Сімпозіум, або бяседы ў «рымскай» лазні

Темная бездна интриг


Рыма Кавалёва

Не позволяйте себя втягивать в эту пропасть. Если, конечно, не испытываете жгучего желания нырнуть туда.

Есть люди как будто созданные для интриг. Где бы они ни работали, за ними тянется шлейф склочника, ловкого интригана, манипулятора. Мне встречались такие персоны. Они умело играют на всех струнах чужой души. Вы благородный человек? Сыграют на благородстве. Отзывчивый? Они тут же прикинутся бедными и несчастными. Имеете недоброжелателей? Готовы помочь подковырнуть их. Поначалу вы будете видеть не истинное лицо такого «друга», а то, которое он вам подсунул. А когда разберетесь, поезд уже ушел. Вы по уши в том, в чем не предполагали быть.

Чем тут помогут сказки? Я сама удивилась: оказывается в сказке «Грибы» («Война грибов») есть целая программа противостояния интригану. Для этого нужно всего лишь выполнить одно предварительное условие – идентифицировать себя. Ответить на простой вопрос, кто ты есть, чего ты хочешь или не хочешь, что принимаешь, а что отвергаешь. А потом все просто – по сказочным рецептам. Вот вздумал интриган боровик идти войной против царя-гороха. Заметьте, все внутриколлективные интриги, если смотреть на них со стороны, не более чем смехотворная борьба грибов с гороховой грядкой. На чьей бы стороне вы ни воевали, много чести не будет.

Все интриганы ищут поддержку, сколачивают свое войско. Вот рецепты, как сказать им «нет».

Боровик приказывает белянкам идти на войну. Те отказываются, говоря: «Мы грибовые дворянки, не идем на войну». То есть по статусной самоидентификации и уровню мышления они не позволяют себе опуститься до низких интриг, никому не нужных, кроме боровика, решившего потешить душу.

Не нашел боровик поддержки у рыжиков: «Мы богатые мужики, неповинны на войну идти». Здесь богатство можно понимать по-разному, в том числе как богатство духа, которое вы не хотите разменивать в угоду чьим-то интересам.

Даже волнушки не поддались приказу: «Мы господские стряпушки, не идем на войну». Хоть мы и маленькие люди, но у нас есть другие обязательства, мы не хотим решать чьи-то проблемы. Справляйся, дескать, боровик самостоятельно.

А опенки вообще прикинулись такими слабыми, что их просто совестно брать в расчет: «У нас ноги очень тонки, мы нейдем на войну».

Вот что значит самоидентификация. Она дает силу противостоять давлению со стороны более статусного персонажа, каким является царь грибов боровик.

К сожалению, есть люди, подверженные, по словам психологов, стадному инстинкту. Они готовы быть как все. Откликнуться без разбора на любой призыв, не размышляя и не думая о последствиях. Что у них развито, так это ложное чувство товарищества. Таковы в сказке грузди: «Мы, грузди, – ребятушки дружны, пойдем на войну!» Пойдем, например, под знаменами любимого спортивного клуба громить витрины, поджигать авто, бить морды другим фанатам. Обольем грязью умную «белую ворону» в своем отделе. Спровоцируем и подставим начальника. Понаушничаем. С помощью нечистоплотных интриг получим степень кандидата наук, а то и доктора. Займем чье-то место.

Проблема нравственного выбора одна из тяжелейших. В любом случае вам определять свою моральную позицию. Последуете ли вы примеру груздей, у которых под флагом дружбы сработал стадный инстинкт: «Бьем, на кого укажут!», или вспомните про слабых опенок, сказавших «нет» грибному царю, зависит от вашей самоидентификации.

Мне вспоминается трагическая судьба славного мальчика Сережи – типичного «груздя». Он выделялся из разношерстной дворовой компании своей начитанностью, воспитанностью, добротой. Папа Сережи – редкий тип образцового семьянина без вредных привычек и склонностей. Мама – дама с сильным характером, заботливая и домовитая. Младшая сестра – белокурое чудо под опекой Сережи.

Сверстники хорошо относились к Сереже. А у того развилось гипертрофированное чувство товарищества. Вкупе с доверчивостью и слабоволием это начало давать странные плоды.

В компании был мальчик Саня, не шумный, не многословный, но тонкий манипулятор. Однажды он объявил друзьям, что собирается жениться на местной красавице Светке, им нужны деньги на свадьбу и подарки. Поэтому, дорогие десятилетние друзья, включите воображение, как помочь товарищу. Не знаю, как другие, но Сережа постарался на славу. Потом я встретила возбужденную Санину маму, к которой приходила Сережина разбираться, куда делись деньги из копилки и какие-то вещи. А где я их возьму, негодовала мама Сани, у меня их нет, я ничего не брала. Пусть бы лучше за своим ребенком смотрела, чтобы ничего не таскал из дома.

К сожалению, Сережа всегда шел на поводу замечательного самого по себе чувства товарищества и этим многие пользовались. Случайно узнала, что в старших классах он связался с нехорошей компанией, стал курить, выпивать, пропадать на чердаках, подозревали наркотики. Мама Сережи, надо отдать ей должное, была полна решимости не упустить сына. Но как спасешь слабовольного? Она прилагала неимоверные усилия, вытаскивая Сережу из разных передряг. Все напрасно. Коллективная кража какой-то ерунды из киоска. Колония. Возвращение. Попытка создать семью. Снова угодил, куда не следовало. Вернулся измученный, больной туберкулезом. Родители купили ему дом за городом, где он жил с очередной подругой. Вскоре Сережа умер. Ему не было и тридцати лет. Темная бездна чьих-то интересов поглотила очередную жертву.

Поэтому хорошенько подумайте, следовать ли примеру груздей, идти «за компанию» ради червивого «боровика» или иметь собственную позицию.