Нашы выпускнікі-літаратуразнаўцы: Таццяна Мацюхіна

Духовные ценности в поэзии Г. Тарасевича (на основе сборника стихотворений “Носитель”)

Генрих Тарасевич – автор книг “Предчувствие весны” и “Отражение души”. Его новый сборник стихотворений “Носитель” (2017) вызывает у современного читателя не меньший интерес, чем предыдущие книги, так как в нём поэт передаёт свой взгляд на ментальность, нацию, общество и семью. Названная книга отмечена реалистическим подходом к действительности, а сами произведения пронизаны дидактическими и юмористическими мотивами.

Лирический герой Г. Тарасевича – это высокодуховный, высоконравственный человек, который утверждает ценность истины, борется с фальшью, пустословием, иллюзией и обманом. Это личность, которая понимает смысл истинной высокой классической поэзии (“Поэзия”). Для лирического героя автора слово не просто способ выражения мысли, а целебное средство в мире духовности, которое оберегает от бед, вдохновляет, исцеляет, заживляет душевные раны (“Разные слова”). В художественном мире Г. Тарасевича быт упорядочен, но ему не придаётся исключительно важное значение. Внимательный автор призывает своих читателей ценить белорусский край, а не стремиться в неизвестность, на чужбину.

Безусловно, скупость как порок неприемлема для лирического героя Г. Тарасевича. В своих стихотворениях автор подчёркивает то, что духовная щедрость прививается детям родителями с самого раннего детства. Для Г. Тарасевича, как и для его лирического героя, именно мама является идеалом духовной красоты, а значит, носитель автора – заботливый, добрый, сердечный сын. Кроме того, и тёща воспринимается им как родная мама [1, с. 23], что на сегодня – редкое явление, так как многие люди ограничены собственными взаимоотношениями внутри семейной ячейки “муж–жена–сын или дочь”.

Для автора книги характерно возвышенное восприятие жены (“Тридцать лет я уже вместе с тобой”). В определённой степени Г. Тарасевич боготворит земную женщину, воспринимает её как музу (“взгляд твой трепетный и желанный”, “ты мне и небо, и земля…”). К примеру, в творчестве этого поэта запах духов является важной приметой загадочной женщины, а сердечная деликатность и нежность лирического героя по отношению к любимой женшине – мудрой, хозяйственной, надёжной жене, подчёркивает высокую степень взаимного доверия, эмоционального единства людей, которые понимают друг друга без слов (“Нестерпимо для меня то редкое время…”).

В книге “Носитель” Г. Тарасевич осмысливает роль мужчины в обществе. В стихотворении “Бывают разными мужчины…” поэт называет основные цели и ценности, к которым стремится сильная половина человечества, – лидерство, деньги, признание, власть, материальный достаток. Однако, следует помнить: “Сакральны сэнс жыцця мужчыны / <…> – / Жыць для Тварца і той жанчыны, / Што лёсам злучана адным” [1, с. 41].

Праздность, лень, бездействие, пассивность – в восприятии Г. Тарасевича – синоним упадка, деградации общества и, в частности, каждой личности. Поэт обращает внимание на то, что лень угнетает человека, а работа (созидательная деятельность) развивает, мобилизует, наполняет смыслом каждый новый день: “Лянівы сам сабе нашкодзіць, / А хто шукае – той знаходзіць. / Імпэт патрэбна ўкласці ў справу, / Каб завяршыць яе на славу” [1, с. 31].

В своих стихотворениях Г. Тарасевич призывает нас быть сдержанными в своих высказываниях о собственных успехах, советует не быть хвастливыми и высокомерными (“Не хвали себя на людях”). А значит, лирический герой характеризуется такими качествами, как скромность и самодостаточность.

Глубокое и поразительно тонкое понимание эмоционального состояния других людей – отличительная примета творчества белорусского поэта. Это и внимательность к мироощущению, настроению и ценностям окружающих, и умение предвидеть их реакцию на определённые события. Обращение к скрытым чувствам каждого человека даёт возможность лирическому герою Г. Тарасевича, не имеющему завышенных требований к обществу, стать по-настоящему счастливым и редко сталкиваться с разочарованиями (“Fronti nulla fides”, “Живём мы всегда в ожидании”).

Однозначно, в авторском понимании “ложные суждения” несовместимы с истиной, верой в доброту, надеждой на лучшее, а достижение людьми своей выгоды, корысти путём обмана или мошенничества для поэта совершенно неприемлемо. В стихотворении “Надежда” Г. Тарасевич воплощает следующую идею: “Заўжды ў часы ліхіх выпрабаванняў, / Надуманых ілжывых меркаванняў / Надзея дорыць суцяшальны знак” [1, с. 34]. Как видим, тут присутствует элемент дидактизма при просветительском подходе к действительности.

