается их теория.

5. Впервые представлена оригинальная научно обоснованная типология фольклоризма и концепция исторических волн фольклоризации литературных произведений.

6. В своей практической работе фольклористы БГУ опираются на разработанный ими универсальный принцип классификации всего фольклорного массива как системы традиционных и нетрадиционных жанров (квазижанров, экстражанров, инфражанров, метажанров), успешно занимаются изучением фольклорно-этнографических комплексов, уточнением специфики и границ разных фольклорных жанров, исследуют особенности фольклорной поэтики и семантики.

7. Разработана оригинальная методика исследования феноменологии фольклорных жанров, результативность которой получила весомое подтверждение в книге Р. М. Ковалевой и Т. В. Лукьяновой «Жанравы код фальклорнай карціны свету» (2012), где впервые представлена типология жанровых картин мира в белорусской фольклорной прозе и детском фольклоре.

8. На основе концептуальных научных разработок авторов – Р. М. Ковалевой, О. В. Приемко, Т. В. Лукьяновой впервые в Беларуси создано объемное учебно-методическое пособие «Основы теории фольклора» (2021), не имеющее аналогов в СНГ.

9. Фольклористы БГУ становятся инициаторами подготовки коллективных изданий, в которых принимают участие коллеги из других вузов и стран. Среди последних назовем коллективные монографии «Цень стралы: культурныя і вербальныя коды традыцыі» (2018), «Междуречье: теория и практика интегративных исследований в гуманитаристике» (2021), учебное пособие «Фалькларыстыка. Веснавыя песні: поўнач — поўдзень» (2020).

А теперь подробнее о наиболее значимых направлениях и итогах работы университетской школы фольклористики.


О. В. Приемко
Участие в конкурсах Белорусского фонда фундаментальных исследований и результаты выполнения проектов

С начала ХХІ века представители университетской школы фольклористики неоднократно являлись исполнителями исследовательских проектов, включенных в Государственную программу научных исследований (ГПНИ) и соответствующих одному из приоритетных направлений фундаментальных и прикладных научных исследований Республики Беларусь, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь.

В 2006 – 2010 гг. в рамках госпрограммы ГКПНИ «История и культура» был успешно выполнен научный проект «Локально-региональные парадигмы белорусского фольклора» (руководитель – Р. М. Ковалева, № госрегистрации 20061692). Его результаты дали возможность подготовить учебно-методическое пособие «Лакальна-рэгіянальныя парадыгмы беларускага фальклору» в трех частях: Ч. 1: Заходнепалескія куставыя песні (Р. М. Ковалева); Ч. 2: Вясельныя песні Піншчыны (О. В. Приемко); Ч. 3: Песні «Стралы». Русальныя песні ( Р. М. Ковалева, Т. А. Морозова и др).

Научное задание «Изучение интегративных процессов в белорусском народном творчестве: типология, динамика, современное состояние» (руководитель – Р. М. Ковалева, № госрегистрации 20114800) выполнялось в рамках ГПНИ «Гуманітарныя навукі як фактар развіцця беларускага грамадства і дзяржаўнай ідэалогіі (Гісторыя, культура, грамадства, дзяржава)» в течение следующих пяти лет – с 2011 по 2015 гг. Результативность его выполнения получила подтверждение в ряде научных статей и книг, в частности в книге Р. М. Ковалевой и Т. В. Лукьяновой «Жанравы код фальклорнай карціны свету  2012) и Р. М. Ковалевой «Курочка Ряба и другие: Что-то вроде уроков воспитания» (2013).

Выполнение в 2016 – 2020 гг. исследовательского проекта «Комплекснае даследаванне інтэграцыйных працэсаў у сферы слоўнага мастацтва беларусаў» (руководитель Р. М. Ковалева, № госрегистрации 20161826) позволило разработать оригинальную концепцию интегративной фольклористики, подкрепленную публикацией целого ряда научных статей и изданием двух учебно-методических пособий, предназначенных для студентов, магистрантов, аспирантов: Ковалева Р. М., Приемко О. В. Интегративная фольклористика (Минск: БГУ, 2017) и Ковалева Р. М. Актуальные вопросы фольклористики как интегративной дисциплины (Минск: БГУ, 2020). Они широко используются коллегами из других вузов республики, в частности БАМ, БГУКИ, ГГУ. Благодаря данным пособиям преподавание фольклористики и научно-исследовательская работа выходит на качественно новый уровень.

В настоящее время фольклористы филологического факультета выполняют научные темы «Жанрава-відавая адметнасць і аксіялогія беларускай фальклорнай творчасці на сучасным этапе» (руководитель Т. А. Морозова, № госрегистрации 20212229) и «Сістэма навуковай бяспекі фалькларыстыкі на шляху да інтэгратыўнасці» (руководитель О. В. Приемко, № госрегистрации 20212273), которые соответствуют одному из приоритетных направлений фундаментальных и прикладных научных исследований Республики Беларусь, утвержденных на 2021–2025 годы постановлением Совета Министров Республики Беларусь, – «Грамадства і гуманітарная бяспека беларускай дзяржавы». Наше участие в данных проектах обусловлено неприятием небезопасного для дальнейшего развития национальной гуманитаристики нигилистического отношения к филологической фольклористике, якобы исчерпавшей свои научные ресурсы.


