Дзьмухавец 16
Дыскусія:
праблемы навукі і адукацыі

Защиты дипломных работ:
и скучно, и грустно, но и волнительно

для кого?

Виола. Ничего про нее не знаем. Отправлено из интернет-кафе.

Июнь – время защит, ГЭКов, экзаменов – самый напряженный месяц для преподавателя. Хочется присутствовать на защитах дипломных работ своих учеников, но не всегда это получается. Правда, есть еще рецензии, и по правилам, установленным тем, кто придумал и всё остальное, рецензировать нужно столько же работ, сколько пишется дипломных под твоим руководством. Поэтому когда много одного, много и другого, но следуя правилу во всем находить положительные стороны, можно найти плюсы и здесь: ты читаешь много работ и присутствуешь на многих защитах. Кроме того, и сам можешь быть членом ГЭК на защитах дипломных работ. Так случалось и со мной.

Что ж. Опыт приобрела и могу поделиться.

По сравнению с традиционным сценарием, существовавшим с незапамятных времен, «сказочку» с защитами сильно сократили. Раньше последовательность обязательно была такой: слово студента, вопросы комиссии и присутствующих, слово рецензента, ответы студента, вопрос председателя, доволен ли рецензент и нет ли вопросов у присутствующих, а затем – заключительное слово студента, в котором он благодарил руководителя, рецензента, членов ГЭК и председателя и всех присутствующих за внимание. Иногда – свой факультет и преподавателей, которые учили его все эти годы. И это не просто фальшивая слеза при вручении «Оскара», это последнее выступление студента в вузе, в котором он провел пять лет своей жизни.

И не важно, что теперь он проводит здесь лишь четыре года. Это долгие и насыщенные годы, это учеба, общение, часть жизни молодого человека, которую – и ему очень хочется в это верить! – он провел здесь не зря.

В процедуре последних лет заметно формализовано всё, что хоть как-то связано со словом «защита». У присутствующих вопросов не возникает, да председатель и не спрашивает, есть ли они. Ответ рецензенту превращается в выражение благодарности, а у рецензента уже и не спрашивают, доволен ли он. Только в редких случаях разгромной критики, когда вообще уже не важно, что ответит студент, всё предрешено.

Председатель и члены ГЭК в ходе защит откровенно скучают и строго следят за регламентом, при этом вступительное слово студента редко кто слушает. В общем, не важно, что он говорит, главное, чтобы покороче. Бывали случаи, когда студента останавливали, не слушая его, и делали это не стесняясь. В таких, например, выражениях: «Ну мы уже всё поняли» или «Мы уже запомнили наизусть всю работу», – это если члены ГЭК хотя бы листали диплом во время выступления, а не делились последними новостями и не ели конфеты. Никто не думает о том, что студент волнуется, читая это свое слово, они с руководителем готовили его и почему-то верят в важность этой части защиты.

«Только бы поскорее всё это кончилось!», – думает комиссия. То же думает и студент. Только комиссии при этом скучно, а студенту – волнительно.

Немного развлекают членов ГЭК ситуации, когда руководитель и рецензент дипломной работы выясняют отношения между собой. Это всегда заметно и всегда выглядит одинаково. Хорошая работа получает разгромный отзыв или, наоборот, беспомощный текст получает похвалу и высокую оценку. Какова в этом роль студента? Она стремится к нулю. В лучшем случае комиссия может поднять или снизить оценку на балл. А когда оценка слишком занижена или завышена, этот балл не сопоставим с оценками других работ. Например, отличную и новаторскую работу рецензент бог знает почему оценивает на «7», студент отвечает рецензенту, комиссия видит, что студент ориентируется в работе и свободно отвечает на все вопросы, и тогда – после долгих дебатов – оценку поднимут до «8». И тут же представляется полностью списанный текст, не имеющий новизны и самостоятельности вообще, но рецензент ставит «10». Какова будет итоговая оценка? Если студент совсем ни в зуб ногой, – он получит ту же «8», что и прекрасный выпускник.

Можно думать, что это не имеет значения? Имеет! И студенты отлично всё видят и понимают, и много говорят о том, что защиты дипломных работ не справедливы.

Отчего скучают члены ГЭК? Скука дипломных работ начинается задолго до июня – в процессе составления и утверждения тем. У работы, претендующей на новизну, мало шансов пройти утверждение . А если какая-то новизна все же просочится, то можно ожидать низкой оценки рецензента. Хотят ли этого студенты?

Если б они знали… Увы, еще встречаются такие, которым интересно заниматься исследовательской работой. Которые не хотят писать о мотивах и образах, тематике и проблематике. Которые читают научную литературу на иностранных языках и даже знают, чем занимается современное литературоведение.

Есть такие, увы. Увы – у них практически нет шансов заниматься тем, чем им интересно, и нет шансов защитить свой диплом на заслуженный балл. Потому что всем остальным в лучшем случае скучно.

Мы сами превратили в рутину то, что является первым шагом в нашу профессию.


Дыскусія: праблемы навукі і адукацыі

Олег Федотов. Профессура на обочине, или SCOPUS, оскопление науки и... национальная гордость
Энгельс Дарашэвіч. Адукацыя – не паслуга, а сутнасць і маральная аснова культуры...
Татьяна Шамякина. Проблемное поле филологического образования
Анна Квачек. Интернет: лекарство или яд?
Римма Ковалева. Души прекрасные порывы
Вячеслав Самохвал. Преподаватель - студент: перспективы диалога и реальность
Виола. Защиты дипломных работ: и скучно, и грустно, но и волнительно

P. S. Полина Евграфова. Чудеса во сне и наяву


Далей...