Той самы кут…


Вячеслав Калацей, кандидат культурологии, зав. кафедрой этнологии и фольклора БГУКИ

Университетская модель обучения искусству устной традиции
(опыт кафедры этнологии и фольклора БГУКИ)

В книге «Архаика в мировой художественной культуре» Ангелина Алпатова образно назвала главу об обрядовом фольклоре «Память предков: музыка космоса и земли». Сохранить музыку космоса и белорусской земли - задача, которую совместно решают преподаватели и студенты кафедры этнологии и фольклора БГУКИ.

Основные достижения кафедры на протяжении 2003–2020 годов следующие:
а) разработка и внедрение модели подготовки специалиста-практика по сохранению неосязаемого культурного наследия и фольклора;
б) разработка и внедрение модели инновационной кафедры практической фольклористики (кафедры искусства устной традиции в современном университете);
в) широкое международное признание результатов данной деятельности.

XXI век поставил ряд проблем не только перед фольклором отдельных народов, но и перед всем человечеством. Глобализацию, которую часто приветствуют как переход на качественно новый уровень жизни, многие считают завуалированнай формой тоталитаризма. Международное сообщество обеспокоено этим и, сохраняя культурное разнообразие, берет под охрану фольклор разных народов. Именно так появились охранные списки нематериального (точнее «неосязаемого») культурного наследия, в том числе и Urgent Safeguarding List UNESCО, куда от Беларуси уже включены Цари, Будславский фест и Туровский хоровод. Тенденция понимания культурно-социальной ценности фольклора обществом – налицо.

Поскольку общество и социокультурная практика становятся узко специализированными, надеяться на самосохранение фольклора – глупо и опасно. Очень ёмок парафраз автора исследования по ревитализации нематериального культурного наследия Светланы Кононович: «Традиционная культура должна сама собой сохраниться?.. Отлично! Попробуйте сказать об этом майя, ацтекам и инкам...».

Зинаида Можейко одна из первых подняла вопрос об экологии искусства устной традиции и, с учётом своего опыта, предупредила: его решение требует усилий всего общества, а не только узкого круга исследователей и все более скромного (под давлением глобализации) сообщества носителей фольклора.

Учёные и носители фольклора сделали для сохранения духовного культурного наследия Беларуси почти все, что могли. Сейчас общедоступны видеозаписи фольклора, в наличии информация о традиционной культуре, но не всегда есть понимание, как с ней работать. Задачи сохранения фольклора, которыми «болела» Зинаида Можейко, могут быть решены только совместными усилиями всех белорусов, а задача учёных – сформулировать модели деятельности по достижению «экологизации сознания нашего общества в отношении аутентичных форм фольклора», к которому призвала Можейко в своих последних работах (рис. 2).

Гипертекстуально оформленная в работах исследовательницы задача комплексного подхода к изучению и сохранению фольклора (а с о х р а н е н и е невозможно без передачи, обучения, иначе это не сохранение, а архивизация, почти похороны) нашла выход в открытии ряда специальностей и специализаций в вузах.

Работать с аутентичным фольклором - «живым» этноискусством в высшей школе Европы начали недавно. Один из первых опытов в Беларуси – кафедра этнологии и фольклора БГУКИ (основана в 2003 году именно в русле сохранения нематериального наследия белорусов). Она последовательно и концептуально разрабатывает образовательную модель для высшей школы, направленную на сохранение корневой культуры народа.

Укоренению модели подготовки фольклористов-практиков здесь с самого начала успешно помогал соратник З. Можейко и рецензент большинства её книг доктор философии профессор Энгельс Дорошевич (1931–2020), обобщив её содержание в «Теории фольклора» (рис. 3) – одном из базовых учебных пособий студентов. Показательно, что когда научная общественность Беларуси, России, Польши и Литвы была вынуждена защищать кафедру от нападок недоброжелателей, Зинаида Можейко первой подписала письмо в её защиту и, как показало время, не зря.