Т. В. Лукьянова
Периодическое издание «Фалькларыстычныя даследаванні»

Среди изданий, подготовленных сотрудниками кафедры, особое место занимает сборник научных статей «Фалькларыстычныя даследаванні: Кантэкст. Тыпалогія. Сувязі». Он объединил авторов, чей научный поиск затрагивает фольклористику и связанные с нею сферы – мифологию, литературоведение, этнолингвистику, этнологию, культурологию, этномузыкологию, социологию, историю и др. В выпусках сборника нашли отражение результаты работы над многими научными проектами, выполненными преподавателями, аспирантами, магистрантами и студентами кафедры на протяжении почти двадцати лет. В нем публикуются материалы «Ширмовских чтений» и непериодического республиканского научно-практического семинара «Современная фольклористика, мифология, этнология: позитивные, негативные, противоречивыя векторы движения», проводящегося на базе филологического факультета БГУ.

Список авторов «Фалькларыстычных даследаванняў» впечатляющий. Он включает ученых из ведущих научных и высших учебных заведений республики – Института искусствоведения, этнографии и фольклора им. К. Крапивы НАН Беларуси, литературоведческих и языковедческих кафедр филологического факультета, кафедры этнологии, музеологии и истории искусств исторического факультета, кафедры литературно-художественной критики Института журналистики БГУ, БГПУ им. М. Танка, Гомельского госуниверситета им. Ф. Скорины, Гродненского им. Янки Купалы, Брестского им. А. С. Пушкина, Могилевского им. А. А. Кулешова, Мозырского им. И. П. Шамякина, Полоцкого госуниверситета, БГУ культуры и искусств, Белорусской государственной академии музыки и др., а также представителей из ближнего и дальнего зарубежья.

Редакторский коллектив сборника с особым вниманием относится к работам молодых исследователей, поддерживая их начинания и помогая сориентироваться в выборе научного пути. Из статей ряда авторов, впервые опубликовавшихся в «ФД», позднее выросли серьезные исследовательские работы – монографии и диссертации. Публикации сборника позволяют увидеть перспективные направления фольклористических и близких к ним исследований, определить лакуны, требующие внимания со стороны ученых, дают возможность ввести в научный оборот новые фольклорные тексты, научные понятия и термины, познакомиться с живыми наблюдениями над современным бытованием фольклора. Исследовательское поле фольклористики, представленное на страницах сборника, широко и продолжает обогащаться с каждым новым выпуском, открывая перед научной мыслью новые горизонты.

Своим основанием серия «Фалькларыстычныя даследаванні: Кантэкст. Тыпалогія. Сувязі» обязана автору идеи, главному организатору работы над изданием кандидату филологических наук, доценту Р. М. Ковалевой и кандидату филологических наук, доценту О. В. Приемко. Регулярный выпуск сборника стал возможным благодаря коллективной кропотливой работе сотрудников кафедры теории литературы, трансформировавшейся в кафедру теоретического и славянского литературоведения, и учебно-научной лаборатории белорусского фольклора. Редакционная коллегия сборника состоит из докторов филологических наук В. П. Рагойши, Г. А. Барташевич, Т. И. Шамякиной, А. В. Морозова, А. Н. Андреева, А. И. Бельского, кандидата филологических наук Р. М. Ковалевой (ответственный редактор). К сожалению, уже нет с нами доктора филологических наук К. П. Кабашникова и доктора искусствоведения Л. П. Костюковец, которые на протяжении ряда лет являлись постоянными членами редколлегии «ФД»и поддерживали все наши начинания.

Развитие и совершенствование «Фалькларыстычных даследаванняў» продолжалось на протяжении полутора десятков лет, все пятнадцать выпусков ФД проходили серьезное научное редактирование. Оно осуществлялось собственными силами, что становилось для нас хорошей школой подготовки рукописей к печати. В оформлении обложек использовались творческие работы мастера соломоплетения Елены Шабуни и мастера белорусской вытинанки Натальи Сухой, художниц Евгении Суховерховой и Татьяны Таран.


