КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ СЕКТОР МЭМ

Николай из Столбцовского района спрашивает:

Я слышал, что площадь Якуба Коласа в Минске с каждым годом приобретает сверхсмыслы среди оккультных и околооккультных сообществ мира. Как ни пытался разузнать из википедии, ничего не получилось. Если вы знаете, с чем это может быть связано?


Этот вопрос мы адресовали Милене Мироновой, старшему научному сотруднику лаборатории МЭМ, ведущему Коласоведу Беларуси.

Под каблуком Якуба Коласа, или Какие знания скрывает давно открытый памятник

Город – это текст, и его нужно уметь читать. Не только дорожные знаки, но каждая деталь в городе сигнализирует о чем-то: архитектурные элементы, остановки транспорта, овощные ларьки, даже урны и туалеты – все имеет значение, потому что все это вместе складывается в образ города. Памятники, конечно, особенно важны. Мы должны понимать, что просто так, за здорово живешь, памятник в городе не появится. Вид и место для памятника планируют, согласовывают, разрабатывают, утверждают, – а кроме того, это же произведение искусства, а значит, содержит намного больше смыслов, чем, в него было вложено.

Памятник народному поэту Якубу Коласу работы народного скульптора З. Азгура всегда был выдающимся. В 1970-х гг., после установки, он выдавался своим громадным размером – казался огромным на пустой и гладкой площади. Но затем березки вокруг подросли – и размер народного поэта уже не пугал горожан. А ведь так и было задумано! Как говорится, ужас пройдет, а эстетическое наслаждение останется. Архитекторы видели мысленным взором, как будет выглядеть все великолепие ансамбля через много лет. Но всей глубины смыслов своего творения предвидеть не могли даже они. Для этого потребовались исследования специалистов.

Среди туристов и горожан, случайно встреченных у памятника на площади, мы провели опрос1. В течение 40 лет мы задавали людям только один вопрос: какая деталь памятника привлекает ваше внимание прежде всего? Полученные результаты представлены в таблице. Исследование проведено при кчастии виртуального фонда поддержки мифопоэтических исследований. № МЭМ 142020134.

1980-е гг. спина Якуба Коласа 76% рука мальчика (Панаса) 23% фигура девушки (Ганны) 1%
1990-е гг. нога Якуба Коласа 72% скрипка (Сымона-музыки) 18% усы мужчины справа (деда Талаша) 6% фигура девушки (Ганны) 4%
2000-е гг. нога Якуба Коласа 89% ботинки Якуба Коласа 9% фигура девушки (Ганны) 2%

Впору задуматься, почему на протяжении 30 лет минчане и гости столицы с возрастающим вниманием были сосредоточены на ноге Якуба Коласа? Но прежде чем ответить на этот поистине мистический вопрос, дадим толкование другим фактам и цифрам.

Легко понять, почему 23% обращали внимание на руку мальчика в 1980-е гг. К олимпиаде был открыт ресторан “На ростанях”, названный так же, как и знаменитый роман Якуба Коласа, посвященный учителю Лобановичу. В 1980-х гг. в Белорусской ССР наблюдался значительный рост школ, а Лобанович всегда был и остается образцом для каждого белорусского учителя. Совершенно ясно, почему ему посвятили хороший ресторан. Городские шутники быстро обнаружили, что один герой Коласа с площади, от находятся остановки транспорта, указывает в сторону ресторана. И все в поисках шведского стола стоимостью 3 рубля (а именно такая цена была в одном из залов, исключение составляло меню а-ля карт2) обращали внимание прежде всего на руку мальчика и безошибочно попадали в нужное место. Этот вопрос был освещен в отдельном исследовании Центра МЭМ.

Поэтические 1990- гг., с их бурным развитием искусства, сделали актуальной фигуру Сымона-музыки. Особое внимание всегда обращало отсутствие смычка в его руке. Скрипка есть, девушка слушает музыку, - но Сымон не касается струн. Великий Азгур предвидел разгул вандализма и не хотел, чтобы его творения страдали. Мы знаем, какая печальная судьба ждет различные мелкие детали памятников: так, перо у Александра Сергеевича Пушкина (памятника над Свислочью) отламывают ежегодно, и ежегодно реставраторы вставляют ему перо по-новой.