Студенты кафедры начинают обучение с экспедиционнного ознакомления с местным фольклором. Они перенимают материал экспедиций исключительно методом демонстративной антропотехники (пение – «с голоса на голос» и т. д.), возрождают изученный обряд как дипломный проект и таким образом «вписываются» и в университет, и в социокультурную практику.

Наша модель подготовки специалиста-практика по сохранению фольклора (рис. 4) аккумулирует опыт преподавания фольклора в Циркумбалтийском регионе: Санкт-Петербургской академии музыки (консерватории) имени Н. А. Римского-Корсакова, Латвийской академии искусств, Академии искусств Клайпедского университета, Вильнюсской академии музыки, где отделения этномузыкологии существуют много лет.

Университетская подготовка специалиста-практика по сохранению нематериального культурного наследия
экспедиция
на 1 курсе
её результаты как дидактический
материал на средних курсах
дипломный проект на материалах
экспедиции на выпускном курсе
Рисунок 4 – Образовательная модель подготовки фольклориста-практика (кафедра этнологии и фольклора БГУКИ, 2004–2020 годы)

В процессе внедрения этой образовательной модели деятельность кафедры приобрела общественно-ориентированную форму, в жизнь кафедры добавились не только творческие, но и социокультурно-ориентированные проекты, и она состоялась как кафедра практической фольклористики (рис. 5).

Сегодня в «активах» кафедры участие в возрождении ряда региональных обрядов и певческих стилей, диплом ЮНЕСКО «за сохранение нематериального культурного наследия», сенсационное введение в научный оборот видеозаписей дуды (волынки белорусов), успешно работающие выпускники-фольклористы, презентующие фольклор на самых известных площадках Мира – вплоть до штаб-квартиры ООН (рис. 6).

Как пример успешности этнохудожественного образования в БГУКИ можно привести выпуск специализации «Этнофоноведение» 2013 года, все дипломные работы которого получили исключительно призовые категории на престижном Республиканском конкурсе научных работ студентов страны: три работы – первую, одна работа – вторую. Эти четыре автора (100% от годового выпуска специализации, кстати, одарённые исполнительницы-носители аутентичной певческой традиции) стали магистрантами Института подготовки научных кадров НАН Беларуси, а потом – аспирантами академии. Достаточно красноречивый результат, особенно если учесть, что сами носители традиции принимают этнофоноведов, обученных опыту устного перенимания фольклора, за «своих», с удовольствием поют с ними и допускают к совместному участию в обрядах, приглашая выпускников на дипломные проекты к себе – в корневой ландшафт традиционных праздников (рис. 7).

Подготовка университетских кадров по сохранению искусства устной традиции – это только первый шаг из тех, которые ведут к решению проблемы его сохранения на этноэкологическом уровне. Опыт БГУКИ постепенно интегрируется в колледжи и школы страны. Как свидетельствует действительность, несмотря на препятствия, процесс происходит неторопливо, но непрерывно.

К счастью, с 2015–2016 учебного года в школьную программу постепенно возвращается дисциплина «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)». Под патронажем Отдела учебных заведений и по работе с талантливой молодежью Министерства культуры коллектив кафедры этнологии и фольклора БГУКИ разработал программы факультативных дисциплин для школьников Беларуси «Музыка. Белорусский музыкальный фольклор», которые официально введены в учебный процесс школ. Увлечённые корневым искусством нашего народа педагоги возлагают на них много надежд. Время покажет, насколько успешно они «пропишутся» в учебных планах и расписании занятий.

Традиционная культура в учебном процессе – необходимый минимум для этноэкологии. Чтобы общество это понимало, нужно постоянно напоминать, насколько важно сохранить корневую культуру, что и происходит, когда фольклор официально прописан в образовательных и воспитательных практиках государственных учреждений.

Мы уверены, что наши выпускники 2020 года полностью готовы к решению задач, связанных с дальнейшим изучением и популяризацией белорусского фольклора. Свидетельство тому — их дипломные работы, посвященные изучению и воссозданию колядной обрядовой традиции полесской деревни Хотислав.