Т. А. Морозова
Ширмовские чтения

Первые Ширмовские чтения прошли на филологическом факультете Белорусского государственного университета в 1999 году и были данью уважения белорусскому фольклористу, литературоведу, публицисту, хоровому дирижеру, общественному и музыкальному деятелю Григорию Романовичу Ширме. Идея чтений в честь Григория Ширмы возникла не на пустом месте. Во-первых, в свое время фольклористы БГУ нашли в его лице мудрого советчика и консультанта, нацелившего на собирание уникального полесского фольклора, а затем и редактора первого регионального сборника «Белорусский фольклор в современных записях. Традиционные жанры. Брестская область», изданного в 1973 году. Несмотря на плотный график работы с хором, Григорий Романович находил время для встреч с университетской молодежью и фольклористами БГУ, чтобы узнать о проблемах и новостях, помочь словом и делом. Именно Григорий Романович был идеологом создания Научно-исследовательской лаборатории белорусского фольклора. Во-вторых, в свое время уникальность Ширмовских чтений проистекала из сознательной ориентации организаторов на научное содружество разных поколений - от студентов до докторов наук, работавших во время конференции не в разных секциях, а в одних и тех же, что, на наш взгляд, способствовало укреплению интереса к изучению фольклора у молодежи. В этом фольклористы БГУ убедились, когда готовили к изданию первый выпуск «Фалькларыстычных даследаванняў» (2004).

Первые Чтения прошли при поддержке руководства филологического факультета и получили хорошие отзывы. По итогам Чтений было принято постановление об их регулярном проведении один раз в год, в конце ноября, с приглашением студентов и преподавателей из других вузов. Постепенно к нашей работе подключились столичные вузы и научно-исследовательские институты, а позже и региональные (ГГУ им. Ф. Скорины, БрГУ им. А. Пушкина, ГГУ им. Янки Купалы, Полесский университет). Во второй половине 2000-х годов Чтения вышли на международный уровень: к работе присоединились университеты Чехии, Болгарии, Норвегии. Правда, это не стало устойчивой традицией, на что есть объективные и субъективные причины.

С 2014 года регулярность проведения Чтений изменилась: кафедра теории литературы посчитала целесообразным организовывать их раз в два года. Ширмовские чтения доказали свою эффективность, и наконец с 2018 года их впервые в истории включили в План нучных мероприятий БГУ, присвоив новый статус – Республиканская научно-практическая конференция с международным участием «Ширмовские чтения». В 2018 году юбилейные пятнадцатые Чтения мы посвятили 90-летию со дня рождения ученика Г. Р. Ширмы Владимира Раговича, несколько лет проработавшего в лаборатории белорусского фольклора БГУ, а в 2020 году – 100-летию БГУ, которое отмечается в нынешнем, 2021 году.

За это время оргкомитет Чтений не раз обновлял проблемное поле как конференции в целом, так и секций, однако неизменно следовал своему основному правилу: к участию в работе Чтений всегда приглашались студенты, магистраты и аспиранты – молодое поколение, изучающее не только фольклор, но и его связи с мифологией, литературой, культурой.

К сожалению, учитывая эпидемиологическую обстановку, работу шестнадцатых Ширмовских чтений пришлось организовать на Гугл-диске в Интернете.


Т. А. Морозова
Республиканские научно-практические семинары по проблемам фольклористики и преподавания устного народного творчества

В сентябре 2007 года фольклористы кафедры теории литературы и учебно-научной лаборатории белорусского фольклора при кафедре теории литературы апробировали новую форму обмена опытом с коллегами – открытый научно-практический семинар «Проблемы преподавания фольклора в вузе». Семинар был посвящен 85-летию Веры Анисимовны Захаровой, благодаря которой были заложены основы современного архива фольклорных материалов филологического факультета. Семинар получил хороший отклик среди коллег-фольклористов, которые посчитали его нужным, полезным интересным и предложили проводить его ежегодно, что было успешно реализовано: в период с 2007 по 2010 год прошли четыре подобных семинара, причем в 2009 году научно-методический диапазон проблематики семинара пришлось расширить в связи с возникшим к нему интересом у преподавателей близких к фольклористике наук. В результате III (2009) и IV (2010) открытые научно-методические семинары прошли под названием «Проблемы преподавания фольклора, мифологии и этнологии в вузе и других учебных учреждениях».

С 2013 года тематика и направление работы семинара претерпели изменения: из научно-методического он трансформировался в научно-практический под названием «Современный фольклор, мифология, этнология: позитивные, негативные, противоречивые векторы движения». Данный семинар проходил один раз в 2014 году и дважды – в 2018 году (апрель и октябрь).

Фольклористы кафедры теории литературы и учебно-научной лаборатории постоянно искали новые темы для обсуждения со своими коллегами. Так, в 2015 году они организовали и провели Круглый стол, посвященный памяти доктора искусствоведения, профессора кафедры белорусской музыки БГАМ Ларисы Филипповны Костюковец, «Л. Ф. Костюковец: Человек. Ученый. Учитель», с участием ее коллег из Белорусской академии музыки, а в 2016 году – научно-практический семинар «Проблемы изучения мифологии и фольклора».

В 2019 году была апробирована новая форма – расширенный Семинар-консультация по проблемам изучения фольклора, прошедший за год трижды (в феврале, апреле и ноябре). В 2020 году проведение семинаров было приостановлено в связи с пандемией, но возобновилось в 2021 году проведением Круглого стола «Кому и зачем нужна филологическая фольклористика?» На очереди – организация Круглого стола «Место традиционной художественной культуры в современном обществе», посвященного 80-летию со дня рождения Василия Литвинко (запланирован на декабрь 2021 года).

Обзор проведения фольклористами кафедры теории литературы (с апреля 2019 года – кафедры теоретического и славянского литературоведения) и учебно-научной лаборатории белорусского фольклора научно-практических и научно-методических мероприятий указывает на их стремление к постоянному обмену опытом, на быстроту реакции-ответа в связи с проходящими в науке изменениями и вызовами. Интерес к этим мероприятиям очевиден, о чем свидетельствует желание коллег принимать в них участие.


О. В. Приемко
Студенческая научно-исследовательская лаборатория (СНИЛ) «Фольклористика»

Фольклористы кафедры всегда уделяли особое внимание научной работе студентов, стремились помочь начинающим исследователям влиться в научный континуум. Закономерным результатом явилось формирование студенческой научно-исследовательской лаборатории, получившей название «Фольклористика». Инициатором организации СНИЛ «Фольклористика», идею которой поддержал тогда еще заместитель декана по научной работе доктор филологических наук И. С. Ровдо, выступила кандидат филологических наук, доцент кафедры теории литературы Р. М. Ковалева. В 90-е годы ХХ века в рамках спецсеминара она собрала группу студентов, заинтересовавшихся проблемами фольклора, помогла определиться с вектором научного поиска. Благодаря проведённой ею концептуальной разработке научного проекта «Усходнеславянскі фальклор: пошукі новых падыходаў» филологи стали победителями конкурса грантов для студентов и аспирантов БГУ (1998). В результате появились интеллектуальные продукты коллективной научной работы – сборники «Восточнославянский фольклор: поиски новых подходов» (Молодечно, 2000), «На хвалях філалогіі: Даследаванні па тэорыі літаратуры і славянскай фалькларыстыцы» (Мінск, 2002) и книга «Свет славянскага фальклору» (Минск: БГУ, 2001).

Проблематика

Опыт показывает, что решение глобальных проблем начинается с малого, истоком «большой» науки могут становиться наработки студентов. Практика функционирования СНИЛ «Фольклористика» продемонстрировала, что начинающие исследователи выбирают индивидуальные научные темы, еще не получившие теоретического и практического обоснования, занимаются их разработкой, инсталлируя в современный научный дискурс. Такими ноу-хау наших студентов, магистрантов и аспирантов за годы работы СНИЛ стали следующие проблемные блоки: «Усходнеславянскі фальклор: пошукі новых падыходаў» (Т. Ивахненко, М. Ковалева, А. Турович, М. Кудряшова, О. Смирнова, А. Черота); «Традиционные жанры белорусского фольклора» (Т. Лукьянова, Е. Алфёрова, С. Шамякина); «Белорусский фольклор в гендерном аспекте» (Ю. Вашкова, О. Полукошко, А. Половеня,); «Поэтика фольклора» (А. Небовсенко, В. Орлова, А. Боярских, Н. Конобеева); «Фальклорная спадчына сербскага народа» (О. Вахмянина, А. Сакович, Н. Супрунчук); «Фольклор и постфольклорные явления» (В. Горнистова, О. Горицкая, Н. Туровская); «Психофольклористика» (М. Латышкевич, И. Мезинов, М. Дикун) и другие. Многие из молодых представителей университетской школы фольклористики, защитив кандидатские диссертации, осуществили собственный вклад в развитие белорусской науки.

В последнее время в рамках СНИЛ выполнялись различные научные темы, в том числе соотнесенные с проблематикой исследований преподавателей фольклора и руководителя лаборатории кандидата филологических наук, доцента О. В. Приемко: «Фальклор майго дзяцінства», «Художественная актуализация инфернального в фольклоре, литературе, киноискусстве», «Фальклор ва ўмовах дыялогу язычніцкай і хрысціянскай культур», «Интегративные процессы в современном фольклоре и массовой литературе», «Терминология фольклористики ХХI века» и др. Участники СНИЛ предлагают свои наработки в русле интегративной фольклористики: мифофольклористики, лингвофольклористики, психофольклористики, эстофольклористики, этнофольклористики, социофольклористики, клиофольклористики, геофольклористики.

За годы работы СНИЛ «Фольклористика» приобрела статус республиканского организационного центра по участию студентов в фольклористических исследованиях. К сотрудничеству постоянно привлекаются студенты и специалисты различных факультетов БГУ, БГУКиИ, БГПУ, БГАИ и других вузов республики, устанавливаются тесные творческие связи со студентами из Китая, Туркменистана, Польши и других стран.

Интересное в рамках СНИЛ

В рамках СНИЛ оформился электронный фольклорно-этнографический и литературно-художественный альманах фольклористов БГУ «Дзьмухавец», являющийся уникальным по своей концепции и наполнению (www.almanah-dzmuhavec.narod.ru); сформировалась и работала группа солисток, ориентирующихся на народный репертуар (Анна Небовсенко, Клаудиа Касануэва, Руслана Карахоева и др.); функционировала студия аутентичного танца «Апалушкi» для студентов филологического факультета под руководством (на общественных началах) известного белорусского этнохореографа Н. А. Козенко (к сожалению, только один год). СНИЛ «Фольклористика» поддерживает работу литературно-фольклорной гостиной «Дзьмухаўца», как в прошлом поддерживала «Клуб любителей фантастики» под началом М. Латышкевич и дискуссионный клуб «Cogito».