Но кроме прагматического, у этой детали есть и глубинное значение. Сымон вообще не играет, а только воображает себя музыкантом. А Ганна не слушает, а просто прилегла и ждет, когда же он начнет играть. Такое решение усиливает лирический смысл всей композиции и настраивает на мистический лад.

Фигура девушки Ганны, как видно из таблицы, пользуется неизменным вниманием небольшого числа лиц с патологическими наклонностями. Отметим, что все указавшие на формы Ганны как привлекающие их в первую очередь были лицами мужского пола, а отвечая на вопрос, всегда гримасничали или щурились.

Великий скульптор не случайно придал девушке именно такую позу и подчеркнул ее формы. Эта единственная женская фигура во всей композиции символизирует плодородность и устойчивость (она лежит), однако не в прямом смысле, а в переносном (она лежит на животе). Иными словами, Ганна плодоносна эстетически, эта мысль динамично и ясно выражена в ее позе, однако опрашиваемые почему-то обращали внимание совсем на другое.

И, наконец, обратимся к центральной фигуре. Спину Якуба Коласа выделяли минчане 1980-х гг., потому что тогда березки еще не сильно выросли, и спина писателя казалась им огромной, особенно из окна трамвая, линия которых проходит как раз позади всей скульуптурной группы. И если другие герои повернуты на ¾ и видны с разных сторон, то Колас строго ориентирован: лицом к проспекту Ленина, спиной – ко всему остальному3. Также можно объяснить, что минчанам позднесоветских 1980-х гг. большая спина казалась символом терпеливости, выносливости, отличающей белорусов во все времена. Подчеркнем еще раз, что симолизм великих произведений неисчерпаем. Неизменный Колас по-разному смотрел на проспект, когда тот носил имя Ленина, затем Скорины, а теперь задумчиво взирает на нашу Независимость.


Фото из материала «Кто и как моет скрипку Сымона-музыкi и усы деда Талаша на площади Якуба Коласа». Минск-новости. 10 апреля 2017 г.

Тем интереснее смещение внимания к ноге народного поэта и, более того, конкретизация этого внимания на его ботинке, что за последние 20 лет привлекает внимание 98% опрошенных (2% по-прежнему интересуются фигурой девушки Ганны, но это неизбежный процент, так как по статистике каждый пятый белорусский мужчина живет в Минске).

Нога издревле символизирует связь человека с землей и подземным миром, с природой. Нога – проводник энергии. Обратим внимание, что Колас сидит на большом валуне, и это придает фигуре еще большую устойчивость и символичность. Камень – это первооснова, начало начал и точка отсчета. Магический смысл этой первоосновы сохранен в считалке “Камень, ножницы, бумага” и, приглядевшись к памятнику, мы найдем этот смысл. Камень дан нам явно, это необходимая опора для народного поэта. Ножницы образуют его ноги, которые действительно лучше всего видны простому человеку, смотрящему на великого белорусского классика, как и положено, - снизу вверх. Перекличка слов “ноги” и “ножницы” – отзвук древней этимологии, согласно которой однокоренными словами являются “радуга” и “радость”, а что-то “бесспорное” может подсказать нам только “бес”.

Древнее значение корня “но” сохранил японский язык, в котором оно означает “умение, мастерство, талант”. Сейчас это один из видов японского театра, в котором сочетаются разные искусства.

“Га” – это японский артикль, который означает именительный падеж, но в то же время это обозначение площади. Символ площади на площади Якуба Коласа – даже странно, что прежде на это никто не обращал внимания.

Таким образом, “но” – искусство и “га” – площадь. “Искусство на площади” – так можно объяснить смысл ноги памятника.

Кроме того, ножницы означают раздвоение, развилку. Как с этим символом гармонировал ресторан! Магическая сила всего места уменьшилась с закрытием ресторана, стоящего, кстати, еще и на развилке, и с открытием в этом месте салона бытовой техники, больше подошедшей бы для площадей Максима Танка или Михася Лынькова, с его Миколкой-паровозом.

“Пятый элемент” рифмуется только с пятой точкой народного поэта, которой он опирается на символический валун. Но такой переклички не предусматривает белорусская народная культура.

Третий компонент магической считалки “бумага” вполне понятен: герои Коласа – герои литературы, они возникли на бумаге. Бумага – инструмент писателя, средство его бессмертия. Тонкая и хрупкая, она создает образы, которые много лет будоражат читателей, а будучи воплощенными в граните и бронзе – зрителей. И заметим при этом, что нормальных людей все-таки 98%.