Для творчества поэта присуще обращение лирического героя к Богу. В сборнике стихотворений “Носитель” выявлены различные аспекты бытия, духовного мира личности при постижении красоты Родины, природы. Г. Тарасевич обращается к Богу с просьбой наделить его самого мудростью: “Ласкавы Божа, дай мне розум / З самім сабой пражыць у згодзе, / На ўсе часы дай cталы роздум / На справы ў свеце… і прыродзе” [1, c. 22]. Благодаря богатому духовному опыту автора “проекция” его самобытного образа наслаивается на выразительный жизнеутверждающий образ лирического героя.

Природа – один из источников вдохновения, радости для поэта. В частности, посёлок Новый Двор для Г. Тарасевича – благословенное место юношеских увлечений, открытий, дружеских встреч, а белорусская земля – величайшая святыня. В стихотворении под названием “Новый Двор” автор, прежде всего, отмечает следующий факт: “Адно ёсць месца на Зямлі, / Дзе піў я цёплы сырадой” [1, c. 65]. Поэт сакрализует природу того места, где родился, и своё Отечество в целом.

Белая берёза – в понимании Г. Тарасевича – неизменный, сакральный символ Беларуси (“В чистом поле белая берёза…”). Очевидно, что автора книги очень волнует историческая судьба Родины. Поэт с трепетным уважением относится к людям, которые преодолели тяжёлые испытания войной и знают истинную цену жизни (“Стаж моей государственной службы”).

Автор стихотворений воспринимает образ носителя белорусской ментальности в безграничном пространстве родного края. Минск для него – “мясціна Боскае прыроды і ратнай мужнасці крыніца” [1, с. 24]. Для Г. Тарасевича это то святое место, где с божьей помощью воплотились в жизнь его заветные мечты. Кроме того, и он сам “исповедует” духовную чистоту. Поэт понимает, что зависть, зло, ненависть во взаимоотношениях между людьми нередко объясняются бездумным пожеланием другим людям нехорошего, злого и становятся проклятием для обеих сторон (“Проклятия, будто те гуси…”). А Бог является неисчерпаемым источником милосердия, счастья, верности библейским истинам (“Сакральное”).

Как видим, в сборнике стихотворений многоаспектно раскрыта тема поиска автором и его лирическим героем своего пути и тема любви к Родине. Присутствуют здесь и народные мотивы и образы. К примеру, в поэзии Г. Тарасевича брак по невзаимной любви символически приравнивается к тюрьме. Кроме того, большое значение в поэтической книге уделяется религиозным и народным праздникам (“Пасха”, “Рождество Христово”, “Купалье”, “Богач”).

В книге “Носитель” Г. Тарасевич подчёркивает самостоятельность, уникальность белорусского языка. Несмотря на то, что в Беларуси два официальных языка коммуникации, белорусский язык “дан <…> нам не в нагрузку, а чтобы отличительным край был мира наш” [1, с. 30]. А значит, носитель – это высокообразованный, с энциклопедическими знаниями и практическими навыками и умениями белорус по состоянию души и сознания.

Для поэтического сборника Г. Тарасевича характерна ретроспекция – возвращение автора в прошлое, благодаря чему он восстанавливает в своей памяти детали тех или иных событий, смотрит на них со стороны внешнего наблюдателя (воспоминания о юношеских годах, учёбе в Литовской сельскохозяйственной академии, первой любви и др.).

Мотив становления ребёнка как личности важен для осознания основных вех жизненного и творческого пути поэта. “Флоксов тонкий запах”, наверное, тот гештальт, который связывает авторские воспоминания о радостных годах детства, родном доме, первых тайных светлых чувствах и – заботах, присутствующих в жизни каждого взрослого человека, который отвечает не только за себя, но и за других людей (“Розовых флоксов тонкий запах…”).

В своём творчестве Г. Тарасевич с чрезвычайным вниманием относится не только к запахам и зрительным образам, но и к звукам. Именно гитара – давняя мечта поэта – завораживает мелодиями и аккордами и способна вызывать симпатию, любовь к тому, кто на ней играет (“Моя старенькая гитара”).

Стоит отметить, что литературным наставником для Г. Тарасевича является белорусский классик Я. Купала (“Носитель”). В этом стихотворении современный поэт искренне говорит о себе: “Я пільны носьбіт памяці народа, / Ягоны дух у еднасці са мной” [1, с. 66]. А значит, носитель – это ещё и преемник, продолжатель культурной традиции, духовного богатства, которое накапливается в литературе и искусстве годами и по-особому проявляется в определённое время и в определённом месте.

Несмотря на то, что со времён Рождества Христова “не стал добрее человек” [1, c. 73], стремление превозмочь зло, надежда на духовное спасение растёт и заполняет собой пространство в мире лирического героя и мире автора книги. Следовательно, носитель Г. Тарасевича – это сильная, преданная своей Родине, обществу и семье личность, которая утверждает своими поступками, а не пустыми словами, общечеловеческие идеалы доброты, мужества, ответственности за других людей.

Литература:

1. Тарасевіч, Г. Носьбіт : вершы / Г. Тарасевіч; прадм. К. Камейшы. – Мінск: ПроняПлюс, 2017. – 92 с.