Победители

Отметим, что СНИЛ «Фольклористика» неоднократно становилась победителем конкурсов грантов и конкурсов СНИЛ БГУ (1998, 2003 (разработка нескольких научных проектов одновременно), 2011, 2013, 2016, 2017 и др. гг.). Студенты-члены СНИЛ имеют возможность участвовать в международных и республиканских научных конференциях, публиковать результаты исследований в различных научных изданиях. За активную научно-исследовательскую работу участники СНИЛ получают рекомендации для поступления в магистратуру и аспирантуру, а также денежные премии.

И проблемы

К сожалению, в работе СНИЛ «Фольклористика» существуют проблемы, связанные с отсутствием материально-технической базы, необходимой, в частности, для подготовки презентаций и использования фольклорного материала в учебном процессе. Дело в том, что за весь период своего существования СНИЛ «Фольклористика» не имела абсолютно никакого оборудования, необходимого для решения задач в рамках научных направлений деятельности СНИЛ. Мы неоднократно обращались к руководству университета с просьбой обеспечить СНИЛ «Фольклористика» оборудованием, которое позволило бы ей выйти на новый уровень постановки научно-исследовательских проектов, подготовить с помощью студентов комплекс нужных учебно-методических материалов, решить ряд идейно-воспитательных задач, важных для факультета в целом.

Предложения

Официально наши темы не входят в какие-либо государственные программы. Мы не ощущаем интереса к своей работе со стороны возможных научных кураторов. Следует учесть также, что в настоящее время, как это ни странно, исследование фольклора не относится к числу приоритетных (см. документы ВАК). Мы готовы выйти на международные конкурсы грантов. Заметим, что интерес к белорусскому фольклору огромен, поскольку, например, Западная Европа, лишенная, в отличие от Беларуси, живой фольклорной традиции, вынуждена заниматься семиотикой быта и повседневности. Наши попытки установить сотрудничество с Польшей, Чехией, Словакией, Болгарией и другими странами заканчивались на вопросе, кто будет финансировать совместный проект.

Считаем, что для дальнейшей активизации НИРС в области фольклористики следует: ввести на филфаке БГУ специальность «Фольклористика»; создать комплекс «Кабинет фольклора – студия звукозаписи»; кроме финансирования годовых тем по грантам, ввести стабильное финансирование долговременных НИРС-проектов, тесно связанных с задачами совершенствования учебного процесса.

Безусловно, что работа в рамках СНИЛ «Фольклористика» дает возможность участвовать в решении важных государственных задач в соответствии с республиканской программой «Моладзь Беларусi», Концепцией патриотического воспитания молодежи в РБ и обеспечивать (в рамках Программы перспективного развития БГУ) профессиональное становление студента как самостоятельной личности с творческим стилем мышления и высоким уровнем научной, культурной и идеологической компетенции.


С. В. Шамякина
Исследование жанрового пространства белорусского фольклора

Это приоритетное направление работы представителей фольклористической школы БГУ. С 1994 года чтение курса устного народного творчества осуществлялось в рамках кафедры теории фольклора, а затем теоретического и славянского литературоведения, что обусловило устойчивое внимание фольклористов БГУ к теории жанра и принципам классификации фольклорных жанров. С одной стороны, преподаватели фольклора стремились учитывать наработки теоретиков литературы и фольклора ХХ века, с другой ­– преодолеть те сложности, которые испытывали предшественники, с третьей – найти ответы на вопросы, остававшиеся дискуссионными много лет.

Концепция фольклорного жанра

Мы принципиально не являемся сторонниками переосмысления концепции фольклорного жанра, кардинального обновления этого понятия и по-прежнему рассматриваем жанр как типологическое явление, модель, инвариант в совокупности жанрообразующих и жанроопределяющих черт. Подходы, используемые фольклористами кафедры в своих исследованиях, ориентированы на перекрестную (полицентрическую) классификацию произведений, что роднит их с теоретиками литературы, занимающимися проблемами жанровой типологии.

Отличается новизной системное представление фольклора как иерархии жанр — жанровый класс — жанровый вид — жанровая разновидность. Впервые область белорусского устно-поэтического творчества представлена в виде сложно организованной системы традиционных жанров и нетрадиционных жанровых образований – квазижанров, инфражанров, экстражанров, метажанров, каждый из которых представляет собой вполне самостоятельный класс.

Феноменологический подход

Впервые в белорусской науке разработан феноменологический подход к изучению фольклорных жанров, предполагающий их рассмотрение в эстетическом единстве фольклорного сознания – жанрового мышления – художественного произведения. Он обосновывается в книге Т. В. Лукьяновой «Няказкавыя жанры беларускай фальклорнай прозы: фенаменалагічны аналіз» (2011), а его широкие возможности продемонстрированы в книге Р. М. Ковалевой и Т. В. Лукьяновой «Жанравы код фальклорнай карціны свету: Няказкавая проза. Дзіцячы фальклор. Загадкі. Казкі» (2012). Феноменологический анализ значительно расширяет и углубляет представления о своеобразии жанров белорусского фольклора. Последующее выделение данными авторами феномена дискурсивной несказочной прозы подтвердило представление о фольклорной культуре как живом, развивающемся явлении.

Надо сказать, что фольклористы БГУ занимаются изучением практически всех жанров белорусского фольклора. Объектом их научного интереса являются не только традиционные жанры, но и оригинальные явления городского фольклора – детский, студенческий, армейский, «фанатский», фольклор современных молодёжных субкультур (например, геймеров и т. п.), граффити, девичий альбом, мужской альбом, эпистолярные формы, современная городская проза и т. д. Жанровому составу и сущностным характеристикам белорусского городского фольклора посвящена, в частности, книга «Современный городской фольклор» (2014).

Круг интересов

Круг объектов изучения у одних представителей университетской науки весьма широк, у других несколько уже, что, однако, дает им возможность глубже вникнуть в проблематику изучаемого явления. Так, в сфере главных интересов кандидата филологических наук Р. М. Ковалёвой – календарно-обрядовая поэзия в ее связях с народной обрядностью (колядные, щедровские, масленичные, весенние, волочебные песни, песни обрядов вождения и захоронения «стрелы», вождения Куста, русальные, купальские, жнивные), однако не обойдены вниманием семейно-обрядовая и внеобрядовая поэзия, сказочная и несказочная проза, малые жанры белорусского фольклора. Результаты исследований нашли отражение в ряде изданий: «Абрысы рытуальна-магічнай сферы беларускага фальклору» (2005), «Лакальна-рэгіянальныя парадыгмы беларускага фальклору» (Ч. 1. 2008; Ч. 3. 2015), «Фалькларыстычны калейдаскоп» (2009) и др.

Впервые предметом специального исследования становится поэтика календарно-обрядовых песен, маркирующих календарные переходы от зимы к весне, от весны к лету и т. п., – масленичных, троицких, кустовых, русальных, чему посвящены книга кандидата филологических наук Т. А. Морозовой (Івахненка) «Паэтыка беларускіх абрадавых песень перыядаў каляндарных пераходаў» (2002) и раздел «Русальныя песні» в книге «Лакальна-рэгіянальныя парадыгмы беларускага фальклору» (Ч. 3. 2015).

Жанровая специфика свадебных песен досконально рассмотрена в ряде научных работ кандидата филологических наук О. В. Приемко. Особый интерес представляет ее монография «Лакальна-рэгіянальныя асаблівасці беларускіх вясельных песень: Піншчына» (Минск, 2010).

Жанровые разновидности белорусской необрядовой лирики, в частности бытовые, социальные, юмористические песни и частушки, были в поле зрения Р. М. Ковалёвой, О. В. Приемко, Т. А. Морозовой, Т. В. Лукьяновой, О. И. Полукошко, С. И. Крыловой, В. К. Каратая. Творческим коллективом кафедры была подготовлена книга «Пазаабрадавыя песні», изданная в 2010 году. Отдельные выпуски посвящены хороводным и балладным песням – «Карагодныя песні (карагоды)» (2009), «Баладныя песні (балады)» (2010). Не обойден вниманием и жанр жестокого романса.

Изучением жанра сказки у восточных славян занимаются доктор филологических наук Т. И. Шамякина, кандидат филологических наук С. В. Шамякина и др. Так, в частности, С. В. Шамякина сделала шаг от студенческой, но довольно объемной работы «Verbo tenus (У прасторы слова): Філалагічныя эцюды» (2003) к анализу содержательных и формальных особенностей волшебной сказки, завершившемуся изданием книги «Рэчы ў казачным сусвеце» (2005). Отдельные статьи, посвященные исследованию специфики сказочного жанра, принадлежат С. И. Крыловой, А. С. Альшевской, М. Ю. Латышкевич.

Жанры белорусской несказочной прозы – легенды, былички, устные рассказы, небылицы составляют сферу научных интересов кандидата филологических наук, доцента Т. В. Лукьяновой. Актуальные проблемы их жанровой специфики рассмотрены в ряде статей и книг, в частности в работе «Фальклорная няказкавая проза» (2012, в соавторстве).

Ряд аспектов белорусских заговоров, одного из древнейших жанров фольклора, рассматривались в статьях Р. М. Ковалевой, М. В. Шамякиной, В. С. Денисенко. Особо отметим работы В. С. Денисенко, которая впервые в белорусской фольклористике подвергла сравнительному анализу белорусские и ведийские заговоры.

Лакуны

Фольклористы филологического факультета БГУ в сотрудничестве с коллегами-литературоведами проделали объемную и концептуально значимую работу в области изучения жанров устного народного творчества. Приходится констатировать, что не все традиционные жанры белорусского фольклора достаточно хорошо изучены именно со стороны их жанровой природы. Практически не затрагивались вопросы жанровой специфики семейно-обрядовых крестильных (радзінна-хрэсьбінных) песен, особенностей белорусских исторических песен, докучных и новеллистических сказок, скороговорок, современного интернет-фольклора, вербальных компонентов народного театра. Мало внимания уделялось некоторым жанрам детского фольклора, загадкам, пословицам и поговоркам, народным играм, смеховой прозе и поэзии.

Перспективы

Перспективы дальнейших исследований специфики жанров видятся нам не только в расширении объектной и предметной области, но также в обнаружении динамики жанровой преемственности и социокультурных причин исчезновения некоторых явлений.

Большой потенциал имеет компаративистское изучение жанров белорусского фольклора, что продемонстрировали наши исследования белорусского фольклора в сравнении с русским, украинским, сербским, чешским, а также календарной гимничной поэзии белорусов в сопоставлении с гимнами ариев ведийской эпохи. Но этого мало.

Полагаем, что углубленного изучения заслуживают те жанры, которые лучше всего сохранились именно на территории Беларуси, например, песни волочебные, осенние, родинные и др.

В ХХІ веке все большую значимость приобретают междисциплинарные исследования фольклора, позволяющие получить совершенно новые представления о фольклорных жанрах. Здесь базой может послужить разработанная нами концепция интегративной фольклористики.


О. И. Полукошко
Учебно-научная лаборатория белорусского фольклора

В настоящее время учебно-научная лаборатория белорусского фольклора функционирует при кафедре теоретического и славянского литературоведения, однако деятельность лаборатории в разных организационных статусах насчитывает уже четыре десятилетия: так в 1981 году был образован сектор белорусского фольклора и диалектологии, который уже в 1985 году преобразовали в одноименную научно-исследовательскую лабораторию. За весь период существования лаборатории здесь работали Василий Литвинко, Николай Антропов, Владимир Рогович, Галина Кутырёва, Вера Острейко, Анатолий Литвинович, Ноколай Котов, Валентина Трайковская, Игорь Запрудский, Юрий Выдронок, Виктор Каратай, Римма Ковалёва, Татьяна Морозова, Татьяна Лукьянова и др. Их научная деятельность и определяла основные проблемно-тематические направления исследований лаборатории: локально-региональное изучение национального фольклора, образовательно-культурологическая интерпретация фольклора как основы этнической и традиционной народной культуры, этнолингвистика. С 2000-х годов векторы исследований обогатились: в поле зрения сотрудников лаборатории оказались социодинамика фольклора, феноменология фольклорных жанров, междисциплинарное изучение фольклора.

Учебно-научная лаборатория белорусского фольклора наравне с кафедрой является координационным центром фольклорной практики. Здесь разрабатываются некоторые программы-опросники, нормы оформления отчетных материалов, именно сюда стекаются все фольклорные и этнографические материалы, собранные нашими студентами.

Фольклорный архив

Фольклорный архив при лаборатории существует с момента ее образования, но только в июле 2019 года он получил документальный статус и отдельное название – Фонд фольклорных материалов. В его состав вошли региональный архив, жанровый архив, аудио- и видеоархив, собрание цифровых носителей (диски, дискеты и иные электронные накопители с отчетными материалами по фольклорной практике) и эталонный мультимедийный банк - фонд цифровых копий фольклорных материалов, который размещается на сайте электронной библиотеки БГУ и постепенно пополняется. На сегодняшний день в нем размещено 11 270 фольклорных единиц текстового, звукового и графического форматов. Работа по пополнению электронного банка продолжается, как продолжается и оцифровка фольклорных материалов лаборатории. Сотрудники лаборатории отсканировали 27 258 (26.32 Гб) карточек, что приблизительно составляет 10 % от общего объёма материалов жанрового архива. В задачах на будущее – оцифровка материалов регионального архива, который насчитывает порядка 500 000 фольклорных единиц.

На базе архива

Сохранение фольклорных материалов – одна из основных задач лаборатории. В нашем Фонде хранятся во многом уникальные записи со всех регионов Беларуси с начала 60-х годов прошлого века. Данный материал составил основу исследований, выполнявшихся на базе лаборатории. К нему обращались не только сотрудники лаборатории и кафедры, но также фольклористы НАН Беларуси, в частности, при подготовке свода белорусского фольклора, и ряд независимых исследователей. В этом контексте можно назвать книгу Р. М. Ковалевой «Хто прадзе сярэбраныя ніці?..» о фольклорной практике студентов БГУ в трех районах Гомельской области (2013), методические издания фольклористов БГУ и сотрудников лаборатории: «Баладныя песні (балады)», «Пазаабрадавыя песні», «Фальклорная няказкавая проза», «Современный городской фольклор», «Фалькларыстыка. Веснавыя песні: поўнач – поўдзень» «Фальклорная практыка», а также книгу под редакцией академика НАН РБ А. И. Локотко «Песні пакінутых вёсак», составителями которой были доктор филологических наук Т. В. Володина и кандидат искусствоведения Н.Г. Мазурина (2016), ряд статей И. Бутова.

Сотрудники лаборатории в тандеме с фольклористами кафедры занимались подготовкой научных изданий: сборника научных статей «Фалькларыстычныя даследаванні: Кантэкст. Тыпалогія. Сувязі», «Вулей і пчолы. Вектары сучаснай фалькларыстычнай школы БДУ», сборников материалов научных конференций «Фальклор і этнакультура Палесся ў індаеўрапейскім кантэксце», «Фальклорная спадчына Р. Шырмы і Г. Цітовіча» и др.

Наши методические разработки адресованы, в первую очередь, студентам-первокурсникам филологического факультета, которые проходят фольклорную практику. Они призваны помочь им ориентироваться в жанровой классификации фольклора, выработать подходящую ситуации модель поведения с информантами, правильно записать и грамотно оформить полученную информацию, чтобы материалы были полезны в настоящем и, соответственно, востребованы в будущем.

Новой в работе учебно-научной лаборатории белорусского фольклора стала форма работы с посетителями. Если раньше фольклорный архив был преимущественно закрытым университетским собранием, то с 2019 года открылся доступ к материалам для всех желающих. С более подробным перечнем услуг и их стоимостью можно ознакомиться на сайте УНЛБФ в разделе «Платныя паслугі» (http://folkndl.bsu.by).

Презентация

Презентацией различных направлений работы лаборатории и своеобразным итогом ее почти 20-летней деятельности стало издание «Вучэбна-навуковая лабараторыя беларускага фальклору БДУ: метадычныя рэкамендацыі па арганізацыі вучэбнай, навуковай і архіўнай работы» (2017; в 2 частях).

Планы

В планах лаборатории – продолжать работу по обозначенным выше направлениям и расширять географию сотрудничества. В скором времени учебно-научную лабораторию белорусского фольклора ожидает очередной переезд в новое здание. Надеемся, что он будет сопровождаться укреплением и обновлением материальной базы, а также со временем и решением вопроса дефицита кадров.


Р. М. Ковалева
Проблемы и перспективы

В настоящее время коллектив фольклористов столкнулся с рядом организационных проблем, обусловленных разными обстоятельствами. Мы опасаемся, что они могут неблагоприятно сказаться на судьбе университетской школы фольклористики вплоть до ее кризиса и исчезновения.

1. Сборник «Фалькларыстычныя даследаванні», за исключением первого выпуска, издание которого материально поддержал университет по инициативе отдела НИЧ ГУН БГУ в лице А. Г. Захарова, до сих пор существует только за счет средств авторов. К сожалению, прецедент не получил продолжения, но мы продолжали готовить к публикации новые выпуски, понимая, что эта работа является важной составной частью университетской школы фольклористики и нашим долгом перед всеми, кто работал в университете до нас.

2. В свое время фольклорный архив филологического факультета пережил пять переездов, что оказалось фатальным для сохранности его фондов. В частности, почти полностью исчезли видеоматериалы, а масштабы потерь, затронувших локально-региональный архив, можно было оценить только на глаз. Исчезновение книг регистрации материалов, поступавших после проведения фольклорной практики, не позволило потом провести полноценную инвентаризацию архива. Фактически планомерная работа по научному описанию архива и подготовке электронных реестров началась с приходом в лабораторию на должность заведующего кандидата филологических наук Т. А. Морозовой и продолжилась О. И. Полукошко.

3. К сожалению, было закрыто этнолингвистическое направление, что прервало связи нашего вуза с московской школой этнолингвистики. Последний всплеск — проведение в 2003 году конференции «Праблемы ўсходнеславянскай этналінгвістыкі», посвященной 80-летию основателя этой школы Н. И. Толстому, и издание материалов конференции, включавших раздел «Фальклор ў этналінгвістычных даследаваннях».

4. До минимума сократился коллектив сотрудников лаборатории белорусского фольклора, где, в частности, уже нет этномузыковеда, а без него создание фонокаталога, необходимого в любом фольклорном архиве, лишено перспектив. На повестке дня работа по формированию дигитального (цифрового) архива, возможная только при использовании адаптированных для наших целей компьютерных программ и наличия специалиста соответствующего профиля.

Выводы

Таким образом, университетская школа фольклористики вполне подтверждает свой научный авторитет как флагмана в области теории и методологии фольклористических исследований. Наш коллектив единомышленников адекватно оценивает современную, достаточно сложную для науки, ситуацию, собственные силы и возможности. Вместе с тем нас не оставляет надежда на укрепление своих рядов, необходимое не только для дальнейшего развития указанных направлений, но и для реализации новых планов, разработки новых проектов, отвечающих современным научным требованиям. А они у нас